|
знать/понимать1 существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов.
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с натуральными показателями; находить значения числовых выражений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения и системы двух линейных уравнений;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
понимания статистических утверждений.
Основное содержание
1. Повторение материала 6 класса (7 ч)
Цель – повторение пройденного материала, обобщение и систематизация.
2. Алгебраические выражения (12 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины: числовое выражение, выражение с переменными, значение выражения, среднее арифметическое, размах, мода и медиана ряда данных.
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
3. Уравнения с одним неизвестным (11 ч)
Уравнение и его корни. Уравнения, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
Цель – совершенствовать умения решения линейных уравнений и текстовых задач, решаемых с помощью уравнений.
Знать определение линейного уравнения, корня уравнения, области определения уравнения.
Уметь решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; составлять уравнение по тексту задачи.
4. Одночлены и многочлены (25 ч)
Степень с натуральным показателем. Свойства степени. Одночлен. Стандартный вид одночлена. Многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов.
Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение одночленов и многочленов.
Знать определение одночлена и многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с многочленами.
5. Разложение многочленов на множители (19 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы , куб суммы и куб разности, формула суммы кубов и разности кубов1. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель – выработать умение выполнять разложение многочлена на множители, применять полученные навыки при решении уравнений, доказательстве тождеств.
Знать способы разложения многочлена на множители, формулы сокращенного умножения.
Уметь разложить многочлен на множители.
6. Алгебраические дроби (19 ч)
Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования алгебраических дробей.
Знать правила сокращения дроби, приведение дробей к общему знаменателю, арифметических действий над алгебраическими дробями.
Уметь преобразовать алгебраическую дробь.
7. Линейная функция и ее график (11 ч)
Функция, область определения функции, способы задания функции. График функции. Функция y=kx и её график. Линейная функция и ее график.
Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что такое функция.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, область значений); находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
8. Системы двух уравнений с двумя неизвестными (18 ч)
Системы уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными, графический способ. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
9. Ведение в комбинаторику (7 ч)
Различные комбинации из трех элементов. Правило произведения. Подсчет вариантов.
10. Итоговое повторение (7 ч)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Методическое обеспечение
1. Алгебра. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов,- М.: Просвещение, 2011.
2. «Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы»[составитель Т.А. Бурмистрова]. – 136 с.
3. Алгебра: дидакт. Материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. – 12-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2007. – 160 с. : - ил.
4. Уроки алгебры в 7 классе. / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Пособие для учителей. / М.: Вербум – М, 2000. – 96 с.
Календарно-тематическое планирование уроков алгебры
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля. Измерители
| Информационное сопровождение
| Д/З
| Дата проведения урока
|
| Повторение за курс 6 класса – 7 часов
| 1
| Повторение. Действия с обыкновенными дробями.
| 1
| Комбинированный урок
| Правила выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями.
| - уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями.
| Индивидуальная работа у доски
|
| Карточки
| 02.09
| 2
| Повторение. Действия с десятичными дробями.
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Правила выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
| - уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями.
| Индивидуальная работа у доски
|
| Индивидуальные задания
| 03.09
| 3
| Повторение. Действия с рациональными числами.
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Правила выполнения арифметических действий с рациональными числами.
| - уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами.
| Математ.диктант, индивидуальная работа у доски
| А.С.Чесноков Дидактические материалы по математике
| В тетради
| 04.09
| 4
| Повторение. Пропорции
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Что такое пропорция; члены пропорции; правило решения пропорций
| - уметь решать задачи с помощью пропорций.
| ФО, работа у доски
|
| Карточки
| 06.09
| 5
| Решение уравнений
| 1
| Урок применения знаний и умений
| Уравнение. Корень уравнения. Алгоритм решения уравнений
| - уметь решать уравнения по алгоритму
| Работа у доски, индивидуальная работа
|
| В тетради
| 09.09
| 6
| Решение задач
| 1
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
|
| Индивидуальная работа по карточкам
| А.С.Чесноков Дидактические материалы по математике
| В тетради
| 10.09
| 7
| Вводная контрольная работа
| 1
|
|
|
|
|
|
| 11.09
| Алгебраические выражения – 12 часов
| 8-9
| Числовые выражения.
Алгебраические выражения
| 2
| Комбинированный урок
| Числовые выражения, значение числового выражения
| -уметь выполнять арифметические действия с рациональными числами
| ФО, индивидуальная работа у доски
|
| §1
№4,6
| 13.09
|
| Урок проверки и коррекции знаний и умений
| Индивидуальная работа по карточкам
| Л.Звавич Дидактические материа
лы
| № 7,8
| 16.09
|
| 10
| Алгебраические выражения
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие алгебраического выражения, значения алгебраического выражения
| - уметь находить значение алгебраического выражения
| ФО, Индивидуальная работа у доски
|
| §2
№16(1)
| 17.09
|
| 11-12
| Алгебраические равенства. Формулы.
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
| Понятия алгебраического равенства и формулы. Формулы четного и нечетного чисел
| - уметь составлять формулу по условию задачи и проводить вычисления по формулам
| Фронтальный опрос, работа у доски
|
| §3 №2729
(2)
| 18.09
|
| Урок закрепления изученного материала
| Опрос у доски, индивидуальные задания
|
| №2425
| 20.09
|
| 13-14
| Свойства арифметических действий
| 2
| Урок проверки и коррекции знаний и умений
| Свойства сложения и умножения (словесная формулировка и буквенная запись)
| - уметь использовать свойства для упрошенного алгебраического выражения и последующего нахождения его числового значения
| ФО, индивидуальная работа у доски
|
| §4№
37
(1,3) 38 (1,4)
| 23.09
|
| Урок применения знаний и умений
| Самостоятельная работа
| Л.Звавич Дидактические материа
лы
|
| 24.09
|
| 15-18
| Правила раскрытия скобок
| 4
| Урок ознакомления с новым материалом
| Понятие алгебраической суммы. Правила раскрытия скобок
| - уметь раскрывать скобки перед которыми стоят знаки «+» и «-»
| ФО, работа у доски
|
| §5
№45(3,4)48
(1,2)
| 25.09
|
| Математический диктант, индивидуальная работа у доски
|
| №46(3.4)
49
(1,3)
| 27.09
|
| Урок применения знаний и умений
| Тестовая работа, работа у доски, проверка тетрадей
|
| №5863
| 30.09
|
| Комбинированный урок
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
|
| Индивидуальная работа
|
| Проверь себя(стр.24)
| 01.10
|
| 19
| Контрольная работа №2 по теме «Алгебраические выражения»
| 1
| Урок применения знаний и умений
|
|
|
| Л.Звавич Дидактические материа
лы
|
| 2.10
|
| Уравнения с одним неизвестным – 11 часов
| 20-22
| Уравнение и его корни.
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
| Понятие уравнения, левой и правой частей уравнения, члена уравнения, корня уравнения, что значит решить уравнение
| - уметь определять является ли число корнем уравнения
| Работа у доски, математический диктант
|
| §6 №77(2,4) 80
| 4.10
|
| ФО, индивидуальная работа у доски
|
| Индивидзадания
| 7.10
|
| Урок закрепления изученного материала
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Самостоятельная работа
| Л.Звавич Дидактические материа
лы
| № 78,
79
| 8.10
|
| 23-25
| Решение уравнений с одним неизвестным
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
| Основные свойства уравнений; алгоритм решения уравнения, сводящегося к линейному
| -знать общий вид линейного уравнения;
-уметь решать уравнения, сводящиеся к линейным по алгоритму
| ФО, индивидуальная работа у доски
|
| §7
№90(1,3)91
(1,2) 98
1)
| 9.10
|
| Комбинированный урок
| Математический диктант, индивидуальная работа у доски
|
| №9397
| 11.10
|
| Урок проверки и коррекции знаний и умений
| Самостоятельная работа
| Л.Звавич Дидактические материа
лы
| №9496
| 14.10
|
| 26-29
| Решение задач с помощью уравнений
| 4
| Урок ознакомления с новым материалом
| Условие задачи, составление уравнений, алгоритм решения задачи с помощью уравнений
| -уметь правильно определить неизвестное и составить уравнение;
-знать алгоритм решения задач с помощью уравнений;
- записывать ответ к задаче
| ФО, работа у доски, проверка тетра
дей
|
| §8№108
(2), 109
(1)
| 15.01
|
| Урок закрепления изученного материала
| Индивидуальная работа у доски
|
| №
120,122
| 16.10
|
| Проверочная работа
| Л.Звавич Дидактические материа
лы
| Индивидзадания
| 18.10
|
| Комбинированный урок
| Урок применения знаний и умений
| Индивидуальная работа у доски
|
| Проверь себя(стр.42)
| 21.10
|
| 30
| Контрольная работа №3 «Уравнения с одним неизвестным»
| 1
|
|
|
|
| Л.Звавич Дидактические материа
лы
|
| 22.10
|
| Одночлены и многочлены – 25 часов
| 31-32
| Степень с натуральным показателем
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
| Определение степени с натуральным показателем
| - уметь преобразовывать произведение в степень и степень в произведение;
- выполнять вычисление в выражениях, содержащих степень.
| ФО, проверка тетрадей, работа у доски
|
| §9
№
139,144,147
| 23.10
|
| Урок применения знаний и умений
| Индивидуальная работа по карточкам
|
| №
150,152,
| 23.10
|
| 33-35
| Свойства степени с натуральным показателем
| 3
| Урок ознакомления с новым материалом
| Знать свойства (буквенную запись и формулировку); обосновывать свойства степени с натуральным показателем
| - уметь применять свойства при решении задач
| ФО, проверка тетрадей, работа у доски
|
| §10
№
168,
170,187
| 28.10
|
| Урок закрепления изученного материала
| Математический диктант, индивидуальная работа у доски
|
| № 173,180,191
| 29.10
|
| Комбинированный урок
| Тестовая работа
|
| №
194,197,201
| 30.10
|
| 36
| Одночлен. Стандартный вид одночлена.
| 1
| Комбинированный урок
| Понятие одночлена
| - уметь приводить одночлен к стандартному виду
| Индивидуальная работа у доски
|
| §11
№
210(6-8)
211
| 1.11
|
| 37-38
| Умножение одночленов.
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом
| Правило умножения одночленов
| - уметь выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень
| ФО, работа у доски
|
| §12
№
215,217
| 11.11
|
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Индивидуальная работа по карточкам
|
| №
220,223
| 12.11
|
| 39
| Решение упражнений . Подготовка к к/р.
| 1
| Урок применения знаний и умений
|
|
| Индивидуальная работа у доски
|
| карточки
| 13.11
|
| |
|
|