Главная страница


Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики



Скачать 42.42 Kb.
НазваниеНетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики
Дата29.02.2016
Размер42.42 Kb.
ТипДокументы

Нетрадиционные формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики.
До недавнего времени основной формой обучения являлся урок. Он часто сводится лишь к прохождению программного материала. Этот процесс идет под руководством учителя, и учащиеся мало работают самостоятельно. Такое однообразие организации урока, когда на нем каждый день повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, сообщение нового, его закрепление, и снова – домашнее задание, не вызывает у детей желания учиться, и у них, естественно, пропадает интерес к предмету.

Ученики привыкли к тому, что инициатива исходит только от учителя. У ребят возникает страх сделать что-то не так, сказать не то, что хочет услышать учитель. Этим самым учителя лишают его свободы творчества.

При этом учителя забывают, что их главная задача – научить учащихся учиться, добывать знания, необходимые им в дальнейшей жизни. А этого невозможно достичь, если не дать нашим ученикам больше самостоятельности и свободы на уроке.

Все эти проблемы показывают, что традиционный урок не может полностью решить основную задачу обучения. Ведь учитель не только должен дать знания, сформировать умения и навыки у всех ребят, но, главное, научить школьников творчески использовать их. А для этого учитель должен не просто учить детей чему-то, а развивать их как творческие личности.

Обучение – это процесс взаимодействия учителя и ученика при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности школьником. Чтобы осуществить этот процесс, нам надо правильно его организовать.

Как мы можем организовать этот процесс?

Процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации.

Рассмотрим требования, которым должны отвечать те новые, нетрадиционные формы организации обучения, которые я использую в своей практике.

Исходным моментом учебной деятельности является формирование положительного отношения к учебе. Нужно создать такую обстановку на уроках, чтобы учащиеся чувствовали себя на них комфортно, чтобы они не испытывали страха и им не было скучно.

Уроки надо строить так, чтобы учащиеся могли на них свободно общаться. В процессе общения личность ученика развивается, обогащается нравственными ценностями. Надо предоставить учащимся возможность делиться мыслями друг с другом. Тем самым мы переведем их из позиции слушающих в позицию делающих, говорящих. Важно суметь побудить всех учеников работать энергично.

Поскольку у ребят есть стремление помогать друг другу, надо создавать им условия для этого. Необходимо воспитывать у них чувство коллективизма. Коллективная работа вызывает у каждого ученика заинтересованное отношение к общей работе, требует гораздо большего напряжения, творческой активности.

Рассмотрим некоторые нетрадиционные формы организации учебной деятельности, которые в большей мере удовлетворяют высказанным выше положениям и могу успешно использоваться в школе.

  1. Дидактическая игра – это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игровая форма занятий создается на уроках математики при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.

Коллективные игры по дидактическим задачам урока делятся на обучающие, контролирующие, обучающие.

Игра называется обучающей, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки. У контролирующей игры дидактическая цель состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры требуют интеграции знаний.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

  1. Урок – диалог.

Этот урок ориентирован на диалог учителя с учеником. Содержанием такого урока должна быть проблема, какой-то вопрос, на который сам учитель не знает однозначного ответа. В этом случае урок пойдет не в том направлении, в каком хотелось бы учителю, а в том, которое выберут ученики в процессе обсуждения данной проблемы. Отвечая на поставленные учителем вопросы, они сами будут делать важные для себя открытия.

  1. Работа в парах, группах.

Эта форма организации учебной деятельности заключается в том, что учащиеся, сидящие за одной партой, либо составляющие определенную группу, работают вместе.

В пару целесообразно объединять двух учеников, обладающих разными учебными возможностями, учитывая при этом их желания. Сотрудничество ученика с высокими учебными возможностями с учащимся, обладающим низкими учебными возможностями, повышает эффективность учебной работы обоих.

Обычно работа в парах или группах применяется на небольших этапах урока. Ее можно использовать при поиске решения данной проблемы, при проверке выполнения задания, закреплении и совершенствовании знаний.

  1. Мастерские.

Идея мастерских принадлежит группе французских учителей, которая называется ЖФЭН – группа «новое образование», суть которого сводится к следующему:

1)образование – это деятельность в постоянном поиске. Умение ставить вопросы, а ен отвечать, Знать – не значит учить, но познавать.

2)все равны, все способны;

3)ненасилие и право выбора в процессе деятельности в мастерской;

4)отсутствие оценки, соревнования, соперничества;

5)сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы;

6)приоритет процесса над результатом творческой деятельности, защита права на ошибку;

7)нравственная ответственность каждого участника за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Мастерская дает возможность больше использовать потенциал учеников, проявлению их творчества, оригинальности их мышления, свободе выбора.

Мастерская – это иная форма организации учебного процесса. От урока она отличается по своей конструкции. В отличие от урока, знания на мастерской не даются в готовом виде, а выстраиваются сами учеником.

Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют учащихся в нужное русло. Внутри каждого задания ученики свободны. И поэтому перед ними всегда стоит проблема выбора: выбора пути исследования, выбора темпа работы, выбора средств для достижения цели.

На мастерских основной акцент делается на то, что все дети способны, неспособных детей нет.

На мастерских дети развиваются, учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, а самое главное, учатся учиться, добывать знания.

Каждая мастерская строится на какой-то одной, главной проблеме, решением которой она, возможно, и завершится.

В своей работе я часто разрабатывала уроки с опорой на мастерские.