Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок первые годы его жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.
Взрослых, конечно же волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей готовности ребенка к школьному обучению – уровень развития математических способностей.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума и быстро меняющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, умеющих думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Актуальность данного вопроса определила выбор приоритетного направления моей работы с детьми – формирование и развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраст. По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности детей. Игра - это и школа обучения. Что же значит «играть в математику»? Разве можно «играть в математику»? Разве можно «играть» в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику – самую сложную из всех наук? Оказывается можно. Главное, чтобы дети получали радость от игровой деятельности, которая постепенно перерастет в радость учения.
В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все занятия я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации. Игровые методы и приемы в обучении детей математике положительно влияют на формирование эмоциональной сферы дошкольника.
Работая с детьми, я заметила, что интерес детей к математике проявляется довольно рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получилось у самого путем проб и ошибок. У ребенка начинает складываться представление о предметах, их назначении, свойствах, величине, форме, о действиях, которые можно с ними производить.
Я заметила, что особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих предметах, явлениях, когда они имеют возможность не только наблюдать, но и активно действовать. Активные действия ребенок проявляет в игре. Поэтому важным моментом в развитии ребенка, в приобщении его к знаниям, в том числе и к математическим, является создание предметно-развивающей среды, правильный подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр, литературных произведений и наглядного материала. Познавательный материал для малышей должно быть достаточно простым, доступным в понимании, ярким и крупным. Работая с детьми 3-4 лет, я старалась сама участвовать в играх, как партнер. Заметила, что маленьким детям интереснее играть не с картинками, а с объемными красочными игрушками (матрешками, пирамидками, модулями). Дети очень любят сказки. Народные сказки стали моими бесценными помощниками. В любой из них целая уйма всевозможных игровых ситуаций. Усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
«Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также моделировать по схеме.
Часто сама придумывала сказки, необычные истории. Там, где есть место сказке, всегда царит хорошее настроение. Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я предлагаю детям поиграть в сказку, стать непосредственным ее участником, Используя прием «вхождения» в сказку, в этот удивительный волшебный мир. Дети всегда рады, когда к ним в гости на занятия приходят Буратино, Незнайка, Медвежонок и другие герои. Для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке», «В гостях у трех медведей», «Теремок» и т.д. Важно, чтобы занятие проходило в непринужденной форме. Дети в большинстве своем любознательны, быстро включаются в игру со взрослым. Так, возбуждая интерес к игре, я возбуждала интерес к обучению. Постепенно игры усложнялись. В непринужденной форме я раскладывала перед собой картинки, карточки и геометрическими фигурами, рассказывала сказки о фигурах, цифрах, с которыми хотела познакомить детей. Дети подходили поближе, смотрели, прислушивались, садились рядом и включались в игру. Потом дети уже сами стали брать карточки, наборы геометрически фигур, дидактические игры и садились за столы для игры. Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его и побуждать интерес к изучаемому материалу. Огромная роль для решения данных задач отводится дидактическим играм математического содержания. Играя в такие игры, дети учатся выделять свойства предметов, сравнивать, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию. Для этого в группе имеется достаточное количество дидактических игр математического содержания: игры-вкладыши, логические кубы, пирамиды, геометрическое лото, «Части и целое», «Контуры», «Цвет и форма», «Мозаика», «Домино», «Мои первые часы» Старшие дошкольники проявляют интерес к играм схемам. Чтобы ребенок увидел в схеме конкретный реальный предмет, нужно хорошо развитое воображение и мышление. Особая роль в этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), которой я давно и успешно использую в работе по развитию математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ считаю важным условием достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Игры по технологии ТРИЗ по формированию математических представлений увлекают ребенка в сказочный мир математики, незаметно для него развивая мышление и математические способности. Ребенок учится видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, «конструировать» предметами, знаками, символами.
Широко использую следующие игры:
1.Игры на определение линии развития объекта.
«Чем был, чем стал» (с 4-летнего возраста) Было числом 4, а стало числом 5.
4+1=5
Было 5, а стало 3. Что нужно сделать, чтобы получилось 3? 5-2=3 и т.д.
2.Игры на выявление над системных связей.
«Где живет?» (с 3 лет) В каких предметах живет в нашей группе квадрат? Где живет цифра 3? и т. д.
Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются счетные палочки, кубики. С помощью счетных палочек я в доступной форме знакомлю детей началами геометрии. Используя счетные палочки как единицу измерения, учу детей выделять элементы геометрических фигур и давать им количественную характеристику, строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условию, возводить связи и отношения между ними.
Мои воспитанники умеют пользоваться знаками и символами. Кодирование, схематизация, моделирование освоенные сегодня, помогут им окунуться в сложный язык математики.
Играя в кубики, дети выполняют разные задания. Сначала учатся строить по образцу, затем строят по представлениям заданный предмет и, наконец, придумывают новое, свое, т.е. выполняют творческие задания.
В игре «Сложи узор» хорошо развиваются способности к анализу и синтезу – важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.
Особенно детям нравятся игры «Танргам», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сердечко», «Листик». Развивающее, воспитательное, обучающее значение этих игр многогранно. Они развивают пространственные представления у детей, воображение, смекалку, находчивость. Детей привлекает в таких играх свобода действий, занимательность и возможность проявить свои творческие способности, что создает прочную основу успешной адаптации детей к школе.
Особое место в своей работе по формированию и развитию математических представлений в детей дошкольного возраста отвожу проектной деятельности. Считаю, что возможности проектной деятельности огромны, а результаты ее невозможно переоценить. Через проектную деятельность:
1. Можно не только передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями при решении практических задач.
2. Опираясь на основную естественную деятельность ребенка – игру- сформировать у него коммуникативные навыки и умения работы в группе, исполняя разные социальные роли (лидера, посредника, исполнителя и прочее).
3. Реализуется инициатива ребенка – это значимо для развития умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Цель моего проекта, который я назвала «Математика вокруг нас» -повысить у детей старшего дошкольного возраста интерес к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр, линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения. Через исследовательскую деятельность дети находили в ближайшем окружении разные геометрические фигуры и тела, цифры, линии, через развитие речи составляли описательные рассказы, сказки, через ознакомление с художественной литературой знакомились с произведениями, в которых есть математические понятия. Закрепление знаний о геометрических фигурах, цифрах, линиях успешно проходило на занятиях по физическому развитию через подвижные игры и упражнения, а также в процессе продуктивной творческой деятельности детей. Не остались в стороне и родители. Вместе с ними дети сочиняли математические сказки, рисовали и лепили, устраивали выставки творческих работ.
Следует помнить, что проектные умения детей могут формироваться и развиваться лишь в их активной деятельности.
С целью повышения педагогической грамотности родителей и их ответственности за гармоничное развитие своего ребенка, работаю в тесном контакте с ними. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.
Проводя беседы, анкетируя родителей, я обнаружила, что многие из них по прежнему считают, что главной целью обучения детей математике является обучение счету, а также накопление определенной суммы знаний о цифрах, геометрических фигура. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, в формирование способностей к анализу, синтезу, что крайне важно для современного человека в современных условиях жизни нашего общества.
Это привело меня к разработке программы кружка по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Программа была разработана мною и утверждена на педагогическом совете нашего детского сада.
Целью программы, которую я назвала, «Развиваемся, играя», является повышение интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, формирование и развитие у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности и повышение педагогической компетенции, личной заинтересованности родителей в гармоничном развитии ребенка.
Новизна моей программы заключается в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс, в создании преемственности программы «Развиваемся, играя» с программой «Детство», по которой работает наше ДУ и которая направлена на становление творчески мыслящей и социально активной личности.
Программа «Развиваемся, играя» предназначена для организации кружковой работы и адресована детям 5-7 лет. Занятия провожу по подгруппам один раз в неделю с приглашением родителей. Параллельно происходит обучение родителей приемам, играм, которые они могут использовать с детьми дома.
По данным отечественных и зарубежных исследований, а также из практического опыта педагогов известно, что основные сложности в период адаптации ребенка к учебной деятельности возникают в силу недостаточной его школьной зрелости, которая обеспечивается определенным уровнем сформированности восприятия мира, памяти, мышления, внимания и моторики рук будущих школьников. Поэтому моя программа и представляет собой систему игровых занимательных заданий, предназначенных для развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и мелкой моторики рук.
Считаю, что просто необходимо отходить от застывших школьно-поурочных форм обучения и искать разнообразные варианты проведения занятия. Например, очень важно, как близко к педагогу или месту действия с объектами находится ребенок, может ли он сам непосредственно участвовать в происходящем. Организация занятия небольшими группами стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей, а присутствие родителей создает детям атмосферу психологической комфортности и защищенности.
Для совместного поиска ответа полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает, как правило, активными всех. При такой организации возникает атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую ситуацию.
Главные принципы реализации моей программы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста – это интеграция образовательных областей и принцип гуманистичности. Ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе совместной деятельности со взрослым, как полноправный партнер. Деятельность ребенка разнообразна. Это и наблюдения, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин, составление рассказов, заучивание стихов, решение логических задач, выполнение упражнений на развитие моторики рук, продуктивная деятельность с выполнением творческих заданий. Все это формирует у ребенка целостное представление о мире, помогает ему осознать свое место в этом мире, быть активным, самостоятельным, верить в свои силы.
Достаточно большое место в моей программе занимают творческие задания, что стимулирует воображение, фантазию ребенка, позволят развивать у ребенка творческие способности .
Данную программу я использую в своей работе первый год, но могу сказать, что положительные результаты уже есть. Дети с нетерпением ждут занятий математического кружка. Они стали более любознательными, активными, инициативными, стараются отстаивать свое мнение, лучше усваивают материал по математическому развитию. Повысился интерес родителей к учебно-воспитательному процессу. Теперь они имеют возможность наблюдать за развитием своего ребенка и вовремя скорректировать уровень развития до начала обучения в школе.
Таким образом, благодаря правильной организации развивающего пространства группы, продуманной системы дидактических игр, физкультминуток, индивидуальной работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности, проектной деятельности и кружковой работы ,в тесном контакте с родителями, мне удалось достичь достаточно высокого уровня усвоения моими воспитанниками программных знаний по формированию и развитию элементарных математических представлений /в соответствии с современными требованиями дошкольного образования. |