Главная страница

Пояснительная записка



Скачать 444.57 Kb.
НазваниеПояснительная записка
страница1/2
Л.С. Атанасян
Дата13.02.2016
Размер444.57 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев).

Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для приме­нения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых че­ловеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой куль­туры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:


  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч.

В том числе: Контрольных работ – 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: входная контрольная работа 1 час, «Метод координат» 1 час, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час, итоговая контрольная 1 час. Из них 2 административные контрольные работы, 4 часа отведены на зачеты.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Уровень обучения – базовый.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Тематический план.

п.п

Тема раздела

Количество ча-сов

В том числе


Контрольные работы

Самост. раб.

Практич. работ

Зачеты



Вводное повторение

3

1

1









Векторы.

8




2









Метод координат

10

1

1




2



Соотношение между сторонами и углами треугольника

11

1

1









Длина окружности и площадь круга

12

2

1




1

6

Движение


8

1







1




Начальные сведения из стереометрии

8




1










Об аксиомах планиметрии

2
















Повторение.

6

1













Итого:

68

7

7




4



п./п


Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата.

Контрольные и диагностические материалы



Повторение

3

9.09

Входная контрольная работа



Векторы.

8




-----------------



Метод координат

10

18.11

Контрольная работа по теме «Метод координат».



Соотношение между сторонами и углами треугольника

11


18.12

Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».



Длина окружности и площадь круга

12

17.02

Контрольная работа «Длина окружности и площадь круга».



Движение


8

12.03

Административная контрольная работа по теме «Движение».



Начальные сведения из стереометрии

8




---------------



Об аксиомах планиметрии

2




----------------



Повторение.

6

14.05

Итоговая контрольная работа.



Итого


68







 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ



Повторение, векторы и метод координат - 3 часа +8 часов + 10 часов

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. 11 часов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга - 12 часов

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения - 8 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии. 8 часов.

Понятие многогранника. Основные сведения о предмете стереометрия. Понятия многогранник, призма, параллелепипед, объем тела, свойства прямоугольного параллелепипеда, цилиндр, конус, сфера и шар.

Повторение. Решение задач 9 часов.

Уроки повторения разделены следующим образом: 3 часа вводное повторение вначале учебного года и 6 часов в конце учебного года.

Поурочное календарное планирование.





п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Ко-во

Ч.

Дата

Оборудо

вание. ИКТ


Умк.







ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

3

П.

Ф.












Повторение. Некоторые свойства треугольников и четырехугольников.

1

2.09




Презентация к уроку.









Повторение. Некоторые свойства треугольников и четырехугольников.

1

4.09




Презентация к уроку.









Входная контрольная работа.


1

9.09
















ГЛАВА IX. ВЕКТОРЫ.

8







§1. ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА.

1


















Анализ контрольной работы. Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

1


11.09




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»


(76-79),с.192







§2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ. 3






Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

16.09




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(79-80),с.198






Сумма нескольких векторов.

Самостоятельная работа.


1

18.09




Дидактический материал.

(81),с.201






Вычитание векторов.

1

23.09




Дидактический материал.

(82),с.202







§3. УМНОЖЕНИЕ ВЕКТОРА НА ЧИСЛО. ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. 4ч.






Умножение вектора на число.

1

25.09




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»


(83),с.206






Применение векторов к решению задач.

1

30.09




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(84),с.208






Средняя линия трапеции.


1

2.10




Презентация к уроку.

(85),с.210






Самостоятельная работа.


1

7.10







(76-85)







Метод координат. 10ч










§1. КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА. 3






Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

1

9.10




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(86),с.227






Координаты вектора.

1

14.10







(87),с.232






Решение задач. ЗАЧЕТ №1.

1

16.10




Дидактический материал.

(76-87)







§2. ПРОСТЕЙШИЕ ЗАДАЧИ В КООРДИНАТАХ 2






Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

1

21.10




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»


(88),с.234






Решение задач.

1

23.10




Презентация к уроку.

(88),с234







§3.УРАВНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ И ПРЯМОЙ. 5






Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.


1

28.10




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»


(90-91),с.241






Уравнения окружности. Решение задач.

1

30.10




Таблица.

(91),с.245







II четверть






Уравнение прямой.



1

11.11




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(92),с.243






Решение задач. ЗАЧЕТ №2.

1

13.11




Дидактический материал.









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 по теме «Метод координат».

1

18.11







(86-92)







ГЛАВА XI. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА.

11 ч.







§1. СИНУС, КОСИНУС И ТАНГЕНС УГЛА. 2






Анализ контрольной работы.

Синус, косинус, тангенс угла, основ. тригонометрическое тож-во.

1

20.11




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»


(93),с.252






Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.

1

25.11




Таблица.

(94),с.253







§2. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. 7






Теорема о площади треугольников. Теорема синусов.

1

27.11




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(96-97),с.256






Теорема косинусов.

1

2.12




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(98),с.257






Решение треугольников. Измерительные работы.

1

4.12




Дидактический материал.

(93-98)






Решение треугольников. Самостоятельная работа.


1

9.12




Таблица.

(93-98)






Анализ контрольной работы. Решение треугольников.

1

11.12




Таблица.

(93-98)






Решение треугольников.


1

16.12




Дидактический материал.

(93-98)






Административная конт-рольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

1

18.12







(93-98)







Анализ контрольной работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение векторов в координатах.


1

23.12




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»


(101),с264






Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

1

25.12




Дидактический материал.

(102),с.266







III четверть







ГЛАВА XII. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА. 12 ч






§1. ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ. 6






Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.


1

13.01




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(105-106),с275






Окружность, вписанная в правильный многоугольник.


1

15.01




Дидактический материал.

(107),с.276






Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1

20.01




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»


(108),с.278






Решение задач на вычисление площади, сторон правильного многоугольника и радиусов.

1

22.01




Дидактический материал.

(105-108)






Решение задач. Самостоятельная работа.


1

27.01




Дидактический материал.

(105-108)






Построение правильных многоугольников.


1

29.01




Презентация к уроку.

(105),с286







§2. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА. 6






Длина окружности.

1

3.02




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(110),с283






Площадь круга.

1

5.02




Таблица.

(111),с.285






Площадь кругового сектора.

1

10.02




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(112),с.286






Решение задач по теме главы «Длина окружности и площадь круга». ЗАЧЕТ №3.

1

12.02




Дидактический материал.

(110-112)






Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

17.02







(110-112)






Анализ контрольной работы.


1

19.02




Дидактический материал.

(110-112)







ГЛАВА XIII. ДВИЖЕНИЕ.

8
















§1. ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ.

2
















Отображение плоскости на себя.


1

24.02




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

(113-),с293






Понятие движения. Осевая и центральная симметрии.

1

26.02




Таблица.

(114),с.294







§2. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС И ПОВОРОТ. 1 3






Параллельный перенос. Поворот.

1

3.03




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(116),с.300






Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот».

1

5.03




Дидактический материал.

(114-117)






Зачет по теме «Движения».

ЗАЧЕТ №4.

1

10.03







(114-117)






Административная контрольная работа №5 по теме «Движения».

1

12.03







(114-117)






Анализ контрольной работы.

1

17.03




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(114-117)












19.05
















IV четверть







ГЛАВА XIV. Начальные сведения из стереометрии. 8



Предмет стереометрии. Многогранник.

1

2.04




Дидактический материал.

(118-119)

с.307-308






Призма. Параллелепипед

1

7.04




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»

(120-121)

с.309-311






Объем тела. Самостоятельная работа.


1

9.04




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»

(122) с.314.






Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида.

1

14.04




Дидактический материал.

(123-124) с.316-320






Цилиндр.

1

16.04




Дидактический материал.

(125) с.328






Конус.

1

21.04




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»

(126) с.330






Сфера и шар.

1

23.04




Дидактический материал

(127) с.333






Начальные сведения из стереометрии. Самостоятельная работа.

1

28.04







с.307-330







АКСИОМЫ ПЛАНИМЕТРИИ.

2


















Анализ контрольной работы Аксиоматический метод в геометрии.

1

30.04




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»

Прил.с.344






Примеры использования аксиом при решении задач и доказательстве теорем.

1

5.05




CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»

Прил.с.344







ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

6















Треугольник. Окружность.

1

7.05




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(14-23)






Четырехугольники. Многоугольники

1

12.05




CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»

(39-47)






Итоговая контрольная работа.

1

14.05















Анализ контрольной работы. Векторы. Метод координат.

1

19.05




Дидактический материал.

(76-85)






Решение задач по всему курсу геометрии.

1

21.05




Дидактический материал.

(76-85)





Примерная тематика рефератов.



  1. Замечательное свойство квадрата.

  2. Как Пахом землю покупал (задача Льва Толстого)

  3. Геометрия Гулливера.

  4. Большое и малое в геометрии.

  5. Геометрия без измерений и вычислений.

Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.



  1   2