|  |   Консультация Формирование основ| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеобразовательного вида № 7 «Берёзка» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
 
 Консультация
 
 «Формирование основ
 
 здорового образа жизни
 
 у детей дошкольного возраста»
 
 
 Воспитатель: Гатина М.В.
 Мензелинск, 2014 год
 
 Уровень состояния здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.
 
 Реалии современного мира  подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.
 
 Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:
 
 - привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;
 
 - основы культурно-гигиенических навыков;
 
 - элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
 
 - понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
 
 - умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.
 
 Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:
 
 - определять свое состояние и ощущения;
 
 - понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
 
 - выполнять гигиенические требования к телу, одежде;
 
 - использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.
 
 Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.
 
 Система физкультурно-оздоровительной работы.
 
 Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:
 
 - соблюдение правил санитарии и гигиены;
 
 - организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей);
 
 - поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
 
 Физические упражнения:
 
 - утренняя гимнастика;
 
 - физкультура;
 
 - подвижные игры;
 
 - гимнастика после сна;
 
 - спортивные игры.
 
 Выполнение режима дня.
 
 Организация рационального питания.
 
 Закаливающие процедуры:
 
 - прогулки на свежем воздухе;
 
 - водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);
 
 - босохождение;
 
 - воздушные ванны;
 
 Активный отдых:
 
 - праздники, развлечения;
 
 - дни здоровья;
 
 - малая олимпиада;
 
 - игры-забавы.
 
 Организация развивающей среды:
 
 - физкультурный уголок;
 
 - дидактические, настольные игры, альбомы;
 
 - таблицы, модели на валеологическую тему.
 
 Работа с родителями:
 
 - родительские собрания;
 
 - беседы, консультации;
 
 - анкетирование;
 
 - письменные консультации («Уголок здоровья»).
 
 Нетрадиционные формы оздоровления:
 
 - точечный массаж;
 
 - дыхательная гимнастика;
 
 - пальчиковая гимнастика.
 
 Занятия по валеологии и ОБЖ.
 
 Чтение художественной литературы.
 
 Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро .
 
 Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература.
 
 В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений , который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.
 
 Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода.
 
 Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Может делаться как с младшими детьми, так и со старшими, 2-3 раза в день.
 
 Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса.
 
 В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.
 
 С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса - дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей. Человеческие жертвы - всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации? Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя? Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей.
 
 Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
 
 В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность приносит определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.
 
 Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
 | 
 |  |