|
Применение нескольких способов разложения многочлена на множители План – конспект
Открытого урока по алгебре в 7 классе для членов районного методического объединения учителей математики муниципального района
Челно- Вершинский Самарской области
учителя Филипповой Валентины Николаевны
Дата проведения:
Тема: Применение нескольких способов разложения многочлена на множители.
Цели:
•Образовательные.
Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации.
•Развивающие.
Способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.
•Воспитательные.
Побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.
Оборудование: компьютеры, магнитные доски, набор карточек для сбора задания 2 на магнитной доске, карточки - тесты.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
План урока
I. Организационный момент. Постановка цели, мотивация. 2 мин.
II. Повторение и актуализация опорных знаний . 10мин.
III. Изучение новой темы . 7мин.
IV. Физкультминутка. 1мин.
V. Закрепление нового материала: 18мин.
а) на уровне первичного осмысления
б) на уровне применения.
VI. Подведение итогов 1мин
VII. Постановка домашнего задания. 1мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
1.Здравствуйте, садитесь.
Ребята, французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни.
2.Откроем тетради, проверим домашнее задание.
Учитель:
- вопросы по выполнению домашнего задания есть? Если нет, то сдать тетради на проверку
II. Повторение и актуализация опорных знаний.
1. Игра «Смотри, не ошибись». Дети должны заполнить пропуски. Задание записано на доске. Выполняется по цепочке.
…²– b² = ( a – … ) ( a + …)
( a + …)² = ( … + 2…b + b² )
(… + в )² = (а² + 2a… + …)
( m – …)² = m² – 20m + …
(5а + …)²= 25а²+ … + 81
(x² –1 ) = ( 1 + …)(… – 1)
2.Решение Теста 1.(прилагается) (3мин). Проверка по готовым ответам.
3. Затем на магнитной доске двое учащихся выполняют задание 2. (5мин).
Провести классификацию данных многочленов по способу разложения на множители.
В результате ученики собирают таблицу.
Способ
группировки
| Вынесение общего множителя за
скобки
|
Формулы
Сокращенного
умножения
| 20x³y²+4x²y а - b 2bx–3ay–6by+ax
b(a+5)–c(a+5) 27b³+a a²+ab–5a–5b
15a³b+3a²b³ x²+6x+9 2an–5bm–10bn+am
2y(x–5)+ x(x–5) 49m – 25n² 3a²+3ab–7a–7b
Остальные учащиеся выполняют задания теста 2 по вариантам на карточках. После выполнения пары обмениваются вариантами, проводят взаимопроверку, сличают работу соседа с тем, что собрано двумя учениками на магнитной доске. Оценивают работу товарища.
III. Ознакомление с новым материалом.
Учитель:
При разложении многочленов на множители иногда используется не один, а несколько способов. Рассмотрим примеры.
Задание: разложить многочлен на множители
Три примера записаны на доске. Решаются примеры, записываются на доске и в тетрадях
1.) a³ - а = а ( а² – 1 )= a( a – 1 ) ( a + 1 )
Вопросы: Что использовали?
1.) Вынесли общий множитель за скобки.
2.) Применили формулу разности квадратов.
2.)( a² + 1)² – 4a² = ( a²+1)² – ( 2a )² = (a² + 1 – 2a )(a² + 1 + 2a) = ( a – 1)² (a + 1)²
1.) Формула разности квадратов
2.) Формулы квадрата суммы и разности.
3.) 4x² – y² + 4x +2y = ( 4x² – y²)+ ( 4x + 2y) = ( 2x– y) (2x+y)+2(2x+y)=(2x+y)(2x–y+2)
В этом примере используется способ группировки, формула разности квадратов и вынесение общего множителя за скобки, т. е мы применяем несколько способов разложения многочлена на множители. Поэтому и тема сегодняшнего урока называется «Применение нескольких способов разложения многочлена на множители». Запишем в тетрадях тему урока.
Учитель:
- Ребята, разложение многочленов на множители нужная и важная операция, т.к. с ее помощью можно решать уравнения, неравенства, выполнять другие преобразования выражений
Итак, подведём итог.
Чтобы разложить многочлен на множители, нужно соблюдать следующий порядок.
1. Вынести общий множитель за скобку. ( Если он есть);
2. Попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения;
3.Попытаться применить способ группировки (если предыдущие не привели к цели).
Алгоритм порядка разложения многочлена на множители дано в таблице и размещено на доске.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
а) Первичное осмысление и закрепление темы.
Решить из учебника номера 392- 394 все (1,3)
№ 392
1. 2a²–2=2( a² –1 )=2( a–1)( a+1)
3. 9x³–81x = 9x(x²–9)=9x(x–3)(x+3)
№ 393 (1,3)
2a²+4ab+2b²=2(a²+2ab+b²)=2(a+b)²=2(a+b)(a+b)
3. 5x²+10xy+5y²=5(x²+2xy+y²)=5(x+y)²=5(x+y)(x+y)
№ 394 (1,3)
1. (x²+1)²–4x²=(x²+1)²–(2x)²=(x²+1–2x)(x²+1+2x)=(x–1)²(x+1)²
3. 4y²–(y–c)²=(2y)²–(y–c)²=(2y–(y–c))(2y+(y–c))=(2y–y+c)(2y+y–c)=(y+c)(3y–c)
б). Работа по карточкам.
Трое учащихся работают у доски. (Савельева Ю и Дегтярёва Н.) – по карточкам. Дементьева П- выполняет номер 394 (1,3) из учебника.
Карточка 2
Доказать равенство
a³–b³=(a–b)(a²+ab+b²)
|
Карточка 1
Доказать равенство
a³+b³=(a+b)(a²–ab+b²)
|
Остальные учащиеся работают на компьютерах. Выполняют задания и проверяют.
Девочки объясняют, как они доказывали равенства.
Учитель говорит, что эти равенства называют формулами суммы и разности кубов. Иногда эти формулы применяются при разложении многочленов на множители.
Учитель: Запишите в тетрадях эти формулы. Их нужно знать.
VI. Подведение итогов урока.
На уроке мы познакомились со способами разложения многочленов на множители. В дальнейшем нам поможет рационально производить вычисления.
VII. Постановка домашнего задания.
Если вы получили на уроке оценку:
392-394 все (2,4)
| «5»
| 405(3,4)
|
«4»
| 392- 394 все (2,4)
| 398 (3,4)
|
Тест 1
1. Соединить линиями соответствующие части определения.
Представление многочлена в виде суммы двух или нескольких многочленов
|
Разложение
многочлена на
множители - это
|
-
Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких одночленов
|
-
Представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов
| 2. Завершить утверждение.
Представление многочлена в виде произведения одночлена и многочлена называется ….(вынесением общего множителя за скобки).
3. Восстановить порядок выполнения действий при разложении многочлена на множители способом группировки.
Чтобы разложить многочлен на множители способом группировки, нужно
| вынести в каждой группе общий множитель(в виде
многочлена) за скобки
| 1 2
3
-
Вынести в каждой группе общий множитель в виде одного члена за скобки
| 4. Отметить знаком плюс «+» верные выражения. a) a² + b² - 2ab = ( a – b )²
б) m²+ 2mn - n² = ( m – n )²
в) 2pt - p² - t² = (p-t)²
г) 2cd+c²+d²=(c+d)² Тест 2
Вариант 1.
Задание 1. Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители.
Вынесение общего
множителя за скобки
| 20 x³y² + 4 x²y
| 4a²–5a+9
|
2bx– 3ay – 6 by + ax
| Формула сокращенного
умножения
|
Не раскладывается
на множители
|
Тест 2
Вариант 2
Задание 2. Соединить линиями многочлены с соответствующими им способами разложения на множители.
Вынесение общего
множителя
за скобки
|
Формула
сокращенного
умножения
|
x² + 6x + 9
| Не раскладывается
на множители
|
4 a' + 25 b²
| 49 m' – 25 n²
|
|
|
|