Подготовила педагог-психолог Леонтьева Н.Н.
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Тема: «Организация психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми с использованием элементов технологии коучинга» План.
1. Синдром дефицита внимания, гиперактивности, что это такое?
2. Учимся понимать ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
3. Причины возникновения СДВГ.
4. Организация общения с непоседливым ребенком.
5. Как помочь ребенку с СДВГ адаптироваться в окружающем мире. Цель №1. Повысить квалификацию для работы с гиперактивными детьми.
Цель №2. Раскрыть и повысить личностный потенциал для работы с гиперактивными детьми.
Что необходимо для достижения этих целей?
Внимательно слушать, все записывать, активно участвовать. 1. Итак, знания и умения общения с гиперактивными детьми.
Отразим задачу на шкале от 1 до 10.
- Где вы сейчас находитесь по уровню?
- Где хотели бы? 2. Дети, которых не понимают взрослые. Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и родителям, и педагогам. «Нарушители спокойствия и порядка», «неуправляемые» - это самые мягкие эпитеты, которыми награждают этих детей взрослые.
Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям общения и обучения. Недовольство взрослых только осложняет ситуацию, ухудшают состояние ребенка.
Помните веселую детскую песенку: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель?» Песенка-то веселая, а вот сама ситуация довольно сложная.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), т.е. очень легкой недостаточности мозга, которая проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к функциональным нарушениям, которые обратимы и нормализуются по мере роста и созревания мозга. В последней медицинской классификации СДВГ определен как заболевание. Встречается у мальчиков в 3-5 раз больше, чем у девочек. В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.
Гиперактивность, или двигательная расторможенность является проявлением утомления. Утомление идет у ребенка не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а проявляется в перевозбуждении.
Дефицит активного внимания – слабая способность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.
Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность чаще исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. По статистике поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых, в детстве страдающих дефицитом внимания. Характерологические изменения формируются с учетом возбуждения и торможения процессов в коре головного мозга.
3. Причины возникновения СДВГ могут быть внутриутробными, могут возникнуть при повреждениях во время родов, при осложнениях здоровья первых лет жизни. Это могут быть факторы:
- экологические;
- инфекции матери;
- хронические заболевания;
- родовые осложнения;
- травмы (позвоночника) матери, младенца;
- астма, пневмония и др.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит то, что ему говорят. Ему необходимо постоянно двигаться, вертеться, чтобы поддерживать свой вестибулярный аппарат в активности.
Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, гиперактивность может быть не проявлена. Но попадая в коллектив детей в детском саду, школе, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков.
Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывными, импульсивными. Такие дети без медикаментозного лечения (стимуляторов мозга) и педагогической коррекции становятся склонны к правонарушениям, различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему.
Дети с СДВГ бывают внешне болтливы из-за несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение. Часто, сталкиваясь с подобными проявлениями, педагог испытывает страх, панику, желание избежать общения с таким ребенком.
3. Важно твердо знать, что эмоциями можно управлять, т.е. эмоциональное состояние взрослого в работе с трудными детьми может быть ресурсом. Чтобы действовать, нужно быть уверенным.
Например, в ситуации, когда не нравиться или раздражает какой-то ребенок:
-найти и назвать себе причину раздражения, т.е. дать имя тому, что не нравится;
- идентифицировать свою эмоцию;
-ответить на вопрос: «За что именно не нравится ребенок, почему? Что мне даст изменение отношения к ребенку?».
Ответ дает понимание себя, ситуации, мотивирует на позитивное решение.
4. Используем коуч - технику «Колесо» для анализа и оценки текущей ситуации, например, определим критерии эмоционального выгорания.
- Перечислите значимые аспекты эмоционального выгорания: (отдых, повышение квалификации, хорошие отношения с детьми, коллегами и т.д.)
- нарисуйте окружность и проведите через центр несколько линий, разделив круг на несколько сегментов.
- Определите на шкале от 1 до 10, насколько вы удовлетворены данным критерием прямой линией, волнистой – степень ваших затрат на каждый сегмент.
- Соедините линиями оценки – это наглядная картина в области вашего эмоционального состояния.
- Проанализируйте полученный результат. Чем больше полученная фигура похожа на ровную поверхность, тем более сбалансировано развиваются все сегменты, обеспечивающие преодоление эмоционального выгорания. Какие области требуют вашего пристального внимания? Что именно необходимо изменить? Составьте список желаемых улучшений в данных областях. 5. Организация общения с гиперактивным ребенком.
В работе с гиперактивными детьми нужно помнить, что они имеют низкий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще следует отказаться. Поощрение нормального поведения более эффективно, чем наказание за неправильное поведение.
Расторможенность ребенка с особенностями развития проявляется и в чувствах, и в эмоциях. Его нужно настойчиво учить сдержанности – пусть его эмоции будут проявляться хоть и бурно, но не грубо – в рамках дозволенного. Для осуществления этой цели: тренировки у ребенка выдержки-контроля импульсивности взрослый сам действует на ребенка собственным примером.
Тон разговора должен быть спокойным, уверенным, сдержанным. Важен физический контакт с ребенком: обнять, прижать к себе, погладить по голове, успокоить – в динамике это дает выраженный эффект.
За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т.д.) должно обязательно следовать поощрение: доброе слово, похвала, маленький подарок, признание.
Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, выполнить доступные физические упражнения.
Целесообразно переключать ребенка с одного вида деятельности на другой, если продуктивность его работы снижается уже после 10 минут.
Целесообразно в групповой комнате организовать «уголок уединения», где ребенок может отдохнуть.
Гиперактивным детям очень полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Так снимается напряжение и излишняя двигательная активность, тренируется внимание и формируются интересы.
Во время тихого часа побыть рядом, погладить, успокоить.
Система запретов должна иметь альтернативу: начинает бросаться игрушками - объяснить, что этого делать нельзя, дать поролоновый мячик для выхода его внутренней энергии.
Если рвет что-то - предложить порвать лист бумаги, а затем собрать в пакетик клочки.
Игры – наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. М.Клейн утверждала, что в «свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты».
Кроме того, в игре с ребенком взрослый может установить более доверительные отношения и понять, в какой помощи он больше всего нуждается. Использование специального игрового материала, например игрушек небольшого размера, которые ребенок мог бы отождествлять с членами семьи, позволяет выявить конфликты ребенка с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства.
6. Для развития у детей с синдромом гиперактивности желаемых для нас и самого ребенка качеств можно использовать коуч - технику «Быть, делать, иметь». Техника позволяет достичь конкретный физический признак цели, которую ставит перед собой педагог в работе с детьми, развить качества способствующие достижению.
Быть
| Делать
| Иметь
| Терпеливой
| Следовать за интересами ребенка
| Развитие усидчивости, Либо, тренировка выдержки-контроль импульсивности выдержки.
Либо развитие произвольного внимания детей
| Внимательной
| Придерживаться четкой системы «поощрений-наказаний»- всегда поощрять нормальное поведение
|
| Настойчивой
| Освоить и использовать игры для развития внимания, тренировки усидчивости
|
| Спокойной
| Систематически использовать упражнения на снятие напряжения, мышечных зажимов
|
| Сдержанной
| Давать четкие инструкции
|
| Доброжелательной
| Регулярно делать перерывы со сменой темпа и направления деятельности
|
| Грамотной
| Мониторинг дел, обязанностей ребенка
|
| Последовательной
| Транслировать уважение и принятие, хорошие отношения с ребенком
|
|
| Четкий распорядок дня
|
|
Вопросы к педагогам:
Цель сформулирована в позитивных терминах.
Что вы хотите? Какими вы хотите, чтоб дети стали?
Цели инициируются самостоятельно и достижимы самостоятельно.
Как вы можете этого достичь?
Цели конкретны, связаны с поведением и ощутимы.
Как вы узнаете, что их достигли?
4. Цели экологичны и имеют временную рамку.
Как вы можете себе помешать?
Заключение
Упражнение «+1»
Для тренировки позитивного мышления вырабатываем привычку работать над собой. Каждый день утром ищем позитивное, достижения, значимые приобретения.
Мониторинг «Отразим задачу»
На шкале от 1 до 10 обозначим:
- Отношения с детьми сейчас
- Где вы хотите очутиться?
Выводы.
Используемая литература.
М.М.Безруких «Ребенок-непоседа»: Москва, Издательский Центр «Вента-Граф», 2001г.
Е.В.Рылеева, Л.С.Барсукова «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ» Москва, «Айрис Пресс» 2004г.
В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников» Москва Аркти, 2000.
Г.В. Болотовский, Л. С.Чутко, Ю. Д. Кропотов «Гиперактивный ребенок» Санкт-Петербург Издательская компания «Невский проспект» 2004 г.
Подготовила: педагог-психолог Леонтьева Н.Н. |