|
Обобщение знаний об имени прилагательном Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа № 392 с углубленным изучением
французского языка Кировского района г. Санкт – Петербурга
Конспект урока по русскому языку, проведённый 9 апреля 2013 года
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Автор – составитель:
Лысенко Мария Владимировна
Образование: высшее
Категория I
Санкт - Петербург Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Класс: 2 класс
Педагогические цели:
1.Организация работы по произношению, выделению и характеристике звуков речи, правильному написанию букв и слов.
2. Создание условий для усвоения правил каллиграфии при выполнении работы.
3. Создание условий для осознанного усвоения написания новых словарных слов.
3.Актуализация знаний учащихся по теме имя прилагательное.
4. Работа по определению темы текста, работа над средствами выразительности: эпитет, сравнение.
5.Организация работы детей в парах; группах, при создании творческого мини проекта.
Ожидаемый результат:
1.Учащиеся произносят, выделяют и дают характеристику звукам речи, записывают буквы, слова по правилам каллиграфии.
2. Учащиеся объясняют орфограммы и лексическое значение словарных слов.
3. Учащиеся устанавливают зависимость имени прилагательного от имени существительного, умеют определять число имён прилагательных в словосочетаниях.
4.Учащиеся используют имёна прилагательные для того, чтобы сделать речь точной и выразительной, используя эпитеты и сравнения.
5.Учащиеся определяют тему текста.
6. Ученики работают в группах и парах, принимают совместное решение и озвучивают его.
Средства обучения: УМК, раздаточный материал: карточки с заданием №1, №2, №3, № 4, плакат для мини - проекта
«Весна», тексты, с пропущенными орфограммами, именами прилагательными, карточки с
ребусами, рисунки весенних цветов.
Используемая технология: технология диалогового взаимодействия.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный,
частично – поисковый.
Организационные формы урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Используемая литература:
1.Аверьяева Л. В. Взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО,2012. – 244с.
2.Канакина В. П. Русский язык 2 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с
3. Интернет – ресурс: http: // что означает. р ф/Дата обращения 17.12.12
4.Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. (1 – 3 классы). Москва: «Издат – Школа», 1998. – 208 с. / сост. Милосердов И. В. План урока.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| Организационный
| Приветствие
| Приветствие. Подготовка к работе.
| Личностные
| Вводно - мотивационный
| Проведение фонетической разминки и минутки чистописания
| Фонетическая разминка и минутка чистописания
| Познавательные логические (анализ с целью выделения признаков) Познавательные логические (выбор основания и критериев для сравнения -соотнесение слова и лексического значения)
Коммуникативные (работа в парах) Познавательные логические
(Построение логической цепи рассуждений)
Регулятивные (целеполагание)
| Организация изучения новых словарных слов. Руководство по записи их в тетрадь.
| Определение лексического значения изучаемого слова. Выделение безударных гласных в словарных словах. Самопроверка. Запись слов в тетрадь.
| Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся и их опыта по теме урока
| Проверка домашнего задания и повторение известного по теме урока.
| Организация обсуждения темы и плана урока
| Осмысление темы и плана урока
| Технологический
| Организация работы по записи словосочетаний, установление связи между сущ. И прил., определение числа имени прилагательного.
| Выполнение учебного задания по записи словосочетаний, установление связи
между сущ. и прил., определение числа имени прилагательного. Работа в парах.
| Познавательные общеучебные (формулирование учебной задачи, произвольное и осознанное построение действий)
| Игра с мячом «Назови пару»
| Называют прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному.
| Познавательные логические (анализ с целью выделения признаков)
Коммуникативные (управление поведением
| Организация работы по мини - проекту «Весна». Деление класса на группы.
Определение уровня сложности задания.
| Проектная деятельность: создание плаката «Весна».
Дети у себя на столе находят квадратики нужного цвета и в зависимости от него организуются группы.
Первая группа – вставляют в текст, пропущенные имена прилагательные, определяют тему текста и его название. Определяют место листа с текстом на плакате и вставляют его в плакат.
Вторая группа – объясняют орфограммы в словах. Нужные буквы написаны на цветочках. Дети определяют их место на плакате и дополняют плакат.
Третья группа – указывают в словосочетаниях число имён прилагательных. Словосочетания написаны на картинках весенних цветов. Дети читают словосочетание, указывают число имён прилагательных и дополняют плакат.
4 группа – отгадывают ребусы, к именам существительным подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные. Ребусы написаны на корабликах. Дети выполняют задание и крепят кораблики на плакат.
| Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) Коммуникативные (работа в группах - управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
| Рефлексивный
| Организация работы по обобщению материала
| Обсуждение итогов урока
| Регулятивные (рефлексия, само - и взаимооценка)
| Организация диалога по оцениванию работы в группах
| Обмен мнениями
Оценивают свою работу на уроке
| Оценивание учащихся на уроке учителем
|
| Определение домашнего задания
| Запись домашнего задания
|
Организационный этап
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Повернитесь, пожалуйста, к нашими гостями, поздоровайтесь, поприветствуйте друг друга и учителя. Мы начинаем работу.
Вводно – мотивационный этап
1) Фонетическая разминка и минутка чистописания
- Откройте тетради, запишите число и слова классная работа.
Девятое апреля.
Классная работа.
- Назовите, какие словарные слова вам встретились? Апрель, классная, работа.
- Что помогает людям общаться друг с другом? Речь.
- Из чего состоит речь? Из предложений.
- Из чего состоят предложения? Из слов.
- Из чего состоят слова? Из букв и звуков.
- Назовите второй весенний месяц.
Слайд №2
- Назовите согласные непарные звуки по глухости – звонкости.
- Какими буквами они обозначаются? Рр, Лл.
Правила каллиграфии. Слайд №3
Рр Лл
2) Изучение новых словарных слов
Слайд № 4. Соедини слово и его лексическое значение.
- Произнесите слово по слогам, с ударением.
- Куда падает ударение?
- Какую гласную нужно запомнить?
- Запишите один раз слово:
Метрό
- Какие прилагательные можно подобрать к этому слову?
- Произнесите слово по слогам, с ударением.
- Куда падает ударение?
- Какую гласную нужно запомнить?
Όблако
- Скажите, в русском языке существуют средства, которые помогают увидеть красоту нашего языка?
Слайд № 5.
Слайд № 6, подбор эпитетов и сравнений к слову «облако»
Слайд № 7 Запись предложений со сравнением.
3) Проверка домашнего задания. Повторение известного по теме урока.
Слайд №8
-На какие группы разделяются слова в русском языке? Части речи.
- Какие части речи вы знаете?
Откройте тетради на печатной основе на стр. 48, упр. 104. Подготовьтесь к проверке домашнего задания.
Слайд № 9.
- Слова какой части речи помогли более точно, красочно описать предмет?
Слайд № 10
Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.
4) Осмысление темы и плана урока
Слайд №11
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Слайд № 12
Задачи урока:
- повторить правило, что такое имя прилагательное;
- с какой частью речи связано имя прилагательное;
- как изменяются имена прилагательные,
- для чего нужны в речи имена прилагательные;
Слайд № 13
А в сундуке для вас творческое задание.
Технологический этап
Слайд № 14
Задание 1
Выполнение учебного задания по записи словосочетаний, установление связи
между сущ. и прил., определение числа имени прилагательного
Упражнение 161 , стр. 94
- Прочитайте задание полностью один раз.
- Что сделаем сначала?
- Что сделаем дальше?
Слайд № 15
Известная (какая?) фамилия, яблочный (какой?) шампунь, вкусный (какой?) йогурт.
Белый (какой?) лебедь, дождевое (какое?) облако, зимнее (какое?) пальто.
Дети проверяют друг друга в парах.
Участие в игре «Назови пару»
У учителя в руках мяч. Он называет существительное и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч и называет имя прилагательное, подходящее по смыслу.
Весна ранняя, туча дождевая, веточки тонкие, верба пушистая, лучи тёплые, цветы весенние, ручейки звонкие, почки смолянистые, ветер тёплый.
Слайд № 16
Проектная деятельность: создание плаката «Весна»
Задание 2
Для выполнения этого задания мы объединимся в группы
1 группа – те учащиеся, у кого на тетрадях квадратики жёлтого цвета; 2 группа – те учащиеся, у кого на тетрадях синие квадратики; 3 группа – те учащиеся, у кого на тетрадях квадратики зелёного цвета, 4 группа - те учащиеся, у кого на тетрадях квадратики оранжевого цвета. Квадраты такого же цвета наклеены на карточки с заданиями.
Можно ли за несколько минут на уроке русского языка создать картину о весне?
У каждой группы - своё задание. Выполнив его в группах и объединив результаты работы, мы попробуем создать плакат о весне.
Дети разделены на 4 группы. Приложение № 1., Приложение № 2, Приложение № 3, Приложение № 4.
Учащиеся выполняют работу в группах, затем представляют свою работу.
1 группа – объясняют, какие прилагательные вставили.
2 группа – объясняют орфограммы (по цепочке у доски)
3 группа - указывают число имён прилагательных в словосочетаниях
4 группа – отгадывают ребусы, и к именам существительным подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные.
Слайд № 17
1 группа – прочитайте текст по цепочке, вставьте имена прилагательные в текст, определите его тему, озаглавьте текст.
Наступила _________ весна. В полях тает снег. А в лесу деревья стоят в ______________ плену. ____________ веточки берёз ждут тепла. Вот показалось солнце. Весь лес ожил. В _____________ тишине дрогнула _____________ веточка. С неё упал ком снега. Зажурчал _________ ручей. По лесу пробежал ______________ ветерок. Скоро зацветут _____________ подснежники. Здравствуй, весна.
Слова для справок: ранняя, гибкие, снежном, лесной, еловая, лёгкий, первый, первые.
-Что поместим в центр плаката? Листочек с текстом. Его несут птицы.
Слайд № 18
2 группа – Найдите в тексте словосочетания, запишите их на картинках. Укажите число прилагательных. Наклейте на плакат.
Наступила ранняя весна. В полях тает снег. А в лесу деревья стоят в снежном плену. Гибкие веточки берёз ждут тепла. Вот показалось солнце. Весь лес ожил. В лесной тишине дрогнула еловая веточка. С неё упал ком снега. Зажурчал первый ручей. По лесу пробежал лёгкий ветерок. Скоро зацветут первые подснежники. Здравствуй, весна.
На подснежниках записаны словосочетания:
Ранняя весна – ед. ч.
Первые подснежники – мн. ч.
Гибкие веточки – мн. ч.
В лесной тишине – ед.ч.
В снежном плену – ед. ч.
На мать – и – мачехе записаны словосочетания:
Лёгкий ветерок – ед. ч.
Еловая веточка – ед. ч.
На солнышке записано словосочетание: 3группа – прочитайте слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы:
В…сна – е – вёсны - безударная гласная в корне слова
В п…лях – о- поле –
В пл..ну – е - плен
Ги…кие – б – гибок – парный согласный в корне слова
Веточ..ки – веточки – ЧК-
Ожил – жи – пиши с и
Зажурчал – ча – пиши с а
Здра…ствуй – в – словарное слово
Наступила ранняя в…сна. В п…лях тает снег. А в лесу деревья стоят в снежном пл…ну. Ги…кие веточ…ки берёз ждут тепла. Вот показалось солнце. Весь лес ож…л. В лесной тишине дрогнула еловая веточка. С неё упал ком снега. Зажурч…л первый ручей. По лесу пробежал лёгкий ветерок. Скоро зацветут первые подснежники. Здра…ствуй, весна!
4 группа – отгадайте ребусы, к именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Ребусы написаны на корабликах. Дети выполняют задание и крепят кораблики на плакат.
Слайд № 19
Лестница (Какая?)………..
Ковш (какой?)……….
Рефлексивный этап
Учитель организует обсуждение результатов урока.
скажите, что мы повторили, выполнив задание по учебнику;
что повторили, работая с текстом;
Слайд № 20
Самооценивание:
Мне понравилось….
Мне было интересно….
Мне было трудно….
Домашнее задание
Составить и записать два предложения с именами прилагательными, подчеркнуть их и указать число.
1 группа – прочитайте текст по цепочке, вставьте имена прилагательные в текст, определите его тему, озаглавьте текст.
__________________________________________________________________
2 группа – Найдите в тексте словосочетания, запишите их на картинках. Укажите число прилагательных. Обсудите, место картинок на плакате __________________________________________________________________
3группа – Прочитайте слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы.
__________________________________________________________________
4 группа – Отгадайте ребусы, к именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Запишите отгадку ребуса на кораблик. Подумайте, куда на плакате поместим кораблик.
Приложение 1
Наступила _________ весна. В полях тает снег. А в лесу деревья стоят в ______________плену. ____________ веточки берёз ждут тепла. Вот показалось солнце. Весь лес ожил. В _________ тишине дрогнула __________ веточка. С неё упал ком снега. Зажурчал _________ ручей. По лесу пробежал __________ ветерок. Скоро зацветут __________ подснежники. Здравствуй, весна! Слова для справок: ранняя, гибкие, снежном, лесной, еловая, лёгкий, первый, первые.
Приложение 2
Наступила ранняя весна. В полях тает снег. А в лесу деревья стоят в снежном плену. Гибкие веточки берёз ждут тепла. Вот показалось солнце. Весь лес ожил. В лесной тишине дрогнула еловая веточка. С неё упал ком снега. Зажурчал первый ручей. По лесу пробежал лёгкий ветерок. Скоро зацветут первые подснежники. Здравствуй, весна!
Приложение 3
Наступила ранняя в…сна. В п…лях тает снег. А в лесу деревья стоят в снежном пл…ну. Ги…кие веточ…ки берёз ждут тепла. Вот показалось солнце. Весь лес ож…л. В лесной тишине дрогнула еловая веточка. С неё упал ком снега. Зажурч…л первый ручей. По лесу пробежал лёгкий ветерок. Скоро зацветут первые подснежники. Здра…ствуй, весна!
Приложение 4
|
|
|