|
Планирование курса «Новая история, 1800-1913 гг.» Раздел программы: «Новая история 1800-1913» (8 класс)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2006.
Данное тематическое планирование курса «Новая история, 1800-1913 гг.» предназначено для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Изучение курса рассчитано на 28 часов.
Цели курса: в результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения. В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
• анализировать исторические явления, процессы, факты;
• обобщать и систематизировать полученную информацию;
• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
• осуществлять самоконтроль и самооценку. Учебник: Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
Распределение учебного материала по курсу «Новая история 1800-1913.» в 8 кл.
№
| Наименование
раздела
| Количество
часов
| Контрольные работы
| Тема
| Дата
| 1
| Мир в первую половину XIX века
| 14
| Мир в первую половину XIX века
|
| 2
| Мир на рубеже 19-20вв
| 14
| Мир на рубеже 19-20вв
|
| Новая история 1800-1913.
|
|
| Итого
| 28
| Итого
| 3
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№урока
|
Тема раздела, урока
| Кол-во
часов
|
дата
проведения
|
материалы и
оборудование
|
основные термины
и
понятия
| Домашнее
задание
дом.
задание
|
Примечания
|
| Раздел № 1: Мир в первую половину XIX века 14 часов.
| Тема 1: Становление индустриального общества 5 часов
| 1
| Индустриальная революция
| 1
|
| Иллюстрации, презентация по теме
| промышленный переворот, монополизм
| § 1-2.
|
| 2
| Индустриальное общество
|
1
|
| иллюстрации презентация по теме
| урбанизация, миграция, индустриализация, модернизация
| § 3—4.
|
| 3
| Наука в XIX в.
| 1
|
| Иллюстрации, презентация по теме
| либерализм, социализм, анархизм, консерватизм
| § 5-6
|
| 4
| Искусство XIX в.
|
1
|
| иллюстрации, фотографии
презентация по теме
| романтизм, реализм, натурализм, ампир, академизм
| § 7-8.
|
| 5
| Либералы, консерваторы, социалисты.
|
1
|
| фотографии, презентация по теме
| либерализм, социализм, анархизм, консерватизм
| § 9-10
|
| Тема 2: строительство новой Европы 9ч
| 6
| Образование наполеоновской империи
|
1
|
| карта «Европа с 1799 по 1815гг.» презентация по теме
| империя, коалиция, реквизиция, первый консул
| §11
|
| 7
| Падение империи Наполеона
|
1
|
| карта та же, иллюстрации презентация по теме
| континентальная блокада, легитимность, Бурбоны, Ватерлоо
| § 12.
|
| 8
| Англия в первой половине XIX в.
| 1
|
| карта «Европа в 19в.»
презентация по теме
| чартизм, «гнилые местечки»
| § 13.
|
| 9
| Франция в первой
половине XIX в.
| 1
|
| карта та же
презентация по теме
| Реставрация, Июльская монархия
| § 14.
|
| 10
| Франция в 1848-1 870 гг.
| 1
|
| карта та же
презентация по теме
| Вторая республика, Вторая империя
| § 15.
|
| 11
| Германия в первой
половине XIX в.
| 1
|
| карта та же
презентация по теме
| кайзер, канцлер
| § 1 6.
|
| 12
| Италия в первой половине XIX в.
|
1
|
| карта та же презентация по теме
| республиканцы, карбонарии,
| § 17.
|
| 13
| Франко-прусская война. Парижская коммуна
|
1
|
| карта та же презентация по теме
| Парижская коммуна,
мобилизация, оппозиция, реванш,
| § 18.
|
| 14
| Обобщение по теме «Мир в первую половину XIX в.»
| 1
|
|
тест
|
См. выше
| §1-18
|
| Раздел 2: Мир на рубеже 19-20вв 14 часов.
| Тема 3: Западная Европа на рубеже 19-20вв. 5 ч.
| 15
| Германия во второй половине XIX в.
|
1
|
| карта «Европа во 2-й половине 19в.» презентация по теме
| рейхстаг,
| § 19.
|
| 16
| Великобритания конца XIX в.
| 1
|
| карта та же презентация по теме
| лейборизм, гомруль, джингоизм
| § 20
|
| 17
| Третья республика во Франции
| 1
|
| карта «Европа в конце 19в.» презентация по теме
| Третья республика, радикал, атташе
| § 21.
|
| 18
| Италия во второй
половине XIX в.
| 1
|
| карта та же, презентация по теме
| «эра Джолитти»
| § 22.
|
| 19
| Формирование австро-венгерского государства
|
1
|
| карта та же, презентация по теме
| дуалистическое государство
| § 23.
|
| Тема 4: Две Америки. 2ч
|
20
|
США в XIX в.
|
1
|
| карта «США в конце 19-начале20вв.» презентация по теме
| абсолютизм, гомстед, иммигрант
| § 24-25.
|
|
21
|
Латинская Америка в XIX в.
|
1
|
| карта «Латинская Америка в 19в.» презентация по теме
| , колониальная политика, каудильо, экспансия, латифундия, авторитарный режим
| § 26.
|
| Тема: 5: Традиционные общества в 19 веке. 4ч
| 23-
24
| Страны Востока в XIX в.: Япония и Китай
|
2
|
| карта мира, презентация по теме
| «Мэйдзи», опиумные войны, сёгунат, самурай, ихэтуаньское восстание
| § 27-28
|
| 24-
25
| Страны Востока в XIX в.: Индия и Африка
|
2
|
| карта мира, презентация по теме
| колония, метрополия, сипаи, культ, магия, табу, миссионер,
| § 29-30
|
| Тема 6: Международные отношения в конце 19-начале 20 веков. 3 часа
| 26
| Международные отношения
в конце XIX - начале XX вв.
|
1
|
| карта мира, презентация по теме
| Антанта, пацифизм, Англо-бургская война,
2-й Интернационал
| § 31
|
| 27
| Обобщение по теме «Мир на рубеже 19-20вв»
| 1
|
|
тест
| См. выше
| §19-31
|
| 28
| Обобщение по теме
«Новая история. XIX век»
| 1
|
| тест
| См. выше
|
|
| Раздел программы: «История России в XIX веке» (8 класс)
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений и авторской программы Данилова А.А., Л.Г. Косулиной.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира XIX века в 8 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.
Программа рассчитана на 40 часов. Цели и задачи:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
В результате изучения истории ученик должен
знать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX веке и выдающихся деятелей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Учебник: .История России, XlX век: учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов,
Л.Г.Косулина.-М.:Просвещение, 2009г
Распределение учебного материала по курсу «История России в XIX веке»
№
| Наименование
раздела
| Количество
часов
| Контрольные работы
| Тема
| Дата
| 1
| Введение. Россия на рубеже ХVIII-XIХ вв.
| 1
| Россия в первой половине XIX века.
|
| 2
| Россия в первой половине XIX века.
| 18
| Россия во 2-й половине XIX века.
|
| 3
| Россия во 2-й половине XIX века.
| 21
| Россия в XIX веке.
|
|
| Итого
| 40
| Итого
| 3
|
Календарно-тематическое планирование
№урока
|
Тема раздела, урока
| Кол-во
часов
|
дата
проведения
|
материалы и
оборудование
|
основные термины
и
понятия
| Домашнее
задание
дом.
задание
|
Примечания
|
29
|
Введение. Россия на рубеже ХVIII-XIХ вв.
|
1
|
|
карта «Российская империя в 19 в.»
презентация по теме
| многоконфессионный, мещане, «капиталистые» крестьяне,
отходничество
| Записи,
с.4-5
|
| Раздел 1: Россия в первой половине XIX века. 18 часов
| 30
| Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
|
1
|
| портреты Александра I и Сперанского Н.Н.
| «Негласный комитет», амнистия, манифест, либерализм
| §1
с. 6
|
| 31
| Внешняя политика Александра в 1801-1812 гг.
|
1
|
| портреты Александра 1, Наполеона, М.И.Кутузова
презентация по теме
| коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос, Тильзитский мирный договор
| §2
с.10
|
| 32
| Реформы М.М. Сперанского.
| 1
|
| Портрет
М.М. Сперанского
презентация по теме
| Вольные хлебопашцы,
Государственный Совет, консерватизм
| §3 с.17
|
| 33
| Отечественная война 1812г.
| 1
|
| карта «Отечественная война 1812г.»
презентация по теме
| партизаны, Бородинское сражение, флеши, редут, батарея, фураж, народное ополчение
| §4 с.22
|
| 34
| Внешняя политика России
в 1813-1 825 гг.
| 1
|
| портрет Александра I, карта «Российская Империя в 1-й половине 19в.» презентация по теме
| заграничные походы русской армии, Венский конгресс, Священный союз
|
§5 с.29
|
| 35
| Внутренняя политика Александра I в 18 13-1825гг.
|
1
|
| портреты Аракчеева, Александра I,
карта та же
презентация по теме
| военные поселения, аракчеевщина возраст ной и имущественный ценз, «Уставная грамота Российской империи»
| §6-7
С.35,40
|
| 36
| Общественное движение при Александре I.
| 1
|
| портреты декабристов, Александра I ,Николая I
презентация по теме
| декабристы, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества
|
§8 с.46
|
| 37
| Восстание декабристов в 1825г.
| 1
|
| портреты декабристов, Александра I ,Николая I
презентация по теме
|
то же
| §9 с.53
|
| 38
| Внутренняя политика
Николая I
|
1
|
| портреты Николая I, П.Д.Киселева, Е.Ф.Канкрина, А.Х.Бенкендорфа
презентация по теме
| «апогей самодержавия», цензура, 3-е отделение, кодификация
|
§10 с.57
|
| 39
| Социально-экономическое развитие России в 1-й половине 19-го века.
| 1
|
| портрет Николая 1
презентация по теме
| промышленный переворот
| §11 с.63
|
| 40
| Внешняя политика Николая I
В 1826-1849 г.г.
| 1
|
| карта «внешняя политика России в 1-й половине 19в.» в учебнике, презентация по теме
| навигация, контрибуция, Андрианопольский мирный договор, Кавказская война, горцы, Имам, , мюридизм, имамат, теократия, газават
| §12 с.71
|
| 41
| Крымская война
(1853-1856)
| 1
|
| карта «Крымская война 1853-1856 гг.», портреты Николая I, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова ,
презентация по теме
| Крымская война, Синопское сражение, оборона Севастополя
| §14 с. 84
|
| 42
| Общественные движения 1830-1850-х гг.
| 1
|
| портреты, А. И. Герцена, Н. П. Огарева
презентация по теме
| западники, славянофилы, социализм
| §13 с.77
|
| 43
| Наука и образование первой половины XIX в.
| 1
|
| портреты российских ученых и первооткрывателей презентация,
презентация по теме
| гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы
| §15-16
С91,97
|
| 44
| Золотой век российской культуры первой половины 19-го века.
| 1
|
| Репродукции картин художников первой половины 19 века, презентация по теме
| романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм
| §17 с.101
|
| 45
| Перемены в быту основных сословий населения
| 1
|
| иллюстрации
презентация по теме
| шорничество
| §18 с.111
|
| 46
| Саратовский край в первой половине XIX века.
| 1
|
| презентация по теме
| См.выше
| Лекция,
§1-18
|
| 47
| Обобщение по теме «Россия в первой половине
XIX века»
| 1
|
| варианты проверочных работ, карта России 1-й половины 19-го века
|
смотри уроки №1-18
|
|
| Раздел 2: Россия во 2-й половине XIX века. 21 час
| 48
| Накануне отмены крепостного права
| 1
|
| карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.» портрет Александра II презентация по теме
| редакционные комиссии, Главный комитет по крестьянскому делу
| §19 с.119
|
| 49
| Отмена крепостного права
| 1
|
| карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.», презентация по теме
| временнообязанные крестьяне, отрезки, прирезки, нормы надела, даровой надел
| §20 с.124
|
| 50-51
| Либеральные реформы
60-70-х гг.
| 2
|
| портреты Александра II и Милютина, иллюстрация учебника «Земство обедает»
презентация по теме
| земства, «гласные», курия, имущественный ценз, городская дума, городская управа, городской голова, всеобщая воинская повинность,
| §21-22
С.130
|
| 52
| Социально-экономическое развитие пореформенной России
| 1
|
| карта «развитие пореформенной России» презентация по теме
| отработная система, капитализм, артель
| §23 с.142
|
| 53
| Либеральное и консервативное общественные движения в 60-70-е гг.
|
1
|
| иллюстрации
презентация по теме
| либерал, консерватор
| §24 с150
|
| 54
| Зарождение радикального общественного движения в России.
|
1
|
| презентация по теме
| революционер, «хождение в народ», народничество
| §25 с.158
|
| 55
| Радикальные общественные движения
1870-х – начала 80-х гг.
| 1
|
| презентация по теме
| революционер, народничество, «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел»
| §26 с.163
|
| 56
| Внешняя политика
Александра II
| 1
|
| карта «Российская империя
во 2-й половине 19-го в.» п/т№1-3 презентация по теме
| Айгунский договор, Пекинский договор, Петербургский договор, Лондонская конференция
|
§27 с.170
|
| 57
| Русско-турецкая война 1877-1 878 гг.
|
1
|
| карта «Русско-турецкая война 1877-1878гг.», презентация по теме
| Сан-Стефанский мирный договор, Берлинский конгресс, Шипкинский перевал, Плевна
|
§28 с.177
|
| 58-59
| Внутренняя политика Александра III
| 2
|
| портреты Александра III, Д.А.Толстого, К.П.Победоносцева
презентация по теме
| контрреформы, циркуляр «о кухаркиных детях», земский начальник
|
§29-30
С.184
|
| 60
| Социально-экономическое развитие России в 80-90-е гг.
| 1
|
| портреты С.Ю.Витте, Александра III, иллюстрации
презентация по теме
| косвенные налоги, конвертируемость, дефицит бюджета, винная монополия
| §31 с.194
|
| 61
| Течения в общественно-политической жизни России в конце XIX века.
|
1
|
| портрет
Плеханова Г.В.
презентация по теме
| теория малых дел, рабочее движение, марксизм
|
§34 с.214
|
| 62
| Внешняя политика Александра III
|
1
|
| карта «внешняя политика России во 2-й половине 9-го в.»
| Тройственный союз, мобилизация, сепаратный мир
|
§35 с220
|
| 63
| Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века.
|
1
|
| портреты ученых
презентация по теме
| классические и реальные гимназии
|
§36 с.226
|
| 64
| Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века.
|
1
|
| репродукции картин,
презентация
презентация по теме
| критический реализм
| §37-38
С.232
|
| 65
| Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в.
| 1
|
| иллюстрации, фотографии
презентация по теме
| армяк, коммунальное хозяйство, урбанизация, фрак, чуйка, сюртук, поддевка
| §32-33 с.200
|
| 66
| Саратовский край во 2-й половине XIX века.
| 1
|
| презентация по теме
| См.выше
| Лекция,
§19-39
|
| 67
| Обобщение по теме «Россия во 2-й половине
XIX века»
| 1
|
| портреты Александра II и Александра III, таблицы
| см. выше
|
§1-39
|
| 68
| Итоговое повторение
| 1
|
| карта « Россия в 19 в.»
тесты
|
|
|
|
|
|
|