|
Неполные квадратные уравнения
Урок по алгебре в 8 классе.
Тема " Неполные квадратные уравнения".
Учителя: Крамаренко Т.Н., Зенина Н.Г. Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока:
Образовательные: ввести понятия квадратного уравнения, приведённого, неполного квадратного уравнения; расширение и углубление знаний учащихся о решении уравнений; организация поисковой деятельности при решении неполных квадратных уравнений; совершенствование вычислительных навыков.
Развивающие: развитие умения приобретать новые знания; использование для достижения поставленной цели уже полученные знания; формирование умений применять приемы: наблюдения, сравнения, систематизации и обобщения, переноса знаний в новую ситуацию; расширять математический и общий кругозор, развивать устную математическую речь и навыки нестандартного мышления.
Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; выработка желания и потребности обобщать полученные факты и знания; развитие самостоятельности и творчества.
Оборудование: компьютер, экран, проектор. Ход урока.
Организационный момент.
Сегодня мы начинаем изучать важную не только в курсе 8 класса, но и для всей школьной математики, главу «Квадратные уравнения», а значит, научимся решать новый для нас вид уравнений (слайд 1,2).
А теперь давайте вместе искать ответы на эти вопросы.
2. Этап актуализации знаний.
В 7 и 8 классе мы уже рассматривали (и даже решали) квадратные уравнения:
х² ‒ 4 = 0, 3х² + 2х = 0; х² ‒ 6х + 9 = 0 (слайд3).
На какие вопросы вы хотели бы уже сегодня получить ответы? (Слайд 4)
Какие уравнения называют квадратными?
Что в определении квадратного уравнения основное, что следует запомнить и учитывать?
Какие частные случаи квадратных уравнений бывают?
Каковы способы решения квадратных уравнений в каждом частном случае?
3. Изучение нового материала. Слайд 5.
Что общего в этих уравнениях? В чем различие?
(Члены, содержащие квадрат неизвестной.)
(Все они имеют одинаковое строение: и х умножают на некоторые числа, а потом прибавляют слагаемое, не содержащее х ).
Такие уравнения называют квадратными.
Давайте познакомимся с определением квадратного уравнения п.21, с.111.
Почему же это уравнение получило название квадратного? (Слайд 6)
(Степень многочлена, стоящего в левой части, равна 2, а вторую степень называют квадратом)
Чем вызвано ограничение ?
(если а=0, то , и уравнение перестанет быть квадратным)
Запишите это определение себе в тетради.
а, в и с – некоторые числа - говорится в определении, причем а и в стоят перед и х, а с не содержит х.
Как бы вы их назвали?
(первый коэффициент, второй коэффициент, свободный член).
Записываем:
а - первый коэффициент (число, стоящее перед );
в – второй коэффициент (число, стоящее перед х);
с – свободный член (не содержит х).
Слайд 7. а = 1 - приведенное квадратное уравнение: х2 + bх + с = 0
а ≠ 1 – неприведенное квадратное уравнение
Решим №513 – устно (по одному примеру по очереди). Слайд 8.
Слайд 9. Интересно, а что будет, если эти коэффициенты по очереди или все сразу (кроме а) превратятся в нули.
Давайте проведем исследование.
Слайд 10, 11. Сформулируйте определение квадратного уравнения в котором отсутствует коэффициент или свободный член.
Квадратное уравнение , называют неполным квадратным, если хотя бы один из его коэффициентов b или c равен 0.
Назовите виды неполных квадратных уравнений.
К доске приглашаются три учащихся одновременно.
Задание №1. Рассмотреть случай, когда в=0 и с=0
Задание №2. Рассмотреть случай, 0когда в=0.
Задание №3. Рассмотреть случай, когда с=0.
(учащиеся на месте работают самостоятельно - по рядам)
I ученик (слайд12).
Если в=0 и с=0, то - неполное квадратное уравнение.
Это равенство верно только при - всегда один корень.
II ученик(слайд 13).
Если в=0, то - неполное квадратное уравнение
(Такие уравнения мы уже решали в предыдущей главе «Квадратные корни». Напомни нам, как решают уравнения вида )
Сделай вывод.
Вывод. Неполное квадратное уравнение вида ах2 + с = 0;
1) Если > 0, то уравнение имеет два корня.
х1=, х2=.
2) Если < 0, то корней нет. II ученик(Слайд14).
Если с=0, то - неполное квадратное уравнение
(С такими уравнениями мы тоже уже встречались в 7 классе, когда учились выносить общий множитель за скобки)
Напомни нам, в каком случае произведение множителей равно нулю.
ах2 + bх = 0; х = 0, х = – ; два корня.
Сделай вывод.
Вывод. Неполное квадратное уравнение вида всегда имеет два корня, один из которых равен нулю, а другой равен .
III ученик
Если в=0 и с=0, то - неполное квадратное уравнение.
Это равенство верно только при - всегда один корень.
Учащимся предлагается составить систематизирующую схему.
Работа выполняется совместными усилиями учащихся на доске, а потом опорный конспект переносится в тетради.
4. Проверка первичного понимания изученного
1. Из предложенных уравнений выберите неполные квадратные. Выпишите их в тетрадь. Слайд 15.
В тетрадях появляется запись:
Сколько корней может иметь неполное квадратное уравнение? Решите выписанные неполные квадратные уравнения.
2. Запишите квадратные уравнения с указанными коэффициентами. Слайд 16.
1) a=1, b=0, c=16;
2) a=-1, b=5, c=0;
3) b=0, a=-3, c=0;
4) c=-8, a=1, b=0;
5) a=1,5, c=0, b=-3;
6) b= a= c=0.
В тетради появляется запись:
Установите соответствие между уравнениями и следующими утверждениями:
а) уравнение имеет два корня;
б) уравнение имеет один корень;
в) уравнение не имеет корней.
Рядом с условием записывается буква соответствующего утверждения.
А теперь решим уравнения: №515 (а,в,г), №517 (б,г,д).
Проверили! Слайд 17, 18.
А теперь решим уравнение с параметром.
При каких значениях а данное уравнение является неполным квадратным уравнением. Слайд 19,20.
5. Подведение итогов урока
Какое же уравнение называется квадратным? Почему ? Как называются числа а, в и с?
Сколько видов неполных квадратных уравнений мы узнали? Назовите их общий вид.
Как решают уравнения I вида? II вида? III вида? Рефлексия (слайд 22).
Урок заканчивается. Ребята! Получили вы ответы на интересующие вас вопросы? Поняли вы, что нас впереди ждут интересные, захватывающие, а самое главное – важные темы? 6. Информация о домашнем задании: (слайд 23)
П. 21 (определения), №518, 521 (а,в), 523 а.
Дополнительно (для учащихся с повышенным интересом) №520, №532. |
|
|