|
«Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения»
Конспект урока
по алгебре.
Тема: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».
МОУ СОШ № 27
Выполнила: учитель математики и информатики МОУ СОШ №27
Карлышева Е. В.
Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась.
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.
Л.М.Фридман
Тема урока: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».
Цели урока: - познакомиться с понятиями: квадратное уравнение и неполное квадратное уравнение;
- научиться решать неполные квадратные уравнения. - развитие мышления, анализа, синтеза, выделение общего. - становление трудовых качеств, развитие интереса к предмету.
- развитие коллективизма.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: проектор, экран, программное обеспечение, наглядный материал (презентация), раздаточный материал (карточки, таблица с методами решения неполных квадратных уравнений).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ребята! Квадратное уравнение – это фундамент, на котором построено огромное здание алгебры. Квадратные уравнения применяются начиная с 8-го класса и до окончания вуза. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств.
2. Изучение нового материала.
1. Историческая справка.
Простые уравнения люди научились решать более трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только 400 лет назад научились решать квадратные уравнения. Формы решения квадратных уравнений по образцу Аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.
Эта книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из этой книги переходили почти во все европейские учебники XIV-XVII вв. Общее правило решения квадратных уравнений было сформулировано в Европе в 1544 г. М.Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Именно в XVI – XVII вв. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания, и на этой основе складывается новое представление о Вселенной.
2. Задача, приводящая к квадратному уравнению.
Прежде, чем приступить к теме урока, я хочу предложить вам одну задачу. Эта задача пришла к нам из Древней Индии XII века и носит название задача Бхаскары.
На две партии разбившись,
Забавлялись обезьяны.
Часть восьмая их в квадрате
В роще весело резвилась.
С криком радостным часть восьмая
Воздух свежий оглашали.
Вместе сколько ты скажи мне,
Обезьян там в роще было? Решение задачи:
Пусть х – количество обезьян в роще.
1 партия – (1/8х)²
2 партия – 1/8х
Составим и решим уравнение:
(1/8х)² + 1/8х = х,
1/64х² + 1/8х – х = 0,
х² + 8х – 64х = 0,
х² - 56х = 0.
3. Определение квадратного уравнения.
Получили уравнение, которое нам ещё не знакомо и узнать пока сколько же было обезьян не сможем. Но к концу урока, вы сами мне уже сможете ответить на вопрос задачи. Так что же уравнение мы получили?
Такое уравнение называется квадратным.
Т. е. уравнение вида:
ax² + bx + c = 0, (а ≠ 0),
где х – переменная,
a – первый коэффициент,
b – второй коэффициент,
c – свободный член.
Как вы думаете, почему уравнение такого вида называются квадратными?
Индивидуальная работа по карточкам №1.
№1. Определите коэффициенты и свободные члены в уравнениях:
Уравнения
| Коэффициенты
| 3х² + 2х + 7 = 0
| а = 3, b = 2, c = 7
| 5х² + х – 2 = 0
|
| х² + 2х + 3 = 0
|
| - х² + 1 – 3х = 0
|
| -7х + 2х² + 2 = 0
|
| -6х - 2х² - 5 = 0
|
| 4. Определение неполного квадратного уравнения.
Давайте попробуем определить коэффициенты в задаче Бхаскары.
х² - 56х = 0, a = 1, b = -56, c = 0.
Скажите, пожалуйста, чего не хватает в данном уравнении?
Если в квадратном уравнении ax² + bx + c = 0, (а ≠ 0), хотя бы один из коэффициентов равен 0 (кроме а), то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением.
Неполные квадратные уравнения бывают 3 видов:
(в каждом из примеров обсуждать вопрос о количестве корней).
тип ax² + c = 0 (c ≠ 0)
Пример:
5х² - 125 = 0, 4х² + 64 = 0,
5х² = 125, 4х² = - 64,
х² = 25, х² = - 64,
х = ±5. корней нет.
Ответ: ±5. Ответ: корней нет.
2) тип ax² + bx = 0 (b ≠ 0)
Пример:
4х² + 9х = 0,
х(4х + 9) = 0,
Х = 0 или 4х + 9 = 0,
4х = -9,
х = -2,5,
Ответ: -2,5; 0.
тип ax² = 0
5х² = 0,
х = 0.
Ответ: 0.
А теперь решение неполных квадратных уравнений сведём в таблицу, которую я каждому из вас раздам.
Уравнение
| Решение
| Корень
| ax² + c = 0,
(c ≠ 0)
| x² = - c/а
| если - c/а > 0,
то x = ±√-c/a
если - c/а < 0,
то корней нет.
| ax² + bx = 0,
(b ≠ 0)
| x(ax + b) = 0
x = 0 или ax + b = 0
| x = 0 или x = - b/a
| ax² = 0
| x² = 0
| x = 0
|
Посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос:
Какое количество корней может иметь квадратное уравнение?
3. Закрепление.
Групповая работа по карточкам №2.
Делимся на две команды, каждой команде даётся по карточке с заданиями и координатная полуплоскость. Одна из двух координат дана, необходимо решить квадратное уравнение и записать второй координатой корень уравнения.
№2. Отметить в координатных полуплоскостях точки, которые являются решениями неполных квадратных уравнений.
Уравнение
| х
| у
| точка
| x² - 4x = 0
| 0
|
| (0, )
| 4x² + 8x = 0
|
| 0
| ( ,0)
| -2x² - 10x = 0
|
| 0
| ( ,0)
| 5х² - 20 = 0
| -3
| наименьший корень
| (-3, )
| х² - 25 = 0
| наименьший корень
| -6
| ( , -6)
| х² + 4х = 0
| 0
|
| (0, )
|
Уравнение
| х
| у
| точка
| x² - 4x = 0
| 0
|
| (0, )
| 4x² - 8x = 0
|
| 0
| ( ,0)
| 2x² - 10x = 0
|
| 0
| ( ,0)
| 5х² - 20 = 0
| 3
| наименьший корень
| (3, )
| х² - 25 = 0
| наибольший корень
| -6
| ( , -6)
| х² + 4х = 0
| 0
|
| (0, )
|
В результате у вас должна получиться звезда.
Парная работа по карточкам № 3.
Ребята, предлагаю вам следующую игру. Каждому ряду я раздам задания. Первая парта в паре решает первое задание, передаёт карточку второй парте, вторая парта 2 – ое задание решает и передаёт 3 - ей и т. д. Какой ряд быстрее и правильнее решит, тот выиграл.
№3. «Цепочка». Решите уравнения. 1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
9x² - 1 = 0 1. 16х² - 9 = 0 1. 25х² - 4 = 0
1 + 4y² = 0 2. 5у² +2 = 0 2. 3у² + 1 = 0
4x² - 3x = 0 3. – 2х² + 5х = 0 3. 6х² - 4х = 0
-5x² + 7x = 0 4. 4х² - 9х = 0 4. -3х² + 9х = 0
– 8x² = 0 5. 10х² = 0 5. 23х² = 0
Сверяют свои ответы с ответами, которые выданы на экране.
Вернёмся к задаче, рассмотренной в начале урока, и попробуем ответить на поставленный вопрос.
х² - 56х = 0,
х(х – 56) = 0,
х = 0 или х – 56 = 0,
х = 56.
Ответ 56 обезьян.
4. Итог урока.
1. С какими новыми уравнениями мы познакомились?
2. Какой вид имеют квадратные уравнения?
3. Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением?
Домашнее задание: придумать к каждому виду неполного квадратного уравнения примеры, а на следующем уроке мы их с вами будем решать. |
|
|