|
Урок в 8 классе. Тема урока : лампы накаливания, электронагревательные приборы Урок в 8 классе.
Тема урока: лампы накаливания, электронагревательные приборы.
Цели урока: учащиеся должны знать: устройство лампы накаливания и электронагревательных приборов; проблемы энергосбережения;
уметь рассчитывать мощность и сопротивление приборов;
работать в группах, использовать проектную деятельность как источник дополнительной информации.
Оборудование урока: видеопроектор, презентация, электролампы, нагревательные приборы. Ход урока.
Актуализация, повторение.
Почему при прохождении тока по цепи выделяется тепло?
Сформулируйте закон Джоуля – Ленца.
Две проволоки, нихромовая и медная, одинаковой длины и сечения, соединены последовательно. В какой из них выделится большее количество теплоты за то же время?
Проверим ваше знание формул.
Учащиеся заполняют таблицу, в которой пропущены некоторые буквы в формулах.
Изучение нового материала.
Человечество прошло долгий путь развития искусственного освещения.
Как же устроена лампа накаливания, её преимущества и недостатки - вот о чем мы поговорим сегодня.
Тема урока: лампы накаливания, электронагревательные приборы. Цели урока.
Лампа накаливания работает на основе теплового действии тока. Кто изобрел и как была устроена первая лампа накаливания, мы узнаем из проектной работы.
Работа учащихся по учебнику.
Рассмотрим устройство современной лампы накаливания. Стр. 126.
Впишите название частей лампы на листочек, с изображением лампы. Проверим и сравним запись на экране.
Презентация проектной работы. Промышленность выпускает лампы накаливания на напряжение:
• 220 В и 127 В – для осветительной сети;
50 В – для железнодорожных вагонов;
12 В и 6 В – для автомобилей; • 3,5 В и 2,5 В – для карманных фонарей.
Галогенные лампы получают в последнее время широкое распространение. Это лампы, в которых баллон заполнен парами йода, ксенона, криптона. Это увеличивает срок службы нити. Галогенные лампы светятся ярче и дольше обычных.
Преимущества:
налаженность в массовом производстве,
малая стоимость
небольшие размеры
отсутствие пускорегулирующей аппаратуры
быстрый выход на рабочий режим
невысокая чувствительность к сбоям в питании и скачкам напряжения
отсутствие токсичных компонентов и как следствие отсутствие необходимости в инфраструктуре по сбору и утилизации
возможность работы на любом роде тока
возможность изготовления ламп на самое разное напряжение (от долей вольта до сотен вольт)
отсутствие мерцания и гудения при работе на переменном токе
непрерывный спектр излучения
приятный и привычный в быту спектр
возможность использования регуляторов яркости.
Недостатки:
низкая световая отдача
относительно малый срок службы
хрупкость, чувствительность к удару и вибрации
резкая зависимость световой отдачи и срока службы от напряжения
лампы накаливания представляют пожарную опасность.
Через 30 минут после включения ламп накаливания температура наружной поверхности достигает в зависимости от мощности следующих величин:
25 Вт-100 °C, 40 Вт — 145 °C, 75 Вт — 250 °C, 100 Вт — 290 °C, 200 Вт — 330 °C. При соприкосновении ламп с текстильными материалами их колба нагревается ещё сильнее. Солома, касающаяся поверхности лампы мощностью 60 Вт, вспыхивает примерно через 67 минут.
нагрев частей лампы требует термостойкой арматуры светильников
световой коэффициент полезного действия ламп накаливания, весьма мал и не превышает 4 %
Какие электрические нагревательные приборы вы знаете?
На чем основано их действие?
Повторение.
1. Что общего в устройстве и принципе действия всех ламп накаливания?
2. Почему для изготовления спирали берут вольфрам?
Почему из стеклянного баллона откачивают воздух?
Почему баллон заполняют инертным газом?
Что означают цифры на цоколе или баллонах ламп?
На какие напряжения рассчитаны лампы накаливания, выпускаемые промышленностью?
Фронтальная экспериментальная работа.
Используя данные для лампы, лежащей у вас на столе, вычислите, все физические величины, которые сможете. Задача.
Сколько нужно сжечь каменного угля с удельной теплотой сгорания q = 3*107Дж/кг, чтобы получить столько же энергии, сколько нужно её для освещения здания школы в течение 30 дней, если число ламп равно n=200, мощность каждой лампы – 100 Вт, а лампы горят примерно по 6 часов в сутки. Домашнее задание.
§54, рефераты и сообщения.
«Тепловое действие тока при работе теплиц и инкубаторов»
«Изобретение электроутюга, тостера, электрочайника». |
|
|