|
Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста Методы формирования навыков самоконтроля над произношением у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста
Целью работы над произношением является – формирование устной речи.
На специальных занятиях проводится работа по вызыванию, постановке и автоматизации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и фразах.
Программа специального обучения произношению разработана на основе концентрического метода с применением сокращенной системы фонем. Сущность его заключается в том, что первоначальное обучение произношению глухих детей состоит из двух концентров, первый из которых совпадает с дошкольным обучением и подготовительным классом, а второй охватывает 1-2 классы. По окончании обучения в дошкольном учреждении ребенок должен точно воспроизводить в словах 17 основных фонем, которые составляют сокращенную систему фонем: гласные а, о, у, э, и и согласных п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвоения, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основных, могут временно заменяться в словах основными звуками.
Необходимым условием правильного внятного членораздельного произношения является умение глухого ребенка контролировать правильность своего произношения.
Теоретические положения методики формирования самоконтроля над произношением заключаются в следующем:
психологическая сущность самоконтроля заключается в «сопоставлении», «соотнесении» выполняемых действий с «образцом», с поставленной целью, с предъявляемыми требованиями;
нейропсихологическим механизмом самоконтроля является способность организма «сличить» полученную рецепторами информацию с соответствующими эталонами и на этой основе производить целенаправленное действие;
у глухих детей «аппарат сличения» формируется на базе следов оптических, тактильно-вибрационных, двигательных и слуховых раздражений, полученных в момент произношения;
для формирования навыка самоконтроля над произношением глухих детей необходимо обеспечить прочное усвоение образца, т.е. создать опыт, соответствующий нужному «акцептору действия»; по мере усвоения которого, для ребенка окажется возможным осуществление самоконтроля;
существенным в механизме самоконтроля является не только знание образца действия, но и умение обращаться к нему в ходе усвоения знаний и навыков;
необходим постоянный контроль над произношением ребенка со стороны педагогов и родителей. Контроль со стороны других людей создаст для глухого ребенка базу, на которой разовьется самоконтроль.
Этапы формирования навыка самоконтроля. Формирование навыков самоконтроля можно рассматривать как завершающий этап работы над произношением глухих детей. Необходимо, приобретенные неслышащими детьми речевые умения сделать сознательными. При формировании навыка самоконтроля меняется последовательность усвоения знаний и представлений: ребенку дается правило, затем проверяется, есть ли умение. Самоконтроль формируется последовательно.
На первом этапе основной задачей является – создание в речедвигательном и речеслуховом анализаторах следов артикуляции. Работа по формированию самоконтроля включает комплексное использование анализаторов: речедвигательного, слухового, зрительного, кинестетического; овладение различными видами и приемами самоконтроля глухими детьми.
Задача второго этапа – закрепление приобретенных умений, развитие кинестетической и слуховой чувствительности. Предусматривается формирование специфического словаря, автоматизируются приемы самоконтроля над различными сторонами произношения, используется система заданий.
Задачей третьего этапа является создание прочных и устойчивых следов речедвигательных стереотипов. На этом этапе разработанная система заданий по формированию навыков самоконтроля позволяет осуществить переход от комплексного использования анализаторов к кинестетическому и остаточному слуховому.
Формирования самоконтроля строится последовательно: от знаний к умениям, от умений к навыку. В связи с этим, в содержание включается формирование у глухих дошкольников различных видов воспроизведения речи: сопряженное и отраженное проговаривание, самостоятельная речь (называние, сообщение, ответы на вопросы, обращение); формирование умения воспринимать речь сурдопедагога в качестве образца или показ таблички, как сигнал к деятельности (выучи, скажи, прочитай, послушай, выполни поручение и т.д.); формирование навыков правильного использования звукоусиливающей аппаратуры.
В процессе обучения предусматривается выполнение детьми различных видов заданий. Это воспроизводящие задания (менее самостоятельные) и творческие (более самостоятельные).
К воспроизводящим относятся такие, например как: повтори слово, звук (Т) говори правильно, проверь себя так (дается образец самоконтроля).
К творческим заданиям относятся те, которые для своего выполнения требуют не только знания определенного материала, но и включают элементы творчества. Например, найди общее и отличное, сравнив звуки (Ф) и (В). Скажи, чем они отличаются, чем похожи.
Ребенку можно предложить такие задания:
Посмотри и скажи, где язык при звуке (С)? Какие губы? Голос есть или нет?
Научись говорить звук (С) в слогах и словах. Скажи звук долго. Проверь себя так … (даются образцы самоконтроля данного звука на фотографиях или картинках). Скажи слоги, слова в микрофон. Слушай себя.
Придумай слово и скажи его товарищу. Проверь себя сам. Спроси, как ты сказал.
Сравни звуки (С) и (З). Скажи, чем они похожи, чем отличаются. Произнеси звуки в микрофон. Проверь себя.
Расскажи все о звуке (Ш). Покажи руками положение языка.
Говори правильно звук (Л). Перед зеркалом посмотри, где у тебя язык, проверь голос.
При разработке образов, эталонов звуков предусматривается комплексное использование все анализаторов. Эти образцы должны стать опорами, а затем базой для самоконтроля.
Предлагаемые детям задания должны соединять образ слухозрительный, двигательный, тактильно-вибрационный, кинестетический с обозначением в словесной форме. Это способствует укреплению связи между образом, практическим действием, звуком, словом. Так, например: «Губы «трубочкой». Язык внизу. Есть голос. Воздух теплый, сильный. Видим изображение звука. Слушай звук».
При определении приемов самоконтроля нужно учитывать особенности произношения звуков конкретного ребенка. Например, при оглушении внимание обращать на отсутствие вибрации гортани, при боковом произношении – на широкий язык, при открытой гнусавости (ринолалии) – на утечку воздуха через нос, при фальцете – на вибрацию темени… |
|
|