|
обучение без ент Всем привет. Меня зовут Разилия. Являюсь преподавателем турецкого языка в компании Globalstudents.kz Обучалась в университете иностранных языков и деловой карьеры. Мастер – класс «Народная тряпичная кукла» Цель Мастер – класс « Народная тряпичная кукла»
Цель: Повышение компетенции родителей в вопросах приобщения дошкольников к основам национальной культуры через ознакомление с народной куклой. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, воспитателя.
Задачи:
1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.
2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.
3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.
Материалы и оборудование: план-конспект мастер-класса. Образцы работ.
Материалы для практической работы: куски ткани, нитки, вата.
Введение.
«Роль народной культуры в воспитании дошкольников». (Воспитатель)
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Наиболее успешным приобщение дошкольников к народной культуре будет при активном участии в этом процессе родителей. Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие вашего малыша. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.
Постановка задачи
Воспитатель: сегодня нас ждёт удивительно увлекательная работа. Семья Кызынгашевых познакомит вас с русской народной куклой.
Родитель: Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.
3. Практическая часть. «Изготовление народной куклы». (Семья Кузнецовых)
Предлагаем вам совместно с детьми изготовить традиционную куклу-закрутку». Надеемся, это будет познавательным занятием для вас и вашего ребенка, а также подарит радость совместного творчества.
Материалы: 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки; один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана; прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки; белые нитки; вата для объема; тесьма для пояса.
Ход работы:
Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.
Выполняем тугое закручивание. Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.
На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.
Завязываем ниткой на уровне шеи. Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы. Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.
Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова.
А вот наряд – это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.
Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.
Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.
Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
3 Рефлексия (воспитатель)
Посмотрите на своих кукол. Расскажите о ваших куклах: Какие трудности вы испытывали при изготовлении куклы? Что нового вы узнали? Как вы считаете, нужно ли знакомить современных детей с народной куклой? Народная кукла ушла из нашей жизни. Но, безусловно, современный ребёнок должен знать о ней. Участие ребёнка в создании куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа. У нас педагогов и родителей есть замечательная возможность помочь ему в этом. А сейчас я предлагаю вам устроить выставку кукол. В каждой из этих кукол частичка вашей души, у каждой свой характер, и каждая чем-то похожа на ту мастерицу, которая её изготовила. Русская народная кукла, это не только игрушка, это часть жизни русского народа, которой приписывались различные волшебные свойства. Теперь мы знаем, какие куклы были у наших предков. Но ведь были, наверное, и другие игрушки. В завершении проекта, перед нами встаёт новая проблема – узнать, какими ещё игрушками играли во времена наших предков. |
|
|