|
Методическая разработка по истории Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
Научно-методическая разработка по истории
«Работа с историческим источником как средство подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ»
Федотова С.Б.,
учитель истории и обществознания
I квалификационной
категории МБОУ СОШ № 21,
г. Ковров Владимирская область
Ковров 2013 В основе новых образовательных стандартов как общего, так и профессионального образования положена методология компетентностного подхода. История, как школьный предмет, является важным средством развития у учащихся информационной и интеллектуальной компетентности. Историческая наука строит свои выводы на материале сохранившихся исторических источников. Учащимся основной и старшей школы всё больше приходится изучать историю так, как это делают профессиональные историки, обращаясь непосредственно к источникам, анализируя их, сопоставляя между собой, формулируя собственные выводы, оценки и суждения. К сожалению, современные школьники изучают историю по материалам, подготовленным другими исследователями и авторами учебников, т.е. получают знания о прошлом в уже интерпретированном кем-то виде. Для самостоятельного анализа и выводов возможности практически нет. Тем не менее, знакомство с первоисточниками необходимо, т.к. именно они являются основой для исторического анализа, для формирования критического исторического мышления школьников.
В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации о зоне европейского высшего образования, подписанной в Италии в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. С 2000г. в России проводится оценка образовательных достижений учащихся в рамках международной программы PISA. Исследование PISA, за 2000-2009 гг. показало:
за девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2 уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности снизилось на 2%;
гендерные различия, характерные для всех стран, включая и Россию, не изменились за девять лет: российские девушки неизменно демонстрируют более высокую читательскую грамотность, нежели юноши. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в странах ОСЭР-513), а юношей – 437 (в странах ОСЭР- 474);
российские 15-летние учащиеся демонстрируют относительную умелость в интерпретации авторских сообщений, но не могут включить сообщение текста в контекст собственного опыта и критически отнестись к авторскому сообщению;
в читательском профиле российских учащихся за 9 лет существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов»;
больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях, однако, число учащихся, которые этому ещё не научились, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР;
число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться – осваивать новые, не только житейские понятия, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР.
Кроме того, Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста"(Progress inInternational Reading Literacy Study, PIRLS) показал что:
российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения,
к 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Одним из показателей качества обученности учеников в Болонской системе является ЕГЭ. На ЕГЭ по истории от учащихся требуется владение отдельными навыками работы с документами. Задания по историческим источникам составляют значительную долю во всех частях экзаменационной работы. Например, демоверсия 2013г. содержит 5 заданий в части А и В, где используется исторический источник, а в части 3 задания С1 И С2 предусматривают анализ источника. Текстовая информация представлена в различных видах: таблицы, иллюстрации, карты и т.д.
Как показывает опыт и анализ педагогической практики, позитивные результаты на итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся через целенаправленную работу с историческим источником. Работа над историческими документами – сложный процесс, позволяющий:
познакомить учащихся с широким спектром исторических источников по истории России;
научить учащихся проводить атрибуцию исторических источников;
повторить основные события, связанные с эпохой, к которой относится исторический источник.
проводить поиск исторической информации в источнике
осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника
анализировать историческую информацию в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
Актуальность этой темы несомненна.
Я предположила, что систематическая работа с историческими источниками на уроках истории позволит учащимся овладеть практическими навыками анализа исторического текста, определения авторства источника, разовьёт у них критическое мышление, умение правильно излагать и интерпретировать полученную из документа информацию, умение осмыслять и оценивать сообщения текстов, а также успешно сдать ГИА и ЕГЭ.
Поэтому передо мной встала задача: сформировать у учащихся комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.
Для достижения цели мне предстояло выполнить следующие задачи:
проанализировать теоретические основы организации работы с источниками на уроках истории,
рассмотреть сущность различных образовательных технологий в работе с источниками, сравнить образовательные технологии и выбрать оптимальные технологии для реализации цели.
Я изучила научную литературу по данной теме, а конкретно работы Ананьевой О.Б., Басика Н.Б., Пушкарёва Л.Н., Киселёвой Т.Г., Троицкого Ю.Л. и др., что позволило мне расширить свои знания и применить их в своей педагогической практике.
Так как требования к выпускникам постоянно повышаются, я была вынуждена познакомить учащихся с видовой классификацией источников, дать им характеристику и раскрыть многоуровневый подход к анализу источника. Конечно, на уроках, в условиях концентрической системы образования, на это времени не хватает, поэтому все необходимые знания учащиеся получали на консультациях.
Я использую различные образовательные технологии работы с источником: технологии объяснительно - репродуктивного обучения, технологии проблемного обучения, т.к. и те и другие помогают сформировать у учащихся комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией. В зависимости от возраста учащихся и подготовленности класса я использую самые разные виды работ с источником:
Комментированное чтение источника, приводимого в качестве иллюстрации к параграфу, и ответы на вопросы к нему после изложения новой темы;
Чтение источника и составление учащимися вопросов в качестве посылки к изучению новой темы;
Подбор учащимися исторических источников к изучаемой теме – ДМК (документально методический комплекс);
Практические работы, когда проводится изучение информации из разных источников;
Самостоятельные исследовательские работы, построенные на комплексном анализе источника и др.
В процессе учебной работы по анализу исторических источников, я учу ребят уделять существенное внимание связи их содержания с изучаемыми событиями, процессами, рассматривать анализируемые документы в контексте данного периода истории. Учащимся даётся алгоритм анализа исторического источника:
Определите общий смысл документа.
Выделите ключевые слова.
Обратите внимание на детали (имена, географические названия, описание места, ситуации и т.д.)
Определите вид документа ( законодательный акт, летопись, письмо частного лица, воспоминания и т.д.)
Постарайтесь определить время создания документа.
Вспомните наиболее ярких представителей этого времени, ключевые события эпохи.
Затем учащимся предлагается ответить на вопросы к тексту. Самые простые задания предполагают поиск конкретной информации в тексте. Самые сложные задания рассчитаны на умение логически мыслить и знание исторической ситуации. Вот пример такого задания:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси...Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась рус (документально методический комплекс) ская земля».
С1.Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?
С2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.
С3. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.
Организовав такую работу, передо мной встал вопрос, где брать тексты? Пришлось просмотреть учебники по истории России с древнейших времён до XXI века, исторические энциклопедии, хрестоматии и Интернет. Очень помогли в организации работы с источниками учебно-методические пособия Р.В.Пазина и Уткиной. Широко применяю на уроках, разработанные мною дидактические материалы для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Вот несколько примеров.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1.« Этот государственный деятель сыграл важную роль в развитии капиталистической промышленности России. Блестяще окончив физико – математический факультет Новороссийского (Одесского) университета, он начал службу на железной дороге, пройдя при этом все ступеньки, начиная с билетного кассира. Обладая огромным талантом, он предложил много технических усовершенствований на железной дороге, стал крупным железнодорожным деятелем, а затем министром путей сообщения и министром финансов. По его инициативе началось широкое железнодорожное строительство, была усовершенствована финансовая система».
Вопросы:
О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
Какие исторические события связаны с его именем?
2. « Один из руководителей партии эсеров. На революционный путь он вступил в 90-е гг. XIX века, будучи студентом Московского университета. Он был арестован, исключён из университета, сослан в ссылку. Уже в 30-летнем возрасте был признанным теоретиком партии социалистов-революционеров. После свержения монархии в феврале 1917 г. он занимал пост министра земледелия во Временном правительстве. В1920 г. покинул Советскую Россию. Жил во Франции. Умер в 1942 г.»
Вопросы:
1. О какой исторической личности идёт речь в этом тексте? 3.«Командующий русской армией, генерал. Обладал теоретическими знаниями, но был крайне нерешителен. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он был начальником штаба у генерала М.Д.Скобелева, который дал ему такой совет: «Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника, тебе не хватает решительности и твёрдости воли…»
Вопросы:
О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
Какие исторические события связаны с его именем?
4. «Его похороны 20 октября 1905 г. превратились в грандиозную политическую демонстрацию. Колонны рабочих с бесчисленными красными флагами растянулись по улицам Москвы. Массы народа покрыли балконы, окна и крыши домов. На гроб то и дело падали красные цветы. Тысячи голосов неумолчно пели: «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Из окон консерватории, когда мимо неё проходила процессия, раздался траурный марш. В одном популярном в те дни стихотворении так описывается эта похоронная демонстрация:
Знамёна…венки…всё венки без конца…
Звучат властно гимны свободы,
Рабочий народ провожает бойца,
Погибшего в лучшие годы.
Погибшему было всего 32 года».
Вопросы:
О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
К какой партии принадлежал погибший? Чем он был знаменит?
5. « Он родился в Одессе в семье потомственного морского офицера. После окончания Петербургского морского училища служил на Балтике и на Тихоокеанском флоте. В начале русско-японской войны был назначен командиром миноносца на Черноморском флоте. Это был человек, которого отличали исключительная честность, порядочность, беззаветная преданность народу, самоотверженная готовность бороться за свободу, яркое ораторское дарование. Рабочие и матросы выбрали его пожизненным депутатом Севастопольского Совета рабочих депутатов. За свои антиправительственные речи он был арестован, но по требованию трудящихся города освобождён. 11 ноября началось восстание. Матросы просили его стать военным руководителем. Как опытный офицер, он понимал, что в морском сражении восставшие, силы которых были невелики, не смогут выйти победителями. Тем не менее, он дал согласие».
Вопросы:
О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
Какие исторические события связаны с его именем?
Какова его дальнейшая судьба?
Большую информационную нагрузку на уроках истории несёт ДМК (документально-методический комплекс), составленный по определённой теме. ДМК - это не просто документы, а документы, подобранные по принципу «противоречия материала», документально-методический комплекс, состоящий из исторических источников разных знаковых систем. Я начинаю подготовку ДМК с 6 класса, привлекаю к этой работе учащихся.
ДМК я использовала в работе с учащимися 11 классов, выбравшими индивидуальную траекторию обучения. ДМК использовался в работе с учащимися при подготовке к олимпиадам и городскому конкурсу, посвящённому 400-летию династии Романовых «Последний век Московского царства». Использование в работе с источниками ДМК помогает учителю решать следующие задачи: повышение мотивации учащихся к урокам истории, формирование у учащихся понимания исторического источника как источника исторического знания, формирование критического мышления учащихся, развитие их творческих способностей. Итоги работы учащихся с историческим источником:
учащиеся познакомились с широким спектром исторических источников по различным темам;
научились распознавать отрывки из исторических источников;
повторили основные события, связанные с эпохой, к которой относится исторический источник;
подготовлены дидактические материалы для работы с текстовыми источниками различных видов;
совершенствовалась информационная и интеллектуальная компетентность учащихся;
формировалось критическое мышление.
Я считаю, что данная работа очень помогла ребятам при подготовке к ГИА.
год
| Средняя
отметка
| Средняя
отметка по городу
| 2010-2011
| 4
| 3,87
| 2011-2012
| 5
| 3,64
|
Список литературы 1.Ананьева О.Б. Работа с источником на уроке истории. Советская педагогика.1962 №4
2.Басик Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школе в курсе обществознания. Обществознание в школе.№4, 1999
3.Пушкарёв Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации. М. Современное историческое образование, 2000
4. Киселёва Т.Г. Оценка информационной компетентности учащихся.
Ярославский педагогический вестник– 2011 – № 3 – Том II
5. Лисова К.И. Использование документов на уроках истории и народоведения/К.Лисова//Народное образование.-2001.-№5
6. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования//История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»-1994-№45 |
|
|