|
«Права ребенка»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии»
Правовая игра «Права ребенка»
Автор: Келка Марина Леонидовна
Учитель математики
Социальный педагог
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26
с углубленным изучением химии и биологии»
Возрастной контингент: 6 – 9 класс
Великий Новгород
2012 Пояснительная записка.
Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов. В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.
Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе. Социальной особенностью учащихся 7 – 9 классов является частичная гражданская дееспособность. В этой связи в правовом образовании появляется важный аспект, направленный на раскрытие конкретных правовых норм, существенных для подростков. На этом этапе актуально значимым является развитие умений, связанных с исполнением долга, ответственностью, внутренней дисциплиной.
Основной формой правового образования является получение знаний в процессе учебной деятельности, а также участие в школьных и внешкольных мероприятиях, ориентированных на актуализацию социального опыта подростков. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также говорится о необходимости усиления гражданско-правовой составляющей школы: «Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой профессиональной и бытовой культурой».
Актуальна эта проблема и для нашего города. Достаточно высокие показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой, о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашей школе. Как результат встает задача повышения правовой культуры учащихся для профилактики правонарушений.
Несмотря на достаточное наличие научно-методической литературы по проблеме воспитания правовой культуры не все аспекты разработаны в равной степени.
Значительное место в формировании правовой культуры занимает предмет обществознание. Однако, очевидно, что рамки уроков не всегда дают возможность детям реальной пробы себя в социально-правовых ситуациях. Только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышают эффективность правового воспитания. Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».
Цели:
Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.
Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы.
Формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой позиции и культуры.
Задачи:
Организация интеллектуального соревнования между командами учащихся.
Использование разных методов организации деятельности учащихся.
Формирование правовой компетенции учащихся.
Социализация личности учащихся.
Изучение приобретаемых прав человека по мере взросления.
Педагогическая целесообразность:
Правовые знания нужны школьникам не только сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Дети должны получать гражданско-правовые знания в деятельности. Практическая направленность предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию – важно уметь ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.
Практическая значимость – использование материалов разработки на уроках, во внеурочной деятельности в нескольких вариантах, простота и доступность воспроизведения.
Продолжительность мероприятия: 1 – 2 урока (в зависимости от выбранного варианта).
Формы реализации: урок; беседа; игра; классный час.
Ожидаемые результаты:
Формирование гражданских навыков:
– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;
– готовность к образованию;
- развитие творческих способностей;
Варианты проведения:
Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде командной игры.
Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде индивидуального соревнования.
Итоговый урок после изучения темы «Права человека» (9 класс) в виде теста.
Отдельный урок в курсе обществознания в 6 – 9 классе (в виде командной игры, индивидуального соревнования, теста).
Внеклассное мероприятие в виде командной игры – соревнования в выбранной параллели классов.
Внеклассное мероприятие в виде командной игры – соревнования в одном классе.
Внеклассное мероприятие в классе в виде индивидуального соревнования в одном классе.
Примечание:
Для проведения занятий, не являющихся итоговым занятием, требуется предварительная подготовка: самостоятельная работа со справочной литературой по нахождению и изучению необходимого материала.
Содержательная часть:
Вступление: беседа ведущего об основных правах и свободах человека: право на жизнь, на труд, на учебу, на отдых и т.д. На этом занятии учащиеся должны ответить на вопрос: с какого возраста приобретается указанное право? Правила проведения командной игры:
- В игре участвуют команды по 5 – 6 человек одного (или разных) классов.
- Каждая команда получает бланк с вопросами и карточку «поле – лото» (в закрытом конверте).
- В ходе группового обсуждения команда отвечает на вопросы и закрашивает на поле необходимую цифру (при правильном выполнении задания из закрашенных клеток получается слово).
- Время работы команды 20 минут.
- Проверка, подсчет правильных ответов.
- Определение команды победителя. Далее с учащимися проводится фронтальная беседа о том, что с приобретением прав человека по мере взросления на него налагаются и определенные обязанности. Учащиеся отвечают на вопросы:
- Какими правами они уже обладают?
- Какие обязанности в связи с этим у них возникли?
- В чем они видят нарушение своих прав?
- Какие организации помогают устранить нарушения прав?
- Какая ответственность наступает при нарушении прав и обязанностей?
и т.д При проведении игры в виде индивидуального соревнования каждый из участников работает самостоятельно.
При проведении урока в виде теста проверка выполнения может быть проведено в конце урока коллективно или педагогом отдельно с объявлением результатов на следующем уроке. В конце занятия учащиеся анализируют работу своих групп и заполняют анкету.
Вопросы.
1.
| Приобретает право на гражданство
| 24.
| Вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией или иными доходами.
| 2.
| Дает согласие на изменение имени и (или) фамилии.
| 25.
| Имеет право на фамилию, имя, отчество
| 3.
| Имеет право жить и воспитываться в семье
| 26.
| Имеет право посещать детский сад
| 4.
| Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления.
| 27.
| Может быть исключен из школы.
| 5.
| Имеет право получать от родителей защиту своих прав и законных интересов
| 28.
| Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.
| 6.
| Вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
| 29.
| Вправе осуществлять права автора, охраняемого законом результатов интеллектуального труда.
| 7.
| Имеет право посещать ясли.
| 30.
| Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
| 8.
| Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.
| 31.
| Может обучаться вождению мотоцикла.
| 9.
| Имеет право посещать школу.
| 32.
| Может вступать в молодежные общественные организации.
| 10.
| Может самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки
| 33.
| Вправе совершать с согласия родителей любые сделки.
| 11.
| Допускается поступление на работу с согласия одного из родителей (не более 4 часов).
| 34.
| Имеет право знать своих родителей
| 12.
| Может совершать сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения
| 35.
| Может заключать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными
представителями для определенной цели или свободного распоряжения.
| 13
| Может вступать в детские общественные организации.
| 36.
| На имя ребенка может быть открыт счет в банке.
| 14.
| Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
| 37.
| Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного комитета (при 24 часовой рабочей неделе).
| 15.
| Дает согласие на свое усыновление
или передачу в приемную семью,
либо на восстановление родительских
прав своих родителей.
| 38.
| Несовершеннолетние родители вправе требовать установление отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
| 16.
| Имеет право управлять мопедом при езде по дорогам.
| 39.
| Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
| 17.
| Вправе быть заслушанным в ходе
судебного или административного разбирательства.
| 40.
| Выражает свое мнение в суде о том, с кем из родителей хотел бы проживать после развода.
| 18.
| Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)
| 41.
| Несет уголовную ответственность за любые преступления.
| 19.
| Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, вправе осуществлять свои родительские права.
| 42.
| Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
| 20.
| Подлежит первоначальной постановке на воинский учет.
| 43.
| Становится полностью дееспособным.
| 21.
| Имеет право самостоятельного заключения трудового договора для работы при рабочей неделе 36 часов.
| 44.
| Может быть членом кооператива или акционерного общества.
| 22.
| Может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.
| 45.
| Может быть объявлен в установленном порядке полностью дееспособным.
| 23.
| Разрешается просмотр в кинотеатрах фильмов, имеющих запрет.
| 46.
| Подлежит административной ответственности за нарушения через комиссию по делам несовершеннолетних, несет административную ответственность.
|
|
| 47.
| Обладает правоспособностью по гражданскому праву.
|
Ответы.
1.
| С 0 лет
| 24.
| С 14 лет.
| 2.
| С 10 лет.
| 25.
| С 0 лет
| 3.
| С 0 лет
| 26.
| С 3 лет
| 4.
| С 14 лет.
| 27.
| С 14 лет.
| 5.
| С 0 лет
| 28.
| С 14 лет.
| 6.
| С 14 лет.
| 29.
| С 14 лет.
| 7.
| С 1,5 лет
| 30.
| С 16 лет.
| 8.
| С 14 лет.
| 31.
| С 14 лет
| 9.
| С 6,5 лет
| 32.
| С 14 лет
| 10.
| С 6 лет
| 33.
| С 14 лет
| 11.
| С 14 лет
| 34.
| С 0 лет
| 12.
| С 6 лет.
| 35.
| С 6 лет.
| 13.
| С 8 лет.
| 36.
| С 0 лет.
| 14.
| С 14 лет
| 37.
| С 15 лет.
| 15.
| С 10 лет.
| 38.
| С 16 лет.
| 16.
| С 16 лет.
| 39.
| С 14 лет.
| 17.
| С 10 лет.
| 40.
| С 10 лет.
| 18.
| С 14 лет
| 41.
| С 16 лет.
| 19.
| С 16 лет.
| 42.
| С 16 лет.
| 20.
| С 17 лет.
| 43.
| С 18 лет.
| 21.
| С 16 лет.
| 44.
| С 16 лет.
| 22.
| С 18 лет.
| 45.
| С 16 лет.
| 23.
| С 16 лет.
| 46.
| С 16 лет.
|
|
| 47.
| С 0 лет.
|
Зашифрованное слово: «ПРАВО».
Анкета. Результаты анкеты после обработки помогут нам сделать выводы о том, что получилось, а что нет, что вызвало трудности при работе , нужно ли эту работу продолжать в дальнейшем.
1. Интересно ли тебе было участвовать в этом занятии ? __________________________________________________________________
2. Была ли решена в ходе работы поставленная проблема?
__________________________________________________________________
3. Учит ли работа самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей?
__________________________________________________________________ 4. Что по-твоему продуктивнее: самому находить информацию или брать готовую с урока в процессе объяснения учителя?
5. А что интереснее лично для тебя: искать самому информацию с консультацией у учителя или получить готовые ответы ?
6. Способствует ли такая форма работы развитию творчества, умений работать в коллективе?
7. Получил ли ты для себя что-то новое? __________________________________________________________________
8. Пригодятся ли _полученные знания и навыки организации работы для твоей дальнейшей учебы ?
__________________________________________________________________ Спасибо!
Заключение. Сегодня важно менять правовое сознание детей и молодежи, формировать их правовую культуру на таких ценностях, как права человека и права ребенка. Деятельность, предлагаемая классным коллективам по правовому воспитанию разнообразна. Это классные и общешкольные мероприятия, в которых учащиеся смогут научиться совместной деятельности. В процессе работы учащиеся овладеют знаниями правовых основ, навыками их использования в жизни, у них будут формироваться глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях (в частности, и на основе их собственного опыта); будет складываться модель поведения, мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям.
Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в общении с товарищами и друзьями.
Классный руководитель, учитывая возрастные особенности, специфику классных коллективов, выбирает доступные и интересные формы работы, координирует работу классного актива, направляет, подсказывает, заинтересовывает. Подобные занятия связывают учебную деятельность с различными формами внеклассной работы.
Разработанное мероприятие может быть включено в программу правового воспитания учащихся.
3,5
| 5
| 5
| 2
| 7
| 9
| 9
| 1
| 9
| 12
| 15
| 19
| 20
| 12
| 13
| 7
| 13
| 8
| 8
| 7
| 1
| 8
| 6
| 0
| 12
| 14
| 6,5
| 0
| 4
| 10
| 0
| 14
| 13
| 14
| 16
| 15
| 11
| 10
| 0
| 14
| 13
| 16
| 15
| 14
| 13
| 14
| 11
| 10
| 5
| 16
| 2
| 16
| 19
| 16
| 14
| 12
| 11
| 16
| 19
| 18
| 12
| 1,5
| 12
| 17
| 15
| 16
| 15
| 0
| 1
| 14
| 3
| 14
| 2
| 16
| 2,5
| 0
| 15
| 6
| 13
| 14
| 7
| 16
| 11
| 14
| 15
| 14
| 4
| 7
| 4
| 16
| 11
| 10
| 12
| 14
| 18
| 6
| 8
| 14
| 0
| 16
| 1
| 2
| 4
| 7
| 8
| 11
| 12
| 13
| 15
| 19
| 15
| 11
| 12
| 8
| 9
| 7
| 4
| 5
| 2
| 1
|
3,5
| 5
| 5
| 2
| 7
| 9
| 9
| 1
| 9
| 12
| 15
| 19
| 20
| 12
| 13
| 7
| 13
| 8
| 8
| 7
| 1
| 8
| 6
| 0
| 12
| 14
| 6,5
| 0
| 4
| 10
| 0
| 14
| 13
| 14
| 16
| 15
| 11
| 10
| 0
| 14
| 13
| 16
| 15
| 14
| 13
| 14
| 11
| 10
| 5
| 16
| 2
| 16
| 19
| 16
| 14
| 12
| 11
| 16
| 19
| 18
| 12
| 1,5
| 12
| 17
| 15
| 16
| 15
| 0
| 1
| 14
| 3
| 14
| 2
| 16
| 2,5
| 0
| 15
| 6
| 13
| 14
| 7
| 16
| 11
| 14
| 15
| 14
| 4
| 7
| 4
| 16
| 11
| 10
| 12
| 14
| 18
| 6
| 8
| 14
| 0
| 16
| 1
| 2
| 4
| 7
| 8
| 11
| 12
| 13
| 15
| 19
| 15
| 11
| 12
| 8
| 9
| 7
| 4
| 5
| 2
| 1
| Список литературы.
Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Учебное пособие, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Методическое пособие для учителя, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
Программа подготовки педагогов, Aacademia, АПК и ПРО, М., 2002.
Права человека. Книга для учащихся 6 – х классов, их родителей и учителей. Т.1 – 2. Изд. «Права человека», Москва, 2002 .
Толерантность: взгляд, поиск, решение. Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова. М, Вербум – М, 2003.
Основы правовых знаний. Учебное пособие для гуманитарных классов и школ. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.
хрестоматия по курсу Основы правовых знаний. 8-9 класс. Изд. Вита- Пресс. М., 2000.
Преподавание прав человека. Книга для учителя. 6 – 8 класс. Изд. Реал – А. М, 2000.
|
|
|