|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов»
Организация урочной и внеурочной деятельности по повышению мотивации к изучению математики
Учитель математики Шутова Т.В
Старый Оскол-2013 Проблема качества математического образования остаётся приоритетной для каждой страны, так как очень высок научный уровень подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве рабочих профессий, которые связаны с ростом высокотехнологических производств. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В связи с этим школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения. Был сделан вывод о том, что учащийся, не осознавший и не понявший цели обучения, как свои собственные, и не владеющий средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или её результатах.
Главная цель учителя: Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе посредством развития интереса учащихся на уроках математики.
Перспективность опыта: Математика воспринимается в сознании учащихся не как формальный набор теорем и абстрактных определений, а как орудие практики, необходимое средство познания проблем физики, обороны страны, инженерного дела, биологии и экономики. Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое развивающее значение. Длительность работы надо опытом.
Работа над проблемой повышения мотивации к изучению математики проводилась в течение трех лет и была разделена на несколько этапов:
1 этап – сентябрь2010года – май 2011 года
– оценка ситуации с целью правильной постановки первоочередных задач. Учителем была проведена первичная диагностика, изучение теоретических основ вопроса, информационный поиск соответствующих технологий.
2 этап - 2011-2012, 2012-2013 учебные годы
Создание системы работы по повышению мотивации к изучению математики
3 этап - 2013- 2014 учебный год
Проведение итоговой диагностики, анализ результативности.
Диапазон опыта представлен системой урочной и внеурочной деятельности. «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».
Мотив - побуждение к достижению цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью.
Учебная деятельность – деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; деятельность по решению учебных задач.
Учение является одним из основных видов деятельности школьников, поэтому многими психологами исследовались мотивы учебной деятельности как значимые в этот период психического развития. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее познания) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы включают:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.
2) узкие социальные, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их.
В своем работе я реализую идеи И.Я. Якиманской, Г.К.Селевко, Е.Н.Степнова, М.И. Махмутова, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Николиной.
Опираясь на тезис И.С.Якиманской: «Каждому ребенку для развития и
самореализации нужна образовательная среда», на уроках математики предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий; использую нетрадиционные формы групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; создаю условия для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; побуждаю
ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.
Реализация идей проблемного обучения М.И.Махмутова позволяет излагать материал по математике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов. На уроках математики ученики пытаются проявить себя в активной позиции в познавательном поиске.
В своей работе считаю очень важным применять идеи системной дифференциации. Реализация этого принципа выдвигает особые требования:
1. Первоочередное усвоение учащимися знаний, имеющих
обобщенный и теоретический характер;
2. Ориентация обучения на выявление и первоочередное раскрытие
базовых, существенных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуру современного математического содержания;
3. Ориентация обучения не только на усвоение школьниками
основных теоретических положений, но и на умение
конкретизировать важнейшие теоретические отношения.
Игровая технология, используемая в процессе обучения математики, обязательно включает следующие компоненты:
мотивационный;
ориентационный;
содержательно-операционный;
ценностно-волевой;
оценочный компонент.
Новизна опыта заключается в создании условий для свободного выбора уровня работы обучающихся с целью оптимизации образовательного процесса, повышения мотивации обучения по математике.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий, содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по математике, усиление их мотивации к ее изучению, развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- развитию мотивации учебной деятельности, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера;
- учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;
-для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;
-чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся;
-обучение должно быть трудным, но посильным;
-чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать;
-яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.
Основная цель опыта – создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.
Основные задачи:
- создание положительной мотивации школьников к изучению математики с целью прочного усвоения ими программного материала и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации по математике;
- организация уровневой дифференциации на всех этапах урока;
- развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве, умений видеть проблему и способы еѐ решения;
- развитие творческого мышления;
- приобретение навыков поисково–исследовательской деятельности.
Методы мотивации и стимулирования, способствующие достижению поставленной цели:
Эмоциональные.
Поощрение
Порицание
Учебно-познавательные игры
Создание ярких наглядно-образных представлений
Создание ситуации успеха
Стимулирующее оценивание
Свободный выбор заданий
Удовлетворение желания быть значительной личностью
Познавательные.
Опора на жизненный опыт
Познавательные интересы
Создание проблемных ситуаций
Побуждение к поиску альтернативных решений
Выполнение творческих заданий
Представление заданий «на смекалку»
«Мозговая атака»
Развивающая кооперация
Волевые.
Предъявление учебных требований
Информирование об обязательных результатах обучения
Формирование ответственного отношения к учению
Познавательные затруднения
Самооценка своей деятельности и коррекция
Рефлексия поведения
Прогнозирование будущей жизнедеятельности
Социальные.
Развитие желания быть полезным Отечеству
Побуждение подражать сильной личности
Создание ситуаций взаимопомощи
«Эмпатии», сопереживания
Поиск контактов и сотрудничества
Заинтересованность результатами коллективной работы
Взаимопроверки
Рецензирование
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет использования материала, показывающего практическое применение той или иной темы. Так на обобщающем уроке по теме «Производная. Нахождение максимумов и минимумов» сообщается о широком применении производной в экономике и бизнесе (например, необходимо узнать, на какую величину вырастет результат, если будут увеличены затраты, и, наоборот, насколько уменьшится результат, если затраты сократятся) и биологии (нахождение максимального или минимального размера популяции бактерий, вычисление максимальной реакции организма на определенную дозу лекарства) Использование «проблемных» ситуаций.
Например, при изучении темы «Деление десятичных дробей» в 5 классе выполняется задание: Найти площадь, ширину, длину прямоугольника, используя данные таблицы. При выполнении последнего задания возникает проблема. Мы еще не умеем делить десятичную дробь на десятичную дробь. Высказываются различные предположения. В итоге – формулируем правило. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. После фронтального закрепления учебного материала учитель предлагает ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения. Каждая группа получает карточку с заданиями. В случаях затруднения плохо подготовленному, слабоуспевающему ученику оказывают помощь среднеуспевающие и хорошо успевающие ученики. Деятельность каждого ученика в группе оценивается с учетом правильности выполнения каждого задания и уровня самостоятельности. Затем – отчёт групп о проделанной работе. Например, при изучении темы «Решение задач с помощью систем уравнений» на последнем уроке используются старинные и нестандартные задачи, что вызывает неподдельный интерес учеников. Использование на уроках
- наглядности (плакаты, модели, в том числе изготовленные обучающимися; видеоматериалы);
- исторического материала, сообщаемого учителем или учеником (о простых числах, о пропорциях в природе и архитектуре, о геометрической прогрессии и изобретателе шахмат, о египетском треугольнике), а также решение задач, содержащих исторические данные и решение занимательных задач;
- игровых моментов («Эстафета» при решении уравнений, «Испорченный телефон» при обобщающем повторении по теме «Производная и интеграл»)
Домашняя работа на уроках задается дифференцировано: по группам, по уровням, индивидуально; а также может состоять из обязательной и дополнительной частей.
Помогают оживить урок и творческие домашние задания по разным классам. Например, ученикам 6 класса при изучении темы «Координатная плоскость» дается задание придумать рисунок на координатной плоскости, изобразить его и записать алгоритм построения на отдельных листах. Оценивается и рисунок, и правильность алгоритма. Ученики с удовольствием решают задачи соседа по парте, группы соперников, а также учеников из другого класса. В старших классах при изучении многогранников – изготовление моделей геометрических тел.
Учитывая различия личностных качеств обучающихся, учитель организует уровневую дифференциацию работы школьников на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний, умений и навыков. При повторении материала широко применяет методику свободного выбора разноуровневых заданий. Обучающимся предлагается несколько вариантов-уровней дидактического материала. Нулевой уровень сложности содержит простейшие задания и соответствует обязательным результатам обучения. Первый, второй и третий уровни сложности – содержат более сложные задания из учебника и вспомогательной учебно-методической литературы. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуальный учет достижений каждого ученика. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учениками общим для всех уровнем образовательного стандарта
Последние уроки четверти (если позволяют обстоятельства) – это занимательные уроки, которые дети очень любят и ждут.
Накануне проведения таких уроков ученикам дается творческое задание, например, составить вопросы для проведения викторины
Нельзя не сказать и о системе оценивания знаний. Применяю накопительную систему оценивания, когда каждый ученик отрабатывает свободно выбранные задания, а я фиксирую, сколько и что сделано за определенный промежуток времени. Положительное влияние имеет и отсрочка выставления оценки в журнал, что дает возможность ученику исправить ее в течение определенного времени.
Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы:
развитие мотивации учения способствует формированию и становлению собственной активности учащихся (учебной, познавательной, творческой, социальной);
при мотивационном обеспечении уроков усиливается положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков;
под влиянием мотивов учения у учащихся появилось стремление выполнять свои обязанности и проявлять себя в различных видах деятельности.
Таким образом, развитие мотивации влияет на продуктивность учебного процесса, на его результаты. В итоге отмечается хорошая успеваемость, осмысленные ответы, положительная мотивация к урокам.
Мотивы учения оказывают значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на темп усвоения нового материала, на дальнейшее самоопределение в жизни.
Уважаемые коллеги!
Представьте себе, что вы ученики 11 класса и присутствуете на уроке повторения и обобщения знаний по теме «Производная и первообразная функции». Необходимо повторить правила дифференцирования и правила нахождения первообразных, производные и первообразные некоторых функций.
Начнем с устного счета.
Сформулировать правила дифференцирования.
Сформулировать правила интегрирования.
В чем заключается геометрический смысл производной?
Решим три задачи:
а) На рисунке изображен график функции y=f(x). Найдите среди точек х₁, х₂, х₃, х₄, х₅, х₆ и х₇ те точки, в которых производная функции f(х) отрицательна
|
| б) На рисунках изображен график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х₀. Найдите значение производной функции f(x) в точке х₀.
|
|
А теперь проверим практические навыки в процессе игры «Испорченный телефон».
Правила следующие.
Работают 6 групп. Одна группа – это ученики, сидящие на одном варианте. Ученик, сидящий за первой партой, получает карточку с записанной на ней функцией. Он должен вычислить производную и записать результат на специальной карточке. Затем передать эту карточку, сидящему за ним ученику (второму). Тот, в свою очередь, вычисляет первообразную функции. Записывает результат на специальной карточке и передаёт сидящему за ним ученику (третьему). Третий ученик вычисляет производную функции; результат передаёт четвертому. Четвертый ученик вычисляет первообразную функции, и результат передаёт пятому. Пятый ученик вычисляет производную функции и передает учителю полученную карточку и результат своего вычисления.
Выполняется проверка: карточка, полученная пятым учеником, сверяется с карточкой, выданной первому ученику. Записи должны совпасть, если «телефон работал исправно». В противном случае производится «диагностика линии связи и устраняется неисправность».
Игра проходит с интересом и азартом, не смотря на то, что ученики 11 класса предпочитают быть серьёзными , а не маленькими детьми. Уважаемые коллеги!
Я предлагаю вам сыграть в эту игру.
Задания.
1 группа f(x) = x³ + cos x - √x + tg x
2 группа f(x) = x³ + sin x + √x +ctg x
3 группа f(x) = x³ - sin x + √x +ctg x
4 группа f(x) = x³ + cos x - √x - tg x
5 группа f(x) = x³ + sin x - √x - ctg x
6 группа f(x) = x³ - cos x + √x - tg x
Итак, «телефон работал исправно».
Уважаемые коллеги! Вы прекрасно справились с заданием. При изучении темы «Координатная плоскость» один из уроков называю «Рисуем по координатам». Объясняю принцип рисования и записи на примере. Затем дети получают индивидуальные карточки с заданием для отработки навыков. Домашнее задание, на этом уроке следующее: придумать рисунок на координатной плоскости, изобразить его и записать алгоритм на отдельных листах. Оценивается и рисунок, и правильность алгоритма. В дальнейшем использую эти задачи на уроках. Дети с удовольствием выполняют построения. Затем сверяем полученный рисунок с оригиналом.
Вот и вам, уважаемые коллеги, я предлагаю выступить в роли создателей уникальных картинок на координатной плоскости. У вас очень интересные работы. Спасибо за сотрудничество. Математик любит точность,
В отношеньях дружбы прочность.
Пусть при этом он практичен
И чуть-чуть категоричен.
Я желаю вам, друзья,
Только ясных дней в судьбе,
Много счастья и удач,
И решенья всех задач!
. |
|
|