Главная страница

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста



Скачать 100.61 Kb.
НазваниеПрофилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Дата07.03.2016
Размер100.61 Kb.
ТипДокументы

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. В наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.

Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:

- перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)

- минимальная мозговая дисфункция (ММД)

- внутриутробные инфекции

- гипоксия плода (недостаток кислорода)

- хронические заболевания матери

- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды

- заболевания ребенка до 1 года

- ухудшение экологии

- социальные причины
В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста (т.к. возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет – общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь) Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

С целью раннего выявления речевых нарушений у детей 2-3 лет было проведено обследование психического развития ребенка. Анализ результатов обследования позволил сделать следующие выводы:
- все дети понимают обращенную к ним речь взрослого

- 81% детей легко находят нужные предметы и действия, из них 32% детей понимают значение прилагательных «большой», «маленький» и предлогов «в», «на», «под»

- 74% детей выполняют двухактную инструкцию взрослого, из них 29% детей выполняют инструкции, включая пространственное расположение предметов

- все дети пользуются речью, а 58% детей используют в своей речи фразы и предложения
Но наряду с этим были выявлены и такие проблемы, как:

- 74% детей не проявляют инициативу в общении со взрослыми, не обращаются к ним с просьбами и высказываниями

- 42% детей в активной речи используют только отдельные слова

Дети не понимают значение прилагательных, обозначающих цвет

- 26% детей понимают только одноактные инструкции
К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков (р), (л), наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни.
Для профилактики общего недоразвития речи у детей 2-3 летнего возраста важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

- РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

- РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

- РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

- РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

- РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Развитие правильного дыхания

Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти.

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

  1. Дуть в дудочки, язычки

  2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть)

  3. «Забей мяч в ворота»

  4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»

  5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде

  6. «Узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ)

  7. «Узнай фрукт»(апельсин, лимон, яблоко)

  8. Развитие плавного, длительного выдоха «Ветерок»

(подуть на листок) Очень жаркий день-денечек

Дунь-подунь, мой ветерочек.

Ветерочек-ветерок

Дунь-подунь, наш ветерок.

  1. Использование вестибулярных пластин (нормализуется носовое дыхание, исправляется прикус)


Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев»

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

  1. Гладить животных(мягкие игрушки)

  2. Игры с массажными мячами

  3. Ловить намагниченных рыбок

  4. Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей

  5. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)

  6. «Ладушки» - указательным пальцем правой руки водить по ладошке

  7. Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений

«Компот»

(дети указательным пальцем правой руки «мешают, рубят, крошат»)

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

  1. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи

Капля раз очень медленно сперва все бегом, бегом, бегом.

Капля два а потом, потом, потом (прыжки и бег)

  1. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.

  2. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться


Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.


  1. Максимально открывать и закрывать рот

  2. Растягивать губы в улыбочку

  3. Вытягивать губы трубочкой

  4. «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»

  5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать

  6. Упражнение «Птенчики»(сюжетная картинка «Гнездо с птенцами»)

Кушать птенчики хотят.

Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт.

Очень тихо все сидят!

Мама зернышко несет.

Открывайте шире рот!

Дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию. Педагог кладет на кончик языка витаминку, ребенок произносит: Ам!

  1. Формирование звука (и)

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.

Развитие чувства ритма

Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста?

Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.

Рекомендуются следующие задания в порядке возрастающей сложности. Предлагаем выбирать два-три задания для каждого занятия. 
1. Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.
 
2. Проговаривание "понарошку", беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным "прохлопыванием" кончиками пальцев.
 
3. Громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям.
 
4. Пение под фонограмму с одновременной "ходьбой", сидя на месте.
 
5. Пение под фонограмму без выполнения движений.
 
6. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.
 
7. Выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: "Аты-баты"- идти пальчиками по столу, "Бабка-ёжка" - топать одной ногой или махать "помелом", "Воробей" - "клевать" пальчиком ладошку.
 
8. То же с пением.
 
9. Ходьба по кругу с пением.
 
10. Ходьба по кругу с пением и хлопком (игровым движением) на каждый шаг или через шаг.
 
11. "Считалка" по кругу.
 
12. Проговаривание или пропевание песенки по ритмической записи в "Азбуке-потешке" на слоги "ти" и "та".
 
13. Ритмичное исполнение песенки на клавишном музыкальном инструменте.
 
В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, без кассеты, под проговаривание или пение взрослого. Во время выполнения игр-сценок и упражнений взрослый стоит лицом к детям, показывает движения, поёт, подсказывает. Можно предложить ребёнку, хорошо выполняющему упражнение, показывать пример, а плохо выполняющим помочь делать движения в такт. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму.


Развитие понимания речи

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов

  1. Запомнить название игрушки, части тела

  2. Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них

  3. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей(сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.

  4. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает.

Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает

  1. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

  2. Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками

  3. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый)


Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Игры на развитие слухового внимания

  • «Угадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.


  • «Угадай, чей голос»

Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал


  • «Узнай музыкальный инструмент»

Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты(бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.
Игры на развитие фонематического слуха

  • Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов

  • Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками(летают), тихое – приседают

  • Кто позвал

  • Узнай по голосу

  • Доскажи словечко

- Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка)

- Уронили мишку на пол, оторвали мишке…(лапу)

- Наша Таня громко плачет, уронила в речку…(мячик)

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то хотя бы не терять времени и не усугублять речевой дефект.