Главная страница

Пояснительная записка



Скачать 355.38 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Л.С. Атанасян
Дата13.02.2016
Размер355.38 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.)

Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для приме­нения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых че­ловеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой куль­туры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и кон­струирования новых алгоритмов;

  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычле­нять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действи­тельности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследова­тельской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведе­ния доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обосно­вания; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования раз­нообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, со­временные информационные технологии.

В курсе геометрии 7 класса систематизируются знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; вводится понятие равенства фигур; вводится понятие теоремы; вырабатывается умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; вводится новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки; вводится одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; даётся первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; вводится аксиома параллельных прямых; рассматриваются новые интересные и важные свойства треугольников в данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011).

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федеральных перечней учебников, утвержденных приказом от 21 февраля 2012 г. № 2885, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 70 часа из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 6 ч для проведения контрольных работ. 4 часа для зачетных работ. Программа используется без корректировки.


Тематический план.

п.п

Тема раздела

Количество часов

В том числе


Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Зачеты



Начальные геометрические сведения.

11

1

1




1



Треугольники

18

1

2




1



Параллельные прямые

13

1

1




1



Соотношение между сторонами и углами треугольника

18

2

1




1



Повторение.

10

1

1










Итого:

70

6

6




4





ТЕМА

Кол-во часов

Контрольные работы.

Дата.

1.

Начальные геометрические сведения.

11

Контрольная работа №1 по теме

«Начальные геометрические сведения»

3.10


2.

Треугольники

18

Административная контрольная работа №2 по теме

«Треугольники»

12.12

3.

Параллельные прямые

13

Контрольная работа №3 по теме

«Параллельные прямые»

12.02

4.

Соотношение между сторонами и углами треугольника

18

Контрольная работа №4 по теме

«Сумма углов треугольника»

Контрольная работа №5 по теме

«прямоугольный треугольник»

6.03
23.04


5.

Повторение.

10

Итоговая контрольная работа.

21.05




Итого:

70







Основное содержание тем.

Начальные геометрические сведения

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Треугольники

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Параллельные прямые

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Поурочное календарное планирование.



п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Ко-во

час.

Дата

Оборудование

ИКТ


Умк.




ГЛАВА I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

11













§1. ПРЯМАЯ И ОТРЕЗОК.

1


Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности, п.1, 2.

1



4.09

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(1-2),с.5-7




§2. ЛУЧ И УГОЛ.

2


Луч. Угол, п.3, 4.

1


5.09

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(3-4),с.8-10




§3. СРАВНЕНИЕ ОТРЕЗКОВ И УГЛОВ.

3

Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов, п.5,6.

1

11.09

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(5-6),с.10-12




§4. ИЗМЕРЕНИЕ ОТРЕЗКОВ.

4

Длина отрезка, п.7. Самостоятельная работа.


1

12.09

Таблица.

(7),с.13

5

Единицы измерения. Измерительные инструменты, п.8.

1

18.09

Презентация к уроку.

(8),с.15

6

§5. ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ.

Градусная мера угла. Измерение углов на местности, п.9, 10.

1

19.09

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(9-10),с.18-20




§6. ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ.

7

Смежные и вертикальные углы, п.11.

1

25.09

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(11),с.22

8

Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности, п.12, 13.



1

26.09

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(12-13),с.22-24

9

Решение задач.

1

2.10

Дидактический материал.

(11-13),с.22

10

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 «Начальные геометрические сведения», п.1-13.

1

3.10




(1-13)

11

ЗАЧЕТ №1

Анализ контрольной работы.

1

9.10

Презентация к уроку.

(1-13)




ГЛАВА II. ТРЕУГОЛЬНИКИ


18













§1. ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ.



п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Кол-во

Час.

Дата

Оборудование


Умк.

12

Треугольник, п.14.

1

10.10

Презентация к уроку.

(14),с.28

13

Первый признак равенства треугольников, п15.

1

16.10

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(15),с.29

14


Решение задач.


1

17.10

Дидактический материал.

(14-15),с.30




§2. МЕДИАНЫ, БИССЕКТРИСЫ И ВЫСОТЫ ТРЕУГОЛЬНИКА.

15

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника, п.16, 17.

1

23.10

Презентация к уроку.

(16-17),с.32-34

16

Свойства равнобедренного треугольника, п.18.

1

24.10

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(18),с.35

17

Решение задач.

1

30.10




(16-18),с.32




§3. ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ.

18

Второй признак равенства треугольников, п.19.

1

31.10

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(19),38




II четверть

19

Решение задач.

1

13.11

Дидактический материал.

(19),38

20

Третий признак равенства треугольников, п.20.


1

14.11

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(19),38

21

Решение задач. Самостоятельная работа.

1

20.11

Дидактический материал.

(19),38




§4. ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ.

22

Окружность, п.21.

1

21.11

Таблица.

(21),с.43

23

Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение, п.22, 23.


1

27.11

Презентация к уроку.

(22),с.44

24

Решение задач.

1

28.11

Дидактический материал.

(14-23)

25



Решение задач.

1

4.12

Презентация к уроку.

(14-23)

26


Решение задач.

1

5.12

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(14-23)

27

Решение задач.




11.12

Дидактический материал.

(14-23)

28

Административная контрольная работа по теме: «Треугольники», п.14-23.

1

12.12




(14-23)

29

ЗАЧЕТ №2

Анализ контрольной работы.

1

18.12

Дидактический материал.

(14-23)




ГЛАВА III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ. 13




§1. ПРИЗНАКИ ПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ ДВУХ ПРЯМЫХ.

30

Определение параллельных прямых, п.24.

1

19.12

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(24),с.54

31


Признаки параллельности двух прямых, п.25.

1

25.12

Презентация к уроку.

(25),с.25

32

Признаки параллельности двух прямых, п.25.

1

26.12

Дидактический материал.

(25),с.25




III четверть

33

Практические способы построения параллельных прямых, п.26.

Решение задач.

1

15.01

Презентация к уроку.

(26),с.57




§2. АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ.

34

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых, п.27,28.

1

16.01




(27-28),с60

35

Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей, п.29.

1

22.01

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(29),с.63

36

Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей, п.29.

1

23.01

Дидактический материал.

(29),с.63


37

Решение задач. Самостоятельная работа.

1

29.01

Презентация к уроку.

(27-29)

38



Решение задач.

1

30.01

Дидактический материал.

(24-29)

39

Решение задач.

1

5.02

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(24-29)

40

Решение задач.

1

6.02

Дидактический материал.

(24-29)

41

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Параллельные прямые», п.24-29.

1

12.02




(24-29)

42

ЗАЧЕТ №3

Анализ контрольной работы.

1

13.02

Дидактический материал.

(24-29)




ГЛАВА IV СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. 18




§1. СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА.

43


Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники, п.30.

1

19.02

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(30),с.70

44

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники, 31

1

20.02

Презентация к уроку.

(31),с.71




§2. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УГЛАМИ И СТОРОНАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА.

45


Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, п.32.

1

26.02

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(32),с.72

46

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника, п.32.

1

27.02

Таблица.

(32),с.72

47

Неравенство треугольника, п.33.

1

5.03

Дидактический материал.

(33),с.74

48

Административная контрольная работа по теме: «Сумма углов треугольника»

1

6.03




(30-33)




§3. ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ.

49


Анализ контрольной работы.

Некоторые свойства прямоугольных треугольников, п.34.

1

12.03

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(34),с.76

50


Некоторые свойства прямоугольных треугольников, п.34.

1

13.03

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(34),с.76

51


Признаки равенства прямоугольных треугольников. п.35.

1

19.03

Презентация к уроку.

(35),с.77

52

Угловой отражатель, п.36.

1

20.03




(36),с.79




IV четверть




§4. ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКА ПО ТРЕМ ЭЛЕМЕНТАМ.



п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Кол-

во

час.

Дата

Оборудование


Умк.

53


Расстояние от точки до прямой.

1

2.04

Презентация к уроку.

(37),с.82

54

Расстояние между параллельными прямыми, п.37.

1

3.04

Дидактический материал.

(37).с.82

55


Построение треугольника по трем элементам п.38.

1

9.04

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(38),с.84

56

Построение треугольника по трем элементам п.38.

1

10.04




(38),с.84

57



Решение задач.

1

16.04

Дидактический материал.

(37-38),с.82

58

Решение задач

1

17.04

Дидактический материал.

(37-38),с82

59

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 «Прямоугольный треугольник», п.34-38.

1

23.04




(37-38),с.82

60

Анализ контрольной работы.

ЗАЧЕТ №4

1

24.04

Дидактический материал.

(37-38),с.82




ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ 10

61


Измерение отрезков и углов.

1

30.04

CD «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7 класс»

(1-4),с5-9

62

Перпендикулярные прямые.

1

3.05




(12),с.22

63


Треугольники. Самостоятельная работа.


1

7.05

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(14-20),с.28-40

64

Треугольники.

1

8.05

Дидактический материал.

(14-20),с.28-40

65


Параллельные прямые.

1

14.05

Дидактический материал.

(14-20),с.28-40

66

Признаки параллельности прямых.

1

15.05

Дидактический материал.

(14-20),с.28-40

67


Итоговая контрольная работа.

1

21.05







68

Анализ контрольной работы.


1

22.05

CD «Открытая Математика. Планиметрия 1.0»


(14-20),с.28-40

69


Задачи на построение

1

28.05

Презентация к уроку.

(14-20),с.28-40

70

Итоговые занятия.

1

29.05

Презентация к уроку.

(14-20),с.28-40

Примерная тематика рефератов.

  1. Геометрия на вольном воздухе.

  2. Геометрия по способу Жюля Верна.

  3. Простейшие дальномеры.

  4. Где небо с землей сходиться.

  5. Широта «Таинственного острова».

Требования к уровню подготовки обучающихся

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их приме­нения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приво­дить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расшире­ния понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статисти­ческих закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометри­ческих объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математиче­скими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществ­лять преобразования фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), нахо­дить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, пло­щадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений ме­жду ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи сим­метрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные тео­ремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие формулы;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (исполь­зуя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспор­тир).


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.




1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.



Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике



Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.


Ответ оценивается отметкой «4», если

удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.


3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.


Учебно-методический комплект.

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

  2. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2011 – М: «Просвещение», 2011. – с. 19-21).

  3. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.

  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.

  5. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.

  6. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 7 кл. / В.А. Гу­сев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2011.

  7. Зив Б.Г. Геометрия: Дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2011

  8. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)