Главная страница

Методическое пособие для учителя; Л. А. Александрова Алгебра. 7 класс. Контрольные работы/ Под редакцией А. Г. Мордковича



Скачать 179.37 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для учителя; Л. А. Александрова Алгебра. 7 класс. Контрольные работы/ Под редакцией А. Г. Мордковича
Дата27.02.2016
Размер179.37 Kb.
ТипМетодическое пособие

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 7 класса ( базовый уровень) составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике ,

- примерной программы основного общего образования по математике ,

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год,

- с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

-авторского тематического планирования учебного материала в 7 классе ,

- базисного учебного плана 2004 года.

Рабочая программа реализуется на основе программ для общеобразовательных учреждений, рекомендованных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ: 1.Алгебра 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009/

2. «Программы общеобразовательных учреждений . Геометрия.7-9 классы» / составитель Т. А. Бурмистрова; М., «Просвещение» 2009/ авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. М. Кадомский и др

Рабочая программа состоит из двух предметных линий «Алгебра» и «Геометрия» , конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Используемый комплект учебно-методической литературы:

  • А.Г.Мордкович. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник; Мнемозина 2009-2012

  • А.Г.Мордкович. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч.2. Задачник; Мнемозина 2009-2012

  • А.Г.Мордкович. Алгебра. 7 класс. Методическое пособие для учителя;

  • Л. А. Александрова Алгебра. 7 класс. Контрольные работы/ Под редакцией А.Г.Мордковича

  • Л.А. Александрова Алгебра. 7 класс. Самостоятельные работы/ Под редакцией А.Г.Мордковича

  • Алгебра. 7-9 класс. Тесты/ Под редакцией А.Г.Мордковича

  • Е. Е. Тульчинская. Алгебра.7класс.Блицопрос.

  • Программы. Алгебра 7-9классы./ И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. М.: Мнемозина, 2009

  • Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы. Москва. Просвещение. 2009г.

  • Геометрия. Учебник для 7-9кл. Л.С.Атанасян; В.Ф.Бутузов/-М. Просвещение,2013

  • Зив.Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы для 7 кл./М: Просвещение, 2004-2010.

  • Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. Геометрия 7 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

Данная учебная программа и учебно-методический комплект выбраны в продолжение начатой в 5-6 классах линии.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи обучения:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


Основные цели и задачи математического курса в 7 классе, которые мы стремимся реализовать, заключаются в следующем:

  • содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком организующим деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и использоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости простроить ее на законах математической речи.

На изучение математики в 7 классе по учебному плану лицея отводится 6 часов в неделю (4ч алгебры и 2ч геометрии) ,всего 205 часов в год (137 ч алгебры и 68 часов геометрии).

Промежуточная аттестация проходит в форме контрольных и самостоятельных работ , математических диктантов, фронтального и устного индивидуального опросов. Всего контрольных работ -13, из них по алгебре -8, по геометрии -5.

Содержание программы.

Предметная линия «Алгебра».

Тема 1. Математический язык. Математическая модель (17ч)

Числовые и алгебраические выражения. Первые представления о математическом языке и математической модели. Линейное уравнение с 1 переменной. модели. Линейное уравнение как математическая модель реальной ситуации. Координатная прямая, промежутки на ней.

Основная цель — систематизируя и обобщая сведения о преобразованиях выражений и решении линейных уравнений с одной переменной, полученные учащимися в курсе математики V—VI классов, начать знакомить учащихся с особенностями математического языка и математического моделирования.

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Понятие числового выражения;

  • Понятие алгебраического выражения, переменная, значение числового выражения, значение выражения с переменными;

  • Допустимые значения переменных;

  • Термины: «математический язык», «математическая модель»;

  • Понятие о трёх этапах математического моделирования.

Уметь:

  • Выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами;

  • Находить числовые значения арифметических и алгебраических выражений;

  • Решать линейные уравнения;

  • Составлять математические модели реальных ситуаций (простейший случай);

  • Описывать реальные ситуации, соответствующие заданной математической моделью;

  • Реализовывать три этапа математического моделирования в простейших ситуациях.


Тема 2. Линейная функция. (18ч)

Координатная плоскость. Линейное уравнение с 2 переменными. График уравнения. Линейная функция и ее график. Взаимное расположение графиков линейных функций.

Основная цель — познакомить учащихся с линейным уравнением с двумя переменными и линейной функцией, выработать умение строить их графики, осознать важность использования математических моделей нового вида — графических моделей.

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:

Знать:

  • Понятия координатной прямой, координатной плоскости, координат точек на прямой и плоскости;

  • Понятия линейного уравнения с двумя переменными и его решения;

  • Понятия линейной функции и её углового коэффициента, прямой пропорциональности;

  • Описание словами алгоритмов построении графиков прямой пропорциональности, линейной функции, линейного уравнений с двумя переменными;

  • Характеристики взаимного расположения на координатной плоскости графиков двух линейных функций, заданных аналитически.

Уметь:

  • Находить координаты точки в координатной плоскости, строить точки по её координатам;

  • Строить графики уравнений

  • Преобразовывать линейное уравнение с двумя переменными к виду линейной функции;

  • Находить точки пересечения графиков двух линейных уравнений, двух линейных функций;

  • Находить наибольшее и наименьшее значение линейной функции на заданном числового промежутка.


Тема 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. (16ч)

Система уравнений. Решение системы. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальной ситуации.

Основная цель — научить школьников решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными различными способами применять системы при решении текстовых задач.

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:

Знать:

  • Понятия системы двух линейных уравнений с двумя переменными и её решения;

  • Описание словами графического метода решения системы, метода подстановки, метода алгебраического сложения.

Уметь:

  • Определять, является ли заданная пара чисел решением заданной системы уравнений или нет;

  • Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными графического сложения;

  • Решать задачи, сводящиеся к системам указанного вида.



Тема 4. Степень с натуральным показателем и её свойства (10ч)

Определение степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней. Степень с нулевым показателем.

Основная цель — выработать умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями и познакомить школьников с понятием степени с нулевым показателем

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:

Знать:

  • Понятия степень, основания степени, показателя степени;

  • Определение в случае, когда n=1, и в случае, когда n – натуральное число, отличное от 1;

  • Определение степени с нулевым показателем;

  • Свойства степеней.

Уметь:

  • Вычислять для значений

  • Пользоваться таблицей основных степеней;

  • Использовать свойства степени для вычисления значений арифметических и алгебраических выражений, для упрощения алгебраических выражений.


Тема 5. Одночлены. Арифметические операции над одночленами. (9ч)

Понятие одночлена. Стандартный вид. Сложение, вычитание, возведение в степень, деление.

Основная цельвыработать умение выполнять действия над одночленами

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:

Знать:

  • Понятия одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена;

  • Понятия подобных одночленов;

  • Термины: «алгоритм», «корректные» и «некорректные» задания;

  • Описание словами правила арифметических операций над одночленами.

Уметь:

  • Приводить одночлен к стандартному виду;

  • Складывать и вычислять подобные одночлены, умножать одночлены, возводить одночлены в натуральную степень;

  • Представлять заданный одночлен в виде суммы одночленов, в виде степени одночлена;

  • Делить одночлен на одночлен ( в корректных случаях).

Тема 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами. (19ч)

Понятие многочлена. Стандартный вид. Сложение, вычитание, деление на одночлен. Формулы сокращенного умножения..

Основная цель — выработать умение выполнять действия над многочленами.

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:

Знать:

  • Понятия многочлена, стандартного вида многочлена;

  • Уметь описать словами правила выполнения арифметических операций над многочленам и (сложение, вычитание, умножение многочлена на многочлен, умножение многочлена на одночлен);

  • Формулы сокращённого умножения и их словесное описание.

Уметь:

  • Приводить многочлен к стандартному виду;

  • Складывать и вычислять многочлены, приводить подобные члены, взаимно уничтожать члены многочлена;

  • Умножать многочлен на одночлен и на многочлен;

  • Применять формулы сокращённого умножения;

  • Делить многочлен на одночлен;

  • Решать уравнения, сводящиеся после выполнения арифметических операций над входящими в их состав многочленами, к уравнению вида ;

  • Решать соответствующие текстовые задачи.


Тема 7. Разложение многочлена на множители. (23ч)

Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение с помощью формул сокращенного умножения. Комбинация различных способов разложения. Понятие алгебраической дроби. Сокращение дробей. Тождество.

Основная цель — выработать умение выполнять разложение многочленов на множители различными способами и убедить учащихся в практической пользе этих преобразований.

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:

Знать:

  • Понятия разложения многочлена на множители, тождества, тождественно равных выражений, тождественного преобразования выражений;

  • Описание словами суть метода вынесения общего множителя за скобки, метода группировки;

  • Формулы разложения на множители, связанные с формулами сокращённого умножения.

Уметь:

  • Использовать для разложения многочлена на множители метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения, метод выделения полного квадрата;

  • Использование разложения для решения уравнений, для рациональных вычислений, для сокращения алгебраических дробей.


Тема 8. Функция у=х2 . (11ч)

Функция у=х2, ее свойства и график. Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Область определения функции. Непрерывные функции, точки разрыва. Функциональная символика.

Основная цель — показать учащимся, что, кроме линейных функций, встречаются и другие функции; сформировать навыки работы с графическими моделями.

В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:

Знать:

  • График функции ;

  • Описание словами процесса графического решения уравнений и процесс построения графика касочной функции;

  • Смысл записи .

Уметь:

  • Вычислять конкретные значения и построение графика функции ;

  • Строить графики функций, заданных различными формулами на различных промежутках;

  • Графически решать уравнение вида - известные функции;

  • Находить наибольшие и наименьшие значения функции на заданном промежутке;

  • Читать графики;

  • Решать примеры на функциональную символику.

Тема 9. Итоговое повторение. Решение задач . (19ч)

Основная цель: обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения курса алгебры.

Предметная линия «Геометрия».

Тема 1. Начальные геометрические сведения. (10ч)

Прямая, точка, отрезок, угол, луч. Равные фигуры. Сравнение отрезков и углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Понятие равенства фигур;

  • Понятие отрезок, равенство отрезков;

  • Длина отрезка и её свойства;

  • Понятие угол, равенство углов величина угла и её свойства;

  • Понятие смежные и вертикальные углы и их свойства.

  • Понятие перпендикулярные прямые.

Уметь:

  • Уметь строить угол;

  • Определять градусную меру угла;

  • Решать задачи.

Тема 2. Треугольник. (17ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы, высоты. Равнобедренный треугольник. Задачи на построение.

Основная цель — сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки

В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Признаки равенства треугольников;

  • Понятие перпендикуляр к прямой;

  • Понятие медиана, биссектриса и высота треугольника;

  • Равнобедренный треугольник и его свойства;

  • Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Уметь:

  • Решать задачи используя признаки равенства треугольников;

  • Пользоваться понятиями медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике при решении задач;

  • Использовать свойства равнобедренного треугольника;

  • Применять задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Тема 3. Параллельные прямые. (13ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельности прямых.

Свойства параллельных прямых.

Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.

В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Признаки параллельности прямых;

  • Аксиому параллельности прямых;

  • Свойства параллельных прямых.

Уметь:

  • Применять признаки параллельности прямых;

  • Использовать аксиому параллельности прямых;

  • Применять свойства параллельных прямых.

Тема 4. Соотношение между сторонами и углами треугольника. (18ч)

Понятие сумма углов треугольника;

Соотношение между сторонами и углами треугольника;

Некоторые свойства прямоугольных треугольников;

Признаки равенства прямоугольных треугольников;

Основная цель — расширить знания учащихся о треугольниках

В ходе изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны

Знать:

  • Понятие сумма углов треугольника;

  • Соотношение между сторонами и углами треугольника;

  • Некоторые свойства прямоугольных треугольников;

  • Признаки равенства прямоугольных треугольников;


Уметь:

  • Решать задачи используя теорему о сумме углов треугольника;

  • Использовать свойства прямоугольного треугольника;

  • Решать задачи на построение.


Тема 5. Повторение. Решение задач. (10ч)

Основная цель – обобщение и систематизация знаний, полученных в курсе изучения предмета.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

№ п/п

Вид работы

Тема

Сроки

проведения

Источник

1

Контрольная

работа № 1

Математический язык. Математическая модель.

29.09

Л. С. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича – 6-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2013.

2

Контрольная

работа № 2

Начальные геометрические сведения

4.10

Геометрия. Программы для общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова (М.: Просвещение, 2009)

3

Контрольная

работа № 3

Линейная функция

29.10

Л. С. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича – 6-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2013.

4

Контрольная

работа № 4

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

6.12

Л. С. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича – 6-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2013.



5

Контрольная

работа № 5

Треугольники.

10.12

Геометрия. Программы для общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова (М.: Просвещение, 2009)

6

Контрольная

работа № 6

Системы уравнений

17.12

Л. С. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича – 6-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2013.

7

Контрольная

работа № 7

Одночлены. Операции над одночленами .

21.01

Л. С. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича – 6-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2013.

8

Контрольная работа № 8

Параллельные прямые.

7.02

Геометрия. Программы для общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова (М.: Просвещение, 2009)

9

Контрольная

работа № 9

Многочлены. Арифметические операции над многочленами

24.02

Л. С. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича – 6-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2013.

10

Контрольная

работа № 10

Соотношения между сторонами и углами треугольника

27.02

Геометрия. Программы для общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова (М.: Просвещение, 2009)

11

Контрольная

работа № 11

Разложение многочленов на множители.

13.04

Л. С. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича – 6-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2013.




Контрольная

работа № 12

Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам.

22.04

Геометрия. Программы для общеобразовательных учреждений 7-9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова (М.: Просвещение, 2009)

12

Контрольная

работа № 13

Функция y=x2

05.05

Л. С. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений/Л. А. Александрова; под редакцией А. Г. Мордковича – 6-е изд., стер. – М.; Мнемозина, 2013.

Литература:

Литература для учителя

1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений/ А. Г. Мордкович. – 12-е изд., М.: Мнемозина 2009 г.;

2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича.– 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина 2009 г.;

3. А. Г. Мордкович Алгебра 7-9 класс. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2004 г.;

4. А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская Алгебра 7 класс. Контрольные работы - М.: Мнемозина 2005 г.;

5. Л. А. Александрова, Алгебра 7 класс. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина 2006 г.

6. Жохов В.И., Карташнва Г.Д., Крайнева Л.Б. Уроки геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Атанасяна Л.С. и др. –

М.: Вербум-М, 2004. -248 с.

7. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации кучебнику: Книга для учителя. – М.:

Просвещение, 2003. – 255 с.

8. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии 7 класс. – М.: Просвещение, 2006. – 128 с.
Литература для учащихся

1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. Г. Мордкович. – 12-е изд., М.: Мнемозина 2009 г.;

2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича.– 12-е изд., испр. - М.: Мнемозина 2009 г.;

3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А. и др. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: Просвещение, 2009. – 157 с.

4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по

геометрии 7 класс. – М.: Просвещение, 2006. – 128 с.