Главная страница

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов»



Скачать 155.47 Kb.
НазваниеМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дата15.02.2016
Размер155.47 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов»

Организация урочной и внеурочной деятельности по повышению мотивации к изучению математики

Учитель математики Шутова Т.В


Старый Оскол-2013
Проблема качества математического образования остаётся приоритетной для каждой страны, так как очень высок научный уровень подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве рабочих профессий, которые связаны с ростом высокотехнологических производств. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В связи с этим школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения. Был сделан вывод о том, что учащийся, не осознавший и не понявший цели обучения, как свои собственные, и не владеющий средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или её результатах.

Главная цель учителя: Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе посредством развития интереса учащихся на уроках математики.

Перспективность опыта: Математика воспринимается в сознании учащихся не как формальный набор теорем и абстрактных определений, а как орудие практики, необходимое средство познания проблем физики, обороны страны, инженерного дела, биологии и экономики. Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое развивающее значение.
Длительность работы надо опытом.

Работа над проблемой повышения мотивации к изучению математики проводилась в течение трех лет и была разделена на несколько этапов:

1 этап – сентябрь2010года – май 2011 года

– оценка ситуации с целью правильной постановки первоочередных задач. Учителем была проведена первичная диагностика, изучение теоретических основ вопроса, информационный поиск соответствующих технологий.

2 этап - 2011-2012, 2012-2013 учебные годы

Создание системы работы по повышению мотивации к изучению математики

3 этап - 2013- 2014 учебный год

Проведение итоговой диагностики, анализ результативности.

Диапазон опыта представлен системой урочной и внеурочной деятельности.
«Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».

Мотив - побуждение к достижению цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью.

Учебная деятельность – деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; деятельность по решению учебных задач.

Учение является одним из основных видов деятельности школьников, поэтому многими психологами исследовались мотивы учебной деятельности как значимые в этот период психического развития. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее познания) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

Познавательные мотивы включают:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы включают:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.

2) узкие социальные, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их.

В своем работе я реализую идеи И.Я. Якиманской, Г.К.Селевко, Е.Н.Степнова, М.И. Махмутова, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Николиной.

Опираясь на тезис И.С.Якиманской: «Каждому ребенку для развития и

самореализации нужна образовательная среда», на уроках математики предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий; использую нетрадиционные формы групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; создаю условия для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; побуждаю

ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы.

Реализация идей проблемного обучения М.И.Махмутова позволяет излагать материал по математике, включая в него систему информационных и проблемных вопросов. На уроках математики ученики пытаются проявить себя в активной позиции в познавательном поиске.

В своей работе считаю очень важным применять идеи системной дифференциации. Реализация этого принципа выдвигает особые требования:

1. Первоочередное усвоение учащимися знаний, имеющих

обобщенный и теоретический характер;

2. Ориентация обучения на выявление и первоочередное раскрытие

базовых, существенных и всеобщих отношений, определяющих содержание и структуру современного математического содержания;

3. Ориентация обучения не только на усвоение школьниками

основных теоретических положений, но и на умение

конкретизировать важнейшие теоретические отношения.

Игровая технология, используемая в процессе обучения математики, обязательно включает следующие компоненты:

  • мотивационный;

  • ориентационный;

  • содержательно-операционный;

  • ценностно-волевой;

  • оценочный компонент.

Новизна опыта заключается в создании условий для свободного выбора уровня работы обучающихся с целью оптимизации образовательного процесса, повышения мотивации обучения по математике.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий, содействующих совершенствованию качества знаний учащихся по математике, усиление их мотивации к ее изучению, развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- развитию мотивации учебной деятельности, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера;

- учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;

-для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;

-чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся;

-обучение должно быть трудным, но посильным;

-чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать;

-яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.

Основная цель опыта – создание необходимых условий содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению математики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.

Основные задачи:

- создание положительной мотивации школьников к изучению математики с целью прочного усвоения ими программного материала и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации по математике;

- организация уровневой дифференциации на всех этапах урока;

- развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве, умений видеть проблему и способы еѐ решения;

- развитие творческого мышления;

- приобретение навыков поисково–исследовательской деятельности.

Методы мотивации и стимулирования, способствующие достижению поставленной цели:

  1. Эмоциональные.

  • Поощрение

  • Порицание

  • Учебно-познавательные игры

  • Создание ярких наглядно-образных представлений

  • Создание ситуации успеха

  • Стимулирующее оценивание

  • Свободный выбор заданий

  • Удовлетворение желания быть значительной личностью

  1. Познавательные.

  • Опора на жизненный опыт

  • Познавательные интересы

  • Создание проблемных ситуаций

  • Побуждение к поиску альтернативных решений

  • Выполнение творческих заданий

  • Представление заданий «на смекалку»

  • «Мозговая атака»

  • Развивающая кооперация

  1. Волевые.

  • Предъявление учебных требований

  • Информирование об обязательных результатах обучения

  • Формирование ответственного отношения к учению

  • Познавательные затруднения

  • Самооценка своей деятельности и коррекция

  • Рефлексия поведения

  • Прогнозирование будущей жизнедеятельности

  1. Социальные.

  • Развитие желания быть полезным Отечеству

  • Побуждение подражать сильной личности

  • Создание ситуаций взаимопомощи

  • «Эмпатии», сопереживания

  • Поиск контактов и сотрудничества

  • Заинтересованность результатами коллективной работы

  • Взаимопроверки

  • Рецензирование


Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет использования материала, показывающего практическое применение той или иной темы. Так на обобщающем уроке по теме «Производная. Нахождение максимумов и минимумов» сообщается о широком применении производной в экономике и бизнесе (например, необходимо узнать, на какую величину вырастет результат, если будут увеличены затраты, и, наоборот, насколько уменьшится результат, если затраты сократятся) и биологии (нахождение максимального или минимального размера популяции бактерий, вычисление максимальной реакции организма на определенную дозу лекарства)
Использование «проблемных» ситуаций.

Например, при изучении темы «Деление десятичных дробей» в 5 классе выполняется задание: Найти площадь, ширину, длину прямоугольника, используя данные таблицы. При выполнении последнего задания возникает проблема. Мы еще не умеем делить десятичную дробь на десятичную дробь. Высказываются различные предположения. В итоге – формулируем правило.
Хорошие результаты дает работа в парах, в группах. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. После фронтального закрепления учебного материала учитель предлагает ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения. Каждая группа получает карточку с заданиями. В случаях затруднения плохо подготовленному, слабоуспевающему ученику оказывают помощь среднеуспевающие и хорошо успевающие ученики. Деятельность каждого ученика в группе оценивается с учетом правильности выполнения каждого задания и уровня самостоятельности. Затем – отчёт групп о проделанной работе. Например, при изучении темы «Решение задач с помощью систем уравнений» на последнем уроке используются старинные и нестандартные задачи, что вызывает неподдельный интерес учеников.
Использование на уроках

- наглядности (плакаты, модели, в том числе изготовленные обучающимися; видеоматериалы);

- исторического материала, сообщаемого учителем или учеником (о простых числах, о пропорциях в природе и архитектуре, о геометрической прогрессии и изобретателе шахмат, о египетском треугольнике), а также решение задач, содержащих исторические данные и решение занимательных задач;

- игровых моментов («Эстафета» при решении уравнений, «Испорченный телефон» при обобщающем повторении по теме «Производная и интеграл»)

Домашняя работа на уроках задается дифференцировано: по группам, по уровням, индивидуально; а также может состоять из обязательной и дополнительной частей.

Помогают оживить урок и творческие домашние задания по разным классам. Например, ученикам 6 класса при изучении темы «Координатная плоскость» дается задание придумать рисунок на координатной плоскости, изобразить его и записать алгоритм построения на отдельных листах. Оценивается и рисунок, и правильность алгоритма. Ученики с удовольствием решают задачи соседа по парте, группы соперников, а также учеников из другого класса. В старших классах при изучении многогранников – изготовление моделей геометрических тел.

Учитывая различия личностных качеств обучающихся, учитель организует уровневую дифференциацию работы школьников на всех этапах урока: при изучении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний, умений и навыков. При повторении материала широко применяет методику свободного выбора разноуровневых заданий. Обучающимся предлагается несколько вариантов-уровней дидактического материала. Нулевой уровень сложности содержит простейшие задания и соответствует обязательным результатам обучения. Первый, второй и третий уровни сложности – содержат более сложные задания из учебника и вспомогательной учебно-методической литературы. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуальный учет достижений каждого ученика. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учениками общим для всех уровнем образовательного стандарта

Последние уроки четверти (если позволяют обстоятельства) – это занимательные уроки, которые дети очень любят и ждут.

Накануне проведения таких уроков ученикам дается творческое задание, например, составить вопросы для проведения викторины

Нельзя не сказать и о системе оценивания знаний. Применяю накопительную систему оценивания, когда каждый ученик отрабатывает свободно выбранные задания, а я фиксирую, сколько и что сделано за определенный промежуток времени. Положительное влияние имеет и отсрочка выставления оценки в журнал, что дает возможность ученику исправить ее в течение определенного времени.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы:

  • развитие мотивации учения способствует формированию и становлению собственной активности учащихся (учебной, познавательной, творческой, социальной);

  • при мотивационном обеспечении уроков усиливается положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков;

  • под влиянием мотивов учения у учащихся появилось стремление выполнять свои обязанности и проявлять себя в различных видах деятельности.

Таким образом, развитие мотивации влияет на продуктивность учебного процесса, на его результаты. В итоге отмечается хорошая успеваемость, осмысленные ответы, положительная мотивация к урокам.

Мотивы учения оказывают значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на темп усвоения нового материала, на дальнейшее самоопределение в жизни.

Уважаемые коллеги!

Представьте себе, что вы ученики 11 класса и присутствуете на уроке повторения и обобщения знаний по теме «Производная и первообразная функции». Необходимо повторить правила дифференцирования и правила нахождения первообразных, производные и первообразные некоторых функций.

Начнем с устного счета.

  1. Сформулировать правила дифференцирования.

  2. Сформулировать правила интегрирования.

  3. В чем заключается геометрический смысл производной?

  4. Решим три задачи:




а) На рисунке изображен график функции y=f(x). Найдите среди точек х₁, х₂, х₃, х₄, х₅, х₆ и х₇ те точки, в которых производная функции f(х) отрицательна


c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\мои сканированные изображения\сканирование0033.jpg

б) На рисунках изображен график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х₀. Найдите значение производной функции f(x) в точке х₀.

c:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\мои сканированные изображения\сканирование0037.jpgc:\documents and settings\admin\мои документы\мои рисунки\мои сканированные изображения\сканирование0039.jpg



А теперь проверим практические навыки в процессе игры «Испорченный телефон».

Правила следующие.

Работают 6 групп. Одна группа – это ученики, сидящие на одном варианте. Ученик, сидящий за первой партой, получает карточку с записанной на ней функцией. Он должен вычислить производную и записать результат на специальной карточке. Затем передать эту карточку, сидящему за ним ученику (второму). Тот, в свою очередь, вычисляет первообразную функции. Записывает результат на специальной карточке и передаёт сидящему за ним ученику (третьему). Третий ученик вычисляет производную функции; результат передаёт четвертому. Четвертый ученик вычисляет первообразную функции, и результат передаёт пятому. Пятый ученик вычисляет производную функции и передает учителю полученную карточку и результат своего вычисления.

Выполняется проверка: карточка, полученная пятым учеником, сверяется с карточкой, выданной первому ученику. Записи должны совпасть, если «телефон работал исправно». В противном случае производится «диагностика линии связи и устраняется неисправность».

Игра проходит с интересом и азартом, не смотря на то, что ученики 11 класса предпочитают быть серьёзными , а не маленькими детьми.
Уважаемые коллеги!

Я предлагаю вам сыграть в эту игру.

Задания.

1 группа f(x) = x³ + cos x - √x + tg x

2 группа f(x) = x³ + sin x + √x +ctg x

3 группа f(x) = x³ - sin x + √x +ctg x

4 группа f(x) = x³ + cos x - √x - tg x

5 группа f(x) = x³ + sin x - √x - ctg x

6 группа f(x) = x³ - cos x + √x - tg x

Итак, «телефон работал исправно».

Уважаемые коллеги! Вы прекрасно справились с заданием.
При изучении темы «Координатная плоскость» один из уроков называю «Рисуем по координатам». Объясняю принцип рисования и записи на примере. Затем дети получают индивидуальные карточки с заданием для отработки навыков. Домашнее задание, на этом уроке следующее: придумать рисунок на координатной плоскости, изобразить его и записать алгоритм на отдельных листах. Оценивается и рисунок, и правильность алгоритма. В дальнейшем использую эти задачи на уроках. Дети с удовольствием выполняют построения. Затем сверяем полученный рисунок с оригиналом.

Вот и вам, уважаемые коллеги, я предлагаю выступить в роли создателей уникальных картинок на координатной плоскости.
У вас очень интересные работы. Спасибо за сотрудничество.
Математик любит точность,

В отношеньях дружбы прочность.

Пусть при этом он практичен

И чуть-чуть категоричен.

Я желаю вам, друзья,

Только ясных дней в судьбе,

Много счастья и удач,

И решенья всех задач!

.