|
Подготовка к гиа из опыта работы учителя математики мбоу «Шибашская сош» ПОДГОТОВКА К ГИА Из опыта работы учителя математики МБОУ «Шибашская СОШ» Ахметзяновой Г.И.
Подготовка к письменному экзамену по алгебре в 9 классе в новой форме государственной итоговой аттестации имеет множество мнений и предложений. Основное назначение новой системы итоговой аттестации – введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся. Основная цель обновления системы государственной аттестации по алгебре в 9 классе – усиление дифференцирующих возможностей экзаменационной проверки. Экзамен призван помочь школьникам и их родителям принять обоснованные решения при выборе дальнейшего обучения. Дифференцирующие возможности экзамена должны быть такими, чтобы его результаты можно было использовать для итоговой аттестации выпускников 9-х классов (включая, выпускников классов с углубленным изучением математики). Тематика заданий, включенных в экзаменационную работу, остается в рамках обязательного минимума содержания образования по математике в основной школе, определяется стандартом. Но представлена она задачами широкого диапазона сложности, вплоть до достаточно трудных, требующих глубокого владения материалом, обширных системных знаний, в ряде случаев нестандартного мышления. Попытки улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его продолжение привели к необходимости изменения системы подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена. В системе подготовки к успешной сдаче ГИА по математике за курс основной школы надо выделить следующие этапы: мотивационный, базовый, рабочий, рефлексивный. С сентября месяца в 8-9 классах необходимо мотивировать учащихся к плодотворной подготовке к экзамену и к успешной его сдаче. Первое, что я делаю, рассказываю о значимости ГИА, знакомлю учащихся с требованиями, критериями оценивания и временем написания работы. Чтобы учащиеся имели четкое представление о предстоящем экзамене необходимо совместно с ними проработать демоверсию, полезно также познакомить их со спецификацией. Знакомя учащихся с демоверсией, следует отметить, какая часть задания каким отметкам соответствует. Ребята которые учатся слабо увидят, что 25% заданий – это не так уж много и справиться на отметку «3» они смогут, если будут стараться. Для более сильных учащихся также стоит отметить задания, за которые они могут получить отметки «4» и «5», чтобы в будущем они смогли разумно распределить время выполнения заданий на экзамене. Практика показывает, что такая работа позволяет учащимся поверить в возможность успешной сдачи ГИА. К большинству учащихся приходит понимание, что готовиться к экзамену необходимо серьезно и в системе. В начале года провожу среди учащихся 9 классов анкету следующего содержания: 1. Мои оценки годовые по алгебре и геометрии за прошлый год. 2. Планирую иметь оценки по итогам года 9 класса по алгебре и геометрии. 3. Причина, которая мешает мне иметь отметку более высокую, чем имею. 4. Занимаетесь ли дополнительно, вне школы математикой. 5. Кто из родственников может оказать практическую помощь по математике. Результаты анкетирования: 1-й вопрос. Из 4 учащихся - 2 имели итоговые отметки «4» или «5». 2-й вопрос.3 учащихся планируют в 9 классе иметь хорошие отметки. 3-й вопрос. Причины нестабильности успешности овладения знаниями были следующие: лень, имею большие пробелы, не обладаю математическими способностями, не интересно, математика мне не нужна, не знаю. 4-й вопрос. Занимаюсь с мамой, с интернет ресурсами, с бабушкой. 5-й вопрос. Никто – 1, , родители – 2, старшеклассники, проживающие на моей улице – 4. В сентябре провожу вводную контрольную работу и в течении недели несколько вариантов тестирования и делаю анализ, обобщаю полученную информацию и провожу деление классов на группы: 1 – могут учиться на «5» и «4» , 1 – могут учиться на «4». 1 – могут учиться на «3» и «4». 1 – группа риска «2» и «3». Составляю план для каждой группы, план преодоления пробелов в знаниях по математике на четверть, который в течении четверти корректируется и изменяется. Все это требует очень много дополнительного времени. На базовом уровне осуществляется совместная работа учителя и учащихся. Формированию фундаментальной базы способствует скрупулезная работа с каждым заданием из демоверсии: решение каждого задания записываю отдельными элементарными шагами, для каждого шага выделяются математические знания и умения, необходимые для его реализации, акцентируя соответствующие понятия, их свойства, алгоритмы и правила. Указываю, где данный учебный материал изучался, даю страницу и параграф. Все это делается совместно с учащимися. Например тема: решение линейных уравнений. 3(2 + 1,5х)= 0,5х + 24 1) раскроем скобки: 3•2 + 3•1,5х = 0,5х + 24 6 + 4,5х = 0,5х + 24 4,5х – 0,5х= 24-6 4х=18 х=4,5 2) Обсуждаем вопросы: 1. Что называем линейным уравнением? 2. Что значит решить уравнение? 3. Как раскрывать скобки. Перед которыми стоит знак «-« или «+»? 4. Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую? 5. Приведение подобных слагаемых. 6. Как найти неизвестное слагаемое? На каждом уроке отвожу 5 минут для повторенное теоретического материала, с этой целью провожу: устный счет, математические диктанты, привлекаю учащихся работать парами для отработки знаний формул, правил, свойств. Провожу обучающие самостоятельные работы с последующей самопроверкой по готовым ответам записанным на доске или на специальной таблице. При составлении текстов самостоятельных работ, тестов использую дифференцированные задания с учетом сформированных групп. Отрабатывая тему ученик имеет право на пересдачу в течении 2-3 дней. Ученик имеет право переходить из одной группы в другую. Работая с 4 группой риска ставлю цель отработать базовый уровень; с 3 и 2 группами базовый и повышенный уровень; работая с 1 группой ставлю цель: отработать не только повышенный и базовый, но и высокий уровень. С этой целью: даю дополнительные задания с учетом сделанных ошибок, провожу консультацию по заданиям, вывешиваю в кабинете образцы решения заданий, итоги каждой работы. Практикую пересдачу даже во время уроков , даю 5-10 минут, в зависимости от темы урока, практикую элементы практических занятий. В чем они заключаются: готовлю 5-6 человек для решения и разбора задач. Каждый ученик решает свой тип задач на доске с пояснением и обсуждением с классом. После такого вида практикума, дается дополнительное задание домой, собираю выполненные задания, проверяю, выставляю оценки, с исправленными ошибками даю возможность еще поработать, контрольный срез провожу в классе по 6-10 вариантам. Выставляю оценки в ведомость, ученик имеет право пересдать тему во внеурочное время. По субботам провожу предпрофильные курсы по программе «Технология работы с контрольно- измерительными материалами по ГИА» (программа прилагается). Это дает возможность отработать у учащихся высокий уровень. Занятия провожу с учетом темы занятий, используя такие формы занятий как: семинары, практикумы, занятия с использованием технических средств, практические занятия. Большую роль в подготовке к ГИА играют родители учащихся, поэтому практически с каждым родителем провожу встречу, где рассказываю о новой форме проведения ГИА, рекомендую литературу, даю советы родителям психолога. В кабинете есть стенд: «Готовимся к ГИА.», который отражает все сферы деятельности учителя и учащихся (памятка «Для более успешной тактики выполнения тестирования», советы родителям, «Накануне экзамена», образцы решения заданий, советы психолога). В кабинете имеются папки-накопители, где собран материал в форме тестов по всем темам, предстоящей ГИА. Есть раздаточный материал в форме карточек, образцы выполнения работ по данной теме. |
|
|