|
Пояснительная записка Пояснительная записка. Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев).
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч.
В том числе: Контрольных работ – 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: входная контрольная работа 1 час, «Метод координат» 1 час, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час, итоговая контрольная 1 час. Из них 2 административные контрольные работы, 4 часа отведены на зачеты.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Тематический план. №п.п
| Тема раздела
| Количество ча-сов
| В том числе
| Контрольные работы
| Самост. раб.
| Практич. работ
| Зачеты
|
| Вводное повторение
| 3
| 1
| 1
|
|
|
| Векторы.
| 8
|
| 2
|
|
|
| Метод координат
| 10
| 1
| 1
|
| 2
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
| 11
| 1
| 1
|
|
|
| Длина окружности и площадь круга
| 12
| 2
| 1
|
| 1
| 6
| Движение
| 8
| 1
|
|
| 1
|
| Начальные сведения из стереометрии
| 8
|
| 1
|
|
|
| Об аксиомах планиметрии
| 2
|
|
|
|
|
| Повторение.
| 6
| 1
|
|
|
|
| Итого:
| 68
| 7
| 7
|
| 4
|
№ п./п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Из них
| Дата.
| Контрольные и диагностические материалы
|
| Повторение
| 3
| 9.09
| Входная контрольная работа
|
| Векторы.
| 8
|
| -----------------
|
| Метод координат
| 10
| 18.11
| Контрольная работа по теме «Метод координат».
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
| 11
|
18.12
| Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
|
| Длина окружности и площадь круга
| 12
| 17.02
| Контрольная работа «Длина окружности и площадь круга».
|
| Движение
| 8
| 12.03
| Административная контрольная работа по теме «Движение».
|
| Начальные сведения из стереометрии
| 8
|
| ---------------
|
| Об аксиомах планиметрии
| 2
|
| ----------------
|
| Повторение.
| 6
| 14.05
| Итоговая контрольная работа.
|
| Итого
| 68
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Повторение, векторы и метод координат - 3 часа +8 часов + 10 часов
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 11 часов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга - 12 часов
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения - 8 часов
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии. 8 часов.
Понятие многогранника. Основные сведения о предмете стереометрия. Понятия многогранник, призма, параллелепипед, объем тела, свойства прямоугольного параллелепипеда, цилиндр, конус, сфера и шар.
Повторение. Решение задач 9 часов.
Уроки повторения разделены следующим образом: 3 часа вводное повторение вначале учебного года и 6 часов в конце учебного года.
Поурочное календарное планирование.
№
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Ко-во
Ч.
| Дата
| Оборудо
вание. ИКТ
|
Умк.
|
|
| ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
| 3
| П.
| Ф.
|
|
|
|
| Повторение. Некоторые свойства треугольников и четырехугольников.
| 1
| 2.09
|
| Презентация к уроку.
|
|
|
| Повторение. Некоторые свойства треугольников и четырехугольников.
| 1
| 4.09
|
| Презентация к уроку.
|
|
|
| Входная контрольная работа.
| 1
| 9.09
|
|
|
|
|
| ГЛАВА IX. ВЕКТОРЫ.
| 8
|
|
| §1. ПОНЯТИЕ ВЕКТОРА.
| 1
|
|
|
|
|
|
| Анализ контрольной работы. Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.
| 1
| 11.09
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (76-79),с.192
|
|
| §2. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ. 3
|
|
| Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.
| 1
| 16.09
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (79-80),с.198
|
|
| Сумма нескольких векторов.
Самостоятельная работа.
| 1
| 18.09
|
| Дидактический материал.
| (81),с.201
|
|
| Вычитание векторов.
| 1
| 23.09
|
| Дидактический материал.
| (82),с.202
|
|
| §3. УМНОЖЕНИЕ ВЕКТОРА НА ЧИСЛО. ПРИМЕНЕНИЕ ВЕКТОРОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. 4ч.
|
|
| Умножение вектора на число.
| 1
| 25.09
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (83),с.206
|
|
| Применение векторов к решению задач.
| 1
| 30.09
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (84),с.208
|
|
| Средняя линия трапеции.
| 1
| 2.10
|
| Презентация к уроку.
| (85),с.210
|
|
| Самостоятельная работа.
| 1
| 7.10
|
|
| (76-85)
|
|
| Метод координат. 10ч
|
|
|
| §1. КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА. 3
|
|
| Анализ контрольной работы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
| 1
| 9.10
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (86),с.227
|
|
| Координаты вектора.
| 1
| 14.10
|
|
| (87),с.232
|
|
| Решение задач. ЗАЧЕТ №1.
| 1
| 16.10
|
| Дидактический материал.
| (76-87)
|
|
| §2. ПРОСТЕЙШИЕ ЗАДАЧИ В КООРДИНАТАХ 2
|
|
| Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.
| 1
| 21.10
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (88),с.234
|
|
| Решение задач.
| 1
| 23.10
|
| Презентация к уроку.
| (88),с234
|
|
| §3.УРАВНЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ И ПРЯМОЙ. 5
|
|
| Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.
| 1
| 28.10
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (90-91),с.241
|
|
| Уравнения окружности. Решение задач.
| 1
| 30.10
|
| Таблица.
| (91),с.245
|
|
| II четверть
|
|
| Уравнение прямой.
| 1
| 11.11
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (92),с.243
|
|
| Решение задач. ЗАЧЕТ №2.
| 1
| 13.11
|
| Дидактический материал.
|
|
|
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 по теме «Метод координат».
| 1
| 18.11
|
|
| (86-92)
|
|
| ГЛАВА XI. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА.
11 ч.
|
|
| §1. СИНУС, КОСИНУС И ТАНГЕНС УГЛА. 2
|
|
| Анализ контрольной работы.
Синус, косинус, тангенс угла, основ. тригонометрическое тож-во.
| 1
| 20.11
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (93),с.252
|
|
| Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.
| 1
| 25.11
|
| Таблица.
| (94),с.253
|
|
| §2. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. 7
|
|
| Теорема о площади треугольников. Теорема синусов.
| 1
| 27.11
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (96-97),с.256
|
|
| Теорема косинусов.
| 1
| 2.12
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (98),с.257
|
|
| Решение треугольников. Измерительные работы.
| 1
| 4.12
|
| Дидактический материал.
| (93-98)
|
|
| Решение треугольников. Самостоятельная работа.
| 1
| 9.12
|
| Таблица.
| (93-98)
|
|
| Анализ контрольной работы. Решение треугольников.
| 1
| 11.12
|
| Таблица.
| (93-98)
|
|
| Решение треугольников.
| 1
| 16.12
|
| Дидактический материал.
| (93-98)
|
|
| Административная конт-рольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
| 1
| 18.12
|
|
| (93-98)
|
|
|
Анализ контрольной работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение векторов в координатах.
| 1
| 23.12
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (101),с264
|
|
| Применение скалярного произведения векторов к решению задач.
| 1
| 25.12
|
| Дидактический материал.
| (102),с.266
|
|
| III четверть
|
|
| ГЛАВА XII. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА. 12 ч
|
|
| §1. ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ. 6
|
|
| Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.
| 1
| 13.01
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (105-106),с275
|
|
| Окружность, вписанная в правильный многоугольник.
| 1
| 15.01
|
| Дидактический материал.
| (107),с.276
|
|
| Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
| 1
| 20.01
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (108),с.278
|
|
| Решение задач на вычисление площади, сторон правильного многоугольника и радиусов.
| 1
| 22.01
|
| Дидактический материал.
| (105-108)
|
|
| Решение задач. Самостоятельная работа.
| 1
| 27.01
|
| Дидактический материал.
| (105-108)
|
|
| Построение правильных многоугольников.
| 1
| 29.01
|
| Презентация к уроку.
| (105),с286
|
|
| §2. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА. 6
|
|
| Длина окружности.
| 1
| 3.02
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (110),с283
|
|
| Площадь круга.
| 1
| 5.02
|
| Таблица.
| (111),с.285
|
|
| Площадь кругового сектора.
| 1
| 10.02
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (112),с.286
|
|
| Решение задач по теме главы «Длина окружности и площадь круга». ЗАЧЕТ №3.
| 1
| 12.02
|
| Дидактический материал.
| (110-112)
|
|
| Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга».
| 1
| 17.02
|
|
| (110-112)
|
|
| Анализ контрольной работы.
| 1
| 19.02
|
| Дидактический материал.
| (110-112)
|
|
| ГЛАВА XIII. ДВИЖЕНИЕ.
| 8
|
|
|
|
|
| §1. ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ.
| 2
|
|
|
|
|
|
Отображение плоскости на себя.
| 1
| 24.02
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| (113-),с293
|
|
| Понятие движения. Осевая и центральная симметрии.
| 1
| 26.02
|
| Таблица.
| (114),с.294
|
|
| §2. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС И ПОВОРОТ. 1 3
|
|
| Параллельный перенос. Поворот.
| 1
| 3.03
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (116),с.300
|
|
| Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот».
| 1
| 5.03
|
| Дидактический материал.
| (114-117)
|
|
| Зачет по теме «Движения».
ЗАЧЕТ №4.
| 1
| 10.03
|
|
| (114-117)
|
|
| Административная контрольная работа №5 по теме «Движения».
| 1
| 12.03
|
|
| (114-117)
|
|
| Анализ контрольной работы.
| 1
| 17.03
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (114-117)
|
|
|
|
| 19.05
|
|
|
|
|
| IV четверть
|
|
| ГЛАВА XIV. Начальные сведения из стереометрии. 8
|
| Предмет стереометрии. Многогранник.
| 1
| 2.04
|
| Дидактический материал.
| (118-119)
с.307-308
|
|
| Призма. Параллелепипед
| 1
| 7.04
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»
| (120-121)
с.309-311
|
|
| Объем тела. Самостоятельная работа.
| 1
| 9.04
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»
| (122) с.314.
|
|
| Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида.
| 1
| 14.04
|
| Дидактический материал.
| (123-124) с.316-320
|
|
| Цилиндр.
| 1
| 16.04
|
| Дидактический материал.
| (125) с.328
|
|
| Конус.
| 1
| 21.04
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»
| (126) с.330
|
|
| Сфера и шар.
| 1
| 23.04
|
| Дидактический материал
| (127) с.333
|
|
| Начальные сведения из стереометрии. Самостоятельная работа.
| 1
| 28.04
|
|
| с.307-330
|
|
| АКСИОМЫ ПЛАНИМЕТРИИ.
| 2
|
|
|
|
|
|
| Анализ контрольной работы Аксиоматический метод в геометрии.
| 1
| 30.04
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 кл.»
| Прил.с.344
|
|
| Примеры использования аксиом при решении задач и доказательстве теорем.
| 1
| 5.05
|
| CD «Уроки геометрии. Кирилла и Мефодия. 9 класс»
| Прил.с.344
|
|
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
| 6
|
|
|
|
|
| Треугольник. Окружность.
| 1
| 7.05
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (14-23)
|
|
| Четырехугольники. Многоугольники
| 1
| 12.05
|
| CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»
| (39-47)
|
|
| Итоговая контрольная работа.
| 1
| 14.05
|
|
|
|
|
| Анализ контрольной работы. Векторы. Метод координат.
| 1
| 19.05
|
| Дидактический материал.
| (76-85)
|
|
| Решение задач по всему курсу геометрии.
| 1
| 21.05
|
| Дидактический материал.
| (76-85)
|
|
Примерная тематика рефератов.
Замечательное свойство квадрата.
Как Пахом землю покупал (задача Льва Толстого)
Геометрия Гулливера.
Большое и малое в геометрии.
Геометрия без измерений и вычислений.
Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
|
|
|