Главная страница

«Права ребенка»



Скачать 228.37 Kb.
Название«Права ребенка»
Келка Марина Леонидовна
Дата02.03.2016
Размер228.37 Kb.
ТипДокументы




МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии»

Правовая игра
«Права ребенка»


Автор: Келка Марина Леонидовна

Учитель математики

Социальный педагог

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26

с углубленным изучением химии и биологии»

Возрастной контингент: 6 – 9 класс


Великий Новгород

2012
Пояснительная записка.

Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы.

Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права.

Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе. Социальной особенностью учащихся 7 – 9 классов является частичная гражданская дееспособность. В этой связи в правовом образовании появляется важный аспект, направленный на раскрытие конкретных правовых норм, существенных для подростков. На этом этапе актуально значимым является развитие умений, связанных с исполнением долга, ответственностью, внутренней дисциплиной.

Основной формой правового образования является получение знаний в процессе учебной деятельности, а также участие в школьных и внешкольных мероприятиях, ориентированных на актуализацию социального опыта подростков. В Концепции модернизации российского образования  на период до  2010 года  также говорится о необходимости  усиления гражданско-правовой составляющей школы: «Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в  сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского  общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой профессиональной и бытовой культурой».

Актуальна эта проблема и для нашего города. Достаточно высокие показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой,  о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашей школе. Как результат встает задача повышения правовой культуры учащихся для профилактики правонарушений.

Несмотря на достаточное наличие научно-методической литературы по проблеме воспитания правовой культуры не все аспекты разработаны в равной степени.

Значительное место в формировании правовой культуры занимает предмет обществознание. Однако, очевидно, что рамки уроков не всегда дают возможность детям  реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях. Только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышают эффективность правового воспитания.
Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».

Цели:

  1. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.

  2. Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы.

  3. Формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой позиции и культуры.

Задачи:

  1. Организация интеллектуального соревнования между командами учащихся.

  2. Использование разных методов организации деятельности учащихся.

  3. Формирование правовой компетенции учащихся.

  4. Социализация личности учащихся.

  5. Изучение приобретаемых прав человека по мере взросления.

Педагогическая целесообразность:

Правовые знания нужны школьникам не только сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Дети должны получать гражданско-правовые знания в деятельности. Практическая направленность предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию – важно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

Практическая значимость – использование материалов разработки на уроках, во внеурочной деятельности в нескольких вариантах, простота и доступность воспроизведения.

Продолжительность мероприятия: 1 – 2 урока (в зависимости от выбранного варианта).

Формы реализации: урок; беседа; игра; классный час.

Ожидаемые результаты:

Формирование гражданских навыков:

– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

– умение принимать и защищать свои решения;

– готовность к участию в общественных делах;

готовность к образованию;

- развитие творческих способностей;

Варианты проведения:

  1. Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде командной игры.

  2. Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде индивидуального соревнования.

  3. Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде теста.

  4. Отдельный урок в курсе обществознания в 6 – 9 классе (в виде командной игры, индивидуального соревнования, теста).

  5. Внеклассное мероприятие в виде командной игры – соревнования в выбранной параллели классов.

  6. Внеклассное мероприятие в виде командной игры – соревнования в одном классе.

  7. Внеклассное мероприятие в классе в виде индивидуального соревнования в одном классе.

Примечание:

Для проведения занятий, не являющихся итоговым занятием, требуется предварительная подготовка: самостоятельная работа со справочной литературой по нахождению и изучению необходимого материала.

Содержательная часть:

Вступление: беседа ведущего об основных правах и свободах человека: право на жизнь, на труд, на учебу, на отдых и т.д. На этом занятии учащиеся должны ответить на вопрос: с какого возраста приобретается указанное право?
Правила проведения командной игры:

- В игре участвуют команды по 5 – 6 человек одного (или разных) классов.

- Каждая команда получает бланк с вопросами и карточку «поле – лото» (в закрытом конверте).

- В ходе группового обсуждения команда отвечает на вопросы и закрашивает на поле необходимую цифру (при правильном выполнении задания из закрашенных клеток получается слово).

- Время работы команды 20 минут.

- Проверка, подсчет правильных ответов.

- Определение команды победителя.
Далее с учащимися проводится фронтальная беседа о том, что с приобретением прав человека по мере взросления на него налагаются и определенные обязанности. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Какими правами они уже обладают?

- Какие обязанности в связи с этим у них возникли?

- В чем они видят нарушение своих прав?

- Какие организации помогают устранить нарушения прав?

- Какая ответственность наступает при нарушении прав и обязанностей?

и т.д
При проведении игры в виде индивидуального соревнования каждый из участников работает самостоятельно.

При проведении урока в виде теста проверка выполнения может быть проведено в конце урока коллективно или педагогом отдельно с объявлением результатов на следующем уроке.
В конце занятия учащиеся анализируют работу своих групп и заполняют анкету.

Вопросы.



1.

Приобретает право на гражданство

24.

Вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией или иными доходами.

2.

Дает согласие на изменение имени и (или) фамилии.

25.

Имеет право на фамилию, имя, отчество

3.

Имеет право жить и воспитываться в семье

26.

Имеет право посещать детский сад

4.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления.

27.

Может быть исключен из школы.

5.

Имеет право получать от родителей защиту своих прав и законных интересов

28.

Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.

6.

Вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

29.

Вправе осуществлять права автора, охраняемого законом результатов интеллектуального труда.

7.

Имеет право посещать ясли.

30.

Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.


8.

Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.

31.

Может обучаться вождению мотоцикла.

9.

Имеет право посещать школу.

32.

Может вступать в молодежные общественные организации.

10.

Может самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки

33.

Вправе совершать с согласия родителей любые сделки.

11.

Допускается поступление на работу с согласия одного из родителей (не более 4 часов).

34.

Имеет право знать своих родителей

12.

Может совершать сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения

35.

Может заключать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными

представителями для определенной цели или свободного распоряжения.

13

Может вступать в детские общественные организации.


36.

На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

14.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.


37.

Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного комитета (при 24 часовой рабочей неделе).

15.

Дает согласие на свое усыновление

или передачу в приемную семью,

либо на восстановление родительских

прав своих родителей.

38.

Несовершеннолетние родители вправе требовать установление отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

16.

Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.

39.

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.


17.

Вправе быть заслушанным в ходе

судебного или административного разбирательства.

40.

Выражает свое мнение в суде о том, с кем из родителей хотел бы проживать после развода.


18.

Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)

41.

Несет уголовную ответственность за любые преступления.

19.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, вправе осуществлять свои родительские права.

42.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

20.

Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.

43.

Становится полностью дееспособным.


21.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора для работы при рабочей неделе 36 часов.

44.

Может быть членом кооператива или акционерного общества.

22.

Может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

45.

Может быть объявлен в установленном порядке полностью дееспособным.

23.

Разрешается просмотр в кинотеатрах фильмов, имеющих запрет.

46.

Подлежит административной ответственности за нарушения через комиссию по делам несовершеннолетних, несет административную ответственность.







47.

Обладает правоспособностью по гражданскому праву.


Ответы.



1.

С 0 лет

24.

С 14 лет.

2.

С 10 лет.

25.

С 0 лет

3.

С 0 лет

26.

С 3 лет

4.

С 14 лет.

27.

С 14 лет.

5.

С 0 лет

28.

С 14 лет.

6.

С 14 лет.

29.

С 14 лет.

7.

С 1,5 лет

30.

С 16 лет.

8.

С 14 лет.

31.

С 14 лет

9.

С 6,5 лет

32.

С 14 лет

10.

С 6 лет

33.

С 14 лет

11.

С 14 лет

34.

С 0 лет

12.

С 6 лет.

35.

С 6 лет.

13.

С 8 лет.

36.

С 0 лет.

14.

С 14 лет

37.

С 15 лет.

15.

С 10 лет.

38.

С 16 лет.

16.

С 16 лет.

39.

С 14 лет.

17.

С 10 лет.

40.

С 10 лет.

18.

С 14 лет

41.

С 16 лет.

19.

С 16 лет.

42.

С 16 лет.

20.

С 17 лет.

43.

С 18 лет.

21.

С 16 лет.

44.

С 16 лет.

22.

С 18 лет.

45.

С 16 лет.

23.

С 16 лет.

46.

С 16 лет.







47.

С 0 лет.


Зашифрованное слово: «ПРАВО».

Анкета.
Результаты анкеты после обработки помогут нам сделать выводы о том, что получилось, а что нет, что вызвало трудности при работе , нужно ли эту работу продолжать в дальнейшем.

1. Интересно ли тебе было участвовать в этом занятии ? __________________________________________________________________

2. Была ли решена в ходе работы поставленная проблема?

__________________________________________________________________

3. Учит ли работа самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей?

__________________________________________________________________
4. Что по-твоему продуктивнее: самому находить информацию или брать готовую с урока в процессе объяснения учителя?

5. А что интереснее лично для тебя: искать самому информацию с консультацией у учителя или получить готовые ответы ?

6. Способствует ли такая форма работы развитию творчества, умений работать в коллективе?

7. Получил ли ты для себя что-то новое? __________________________________________________________________

8. Пригодятся ли _полученные знания и навыки организации работы для твоей дальнейшей учебы ?

__________________________________________________________________
Спасибо!

Заключение.
Сегодня важно менять правовое сознание детей и молодежи, формировать их правовую культуру на таких ценностях, как права человека и права ребенка. Деятельность, предлагаемая классным коллективам по правовому воспитанию разнообразна. Это классные и общешкольные мероприятия, в которых учащиеся смогут научиться совместной деятельности. В процессе работы учащиеся овладеют знаниями правовых основ, навыками их использования в жизни, у них будут формироваться глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях (в частности, и на основе их собственного опыта); будет складываться модель поведения, мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в общении с товарищами и друзьями.

Классный руководитель, учитывая возрастные особенности, специфику классных коллективов, выбирает доступные и интересные формы работы, координирует работу классного актива, направляет, подсказывает, заинтересовывает. Подобные занятия связывают учебную деятельность с различными формами внеклассной работы.

Разработанное мероприятие может быть включено в программу правового воспитания учащихся.

3,5

5

5

2

7

9

9

1

9

12

15

19

20

12

13

7

13

8

8

7

1

8

6

0

12

14

6,5

0

4

10

0

14

13

14

16

15

11

10

0

14

13

16

15

14

13

14

11

10

5

16

2

16

19

16

14

12

11

16

19

18

12

1,5

12

17

15

16

15

0

1

14

3

14

2

16

2,5

0

15

6

13

14

7

16

11

14

15

14

4

7

4

16

11

10

12

14

18

6

8

14

0

16

1

2

4

7

8

11

12

13

15

19

15

11

12

8

9

7

4

5

2

1




3,5

5

5

2

7

9

9

1

9

12

15

19

20

12

13

7

13

8

8

7

1

8

6

0

12

14

6,5

0

4

10

0

14

13

14

16

15

11

10

0

14

13

16

15

14

13

14

11

10

5

16

2

16

19

16

14

12

11

16

19

18

12

1,5

12

17

15

16

15

0

1

14

3

14

2

16

2,5

0

15

6

13

14

7

16

11

14

15

14

4

7

4

16

11

10

12

14

18

6

8

14

0

16

1

2

4

7

8

11

12

13

15

19

15

11

12

8

9

7

4

5

2

1

Список литературы.


  1. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.

Учебное пособие, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.

  1. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.

Методическое пособие для учителя, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.

  1. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.

Программа подготовки педагогов, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.

  1. Права человека. Книга для учащихся 6 – х классов, их родителей и учителей. Т.1 – 2. Изд. «Права человека», Москва, 2002 .

  2. Толерантность: взгляд, поиск, решение. Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова. М, Вербум – М, 2003.

  3. Основы правовых знаний. Учебное пособие для гуманитарных классов и школ. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.

  4. хрестоматия по курсу Основы правовых знаний. 8-9 класс. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.

  5. Преподавание прав человека. Книга для учителя. 6 – 8 класс. Изд. Реал – А. М, 2000.