|
«Решение квадратных уравнений» Конспект урока алгебры в 8 классе Тема: «Решение квадратных уравнений» Тип урока: повторение изученного материала. Цели:
проверить уровень усвоения учебного материала учащимися по данной теме;
повторить теоретический материал;
развивать внимание, память, мышление учащихся в процессе решения нестандартных задач;
провести эстафету среди учащихся по командам с целью воспитания коллективизма, ответственности;
предоставить учащимся право оценивать самостоятельно свою работу на разных этапах уроках.
Образовательные задачи урока:
Проверить уровень усвоения учебного материала учащимися по теме «Решение квадратных уравнений».
Проверить уровень сформированности умений решать полные и неполные квадратные уравнения.
Выявить пробелы в знаниях учащихся, трудности при выполнении поставленных задач для их дальнейшей коррекции.
Продолжить формирование общеучебных умений‚ умение выполнять самопроверку, взаимопроверку.
Развивающие задачи урока:
Развитие самостоятельности мышления.
Развитие внимания, памяти, мышления учащихся в процессе решения нестандартных задач.
Развитие и обогащение речи учащихся.
Воспитательные задачи урока:
Воспитывать интерес учащихся к предмету.
Воспитывать ответственность, самостоятельность, коллективизм.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Оборудование:
доска, оформленная плакатом «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий»;
подготовленные плакаты с ответами для решения неполных квадратных уравнений, для решения заданий дополнительной части во время эстафеты;
индивидуальные задания на партах для двух этапов урока ( неполные квадратные уравнения и эстафетный лист ), бланки результатов учащихся для выставления оценок за каждый этап урока;
Фамилия , имя
| Этап
| Оценка
| 1.Диктант
|
| 2.Бег с препятствиями
|
| 3.Доберись до вершины
|
| 4.Эстафета
|
| 5. Дополнительно
|
|
тетрадь, пенал, теоретический материал по теме, таблица квадратов натуральных чисел, дневник у каждого учащегося.
Ход урока. 1.Организационный момент. Приветствие учителя.
«О, математика земная,
Гордясь , прекрасная собой,
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой…»
2. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке вы проверите и продемонстрируете свои знания по теме «Решение квадратных уравнений». Наш урок пройдёт в необычной форме – в виде соревнования - эстафеты. У каждого из вас, ребята, будет возможность проявить себя, спортивный дух и показать свои знания. Девиз нашего урока : «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий». Желаю вам удачи! 3. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Этап первый эстафеты « Теоретический диктант». - Ёще со времён вавилонян и древних индусов считается, что одной из основных целей алгебры является решение уравнений и их систем. В Древнем Вавилоне 4000 лет назад умели решать уравнения третьей степени. Древние греки, решая уравнения, предварительно придавали им геометрическую форму: числа отождествляли с длинами отрезков, нахождение неизвестной для них означало построение искомого отрезка . Но общей теории уравнений в те времена ещё не было. Первое изложение теории решения квадратных уравнений дано в книге древнегреческого учёного Диофанта «Арифметика» ( третий век).
- Мы переходим к первому этапу эстафеты. Он называется «Теоретический диктант».
-Мы диктант сейчас напишем
Необычный, но простой.
Все вопросы чётко слышим
И ответ даём чертом:
Если «да», то – галочка, ( )
Если «нет», то – палочка.( - )
Учащиеся работаю в тетрадях, два человека по желанию работают у доски. Осуществляется взаимопроверка по ответам на доске.
Вопросы для диктанта .
Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2 + bx +c = 0, где а 0, a, b, c – некоторые числа, х – переменная.
Дискриминантом квадратного уравнения называют выражение b2 – 4ac и обозначают буквой D.
Уравнение вида ах + с = 0 ,где а 0, с 0, называют неполным квадратным уравнением.
При условии D 0 квадратное уравнение действительных корней не имеет.
При условии D = 0 квадратное уравнение имеет два действительных корня.
Приведённым квадратным уравнением называют уравнение вида x2 + px + q = 0.
При условии D 0 квадратное уравнение имеет один действительный корень.
Если х1 и х2 – корни уравнения x2 + px + q = 0, то + х2 = p и х1 * х2 = - q.
Лист ответа
4. Повторение изученного материала.
а) Этап второй «Бег с препятствиями». - Очень часто перед спортсменами возникают различные препятствия в виде неблагоприятных погодных условий. Дождь, снег, ветер не раз подводили самых знаменитых спортсменов, оставляя их без побед и наград. Но оказывается, что некоторые из природных явлений причиняют много вреда не только спортсменам, людям, животным, но и многовековым постройкам и памятникам архитектуры, которые сооружались из очень прочных материалов. Речь идёт о кислотных осадках. Исторические памятники Греции и Рима, простояв тысячелетия, за последние годы разрушаются прямо на глазах. «Мировой рекорд» принадлежит шотландскому городку, где 10 апреля 1974 года выпал дождь, скорее напоминающий столовый уксус, чем воду.
-Устно решите уравнения и прочитайте название этого знаменитого городка.
Индивидуальная работа в тетрадях с фронтальной проверкой.
-Наберёмся мы терпенья
И немного важности:
Всем, решая уравнения,
Расшифровку провести.
1
| х2 = 0,49
| 2
| х2 + 16 = 0
| 3
| 2 х2 - 4 = 0
| 4
| - 6 = 0
| 5
| 2 = 8
| 6
| = 5
| 7
| х2 – 5х = 0
| 8
| 4 х2 – 4 = 0
|
Корней нет
| И
| 28
| Х
| 16
| О
| 1
| И
| 0 ; 5
| Р
|
| Т
| 0,7
| П
| 36
| Л
|
Ответ : Питлохри.
б)Этап третий «Доберись до вершины». -До вершины мы дойдём,
Все ответы соберём,
А чтоб время не терять,
Начинаем все решать. -Перед вами квадратные уравнения. Для каждого из уравнений предназначено своё задание. Ответ в уравнении дает вам коэффициенты и числа, которые необходимо подставить в следующее уравнение. Таким образом, по цепочке вы выполняете три задания. Далее самые быстрые и умелые ученики переходят к заданию на вершине горы, находящееся в конвертах. Работа будет проходить по вариантам с доской. По команде «Старт» приступаем к решению уравнений.
Задание 1. Докажите, что уравнение имеет один корень. Найдите этот корень.
1 вариант: х2 – 6х + 9 = 0. Ответ: х =3.
2 вариант: х2 – 4х + 4 = 0. Ответ: х =2.
Задание 2. Сколько корней имеет уравнение? Найдите корни уравнения, если они существуют.
1 вариант: bх – х2 + 10 = 0. При решении необходимо вместо b подставить найденное значение корня из предыдущего задания. (b=3). Ответ: х1 = -2, х2 = 5.
2 вариант: х2 - bх - 35 = 0. При решении необходимо вместо b подставить найденное значение корня из предыдущего задания. (b=2). Ответ: х1 = -5, х2 = 7. Задание 3. Найдите все целые числа, которые лежат между корнями уравнения.
1 вариант: с + 7у2 + bу = 0. При решении необходимо вместо b и с подставить найденные значения корней из предыдущего задания. (с = - 2, b =5). Полученное уравнение -
7у2 + 5у - 2 = 0. Ответ: между корнями данного уравнения лежит целое число 0. 2 вариант: -ау2 +bу -24 = 0. При решении необходимо вместо b и а подставить найденные значения корней из предыдущего задания. (а = -5, b = 7). Полученное уравнение -
5у2 + 7у - 24 = 0. Ответ: между корнями данного уравнения лежат целые числа -2, -1, 0, 1. Задание 4*. Повышенный уровень сложности ( в конвертах ).
Зеленый конверт – первый уровень сложности. Пусть х1 и х2 – корни уравнения
х2 +7х -11=0. Найдите значение выражения+ , не решая уравнения.
Желтый конверт – второй уровень сложности. Пусть х1 и х2 – корни уравнения
х2 – 4х -7=0. Найдите значение выражения х12 + х22 , не решая уравнения. К № 3 № 3 расный конверт – третий уровень сложности. Пусть х1 и х2 – корни уравнения
х2 – 9х +3=0. Запишите квадратное уравнение, корнями которого были бы числа и . № 4*
1 вариант 2 вариант в) Физкультминутка. Комплекс упражнений.
1. Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз.
2. Выпрямить спину, теле расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево. Проделать упражнение 3-4 раза.
3.Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.
4.Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.
5.Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз.
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.
6.Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.
г) Четвёртый этап . «На приз от Франсуа Виета» - В развитии алгебры уравнений велика роль французского математика и юриста Франсуа Виета (1540 – 1603). Им был использован метод неопределённых коэффициентов, благодаря которому он первым записал уравнение в общем виде и выразил его решение формулой. Ему принадлежит новый метод решения кубических уравнений. Особое значение имеет установление им зависимости между корнями и коэффициентами уравнений. Итак, работаем по формулам теоремы, обратной т. Виета.
Задание: составить приведённое квадратное уравнение, если заданы его корни. Этап проходит в виде эстафеты по рядам на три варианта.
Эстафетный лист № 1 ответ
| 1
| x1 = 2
x2 =0,3
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 2
| x1 = 6
x2 = - 5
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 3
| x1 = - 8
x2 = - 3
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 4
| x1 =
x2 =
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 5
| x1 =
x2 =
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
|
Эстафетный лист № 2 ответ
| 1
| x1 = 4
x2 =0,5
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 2
| x1 = 8
x2 = - 3
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 3
| x1 = - 7
x2 = - 2
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 4
| x1 =
x2 =
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 5
| x1 =
x2 =
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
|
Эстафетный лист № 3 ответ
| 1
| x1 = 6
x2 =0,2
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 2
| x1 = 5
x2 = - 4
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 3
| x1 = - 2
x2 = - 9
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 4
| x1 =
x2 =
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
| 5
| x1 =
x2 =
| p = - (x1 + x2 )
q = x1 * x2
| p =
q =
|
|
Дополнительное задание разработано по каждому варианту и находится на доске. Учащиеся, выполнившие свою часть работы в эстафете, переходят к дополнительному заданию. Дополнительно задание оценивается учителем индивидуально. 1 вариант. Один из корней квадратного уравнения равен -2. Найдите коэффициент k и второй корень уравнения 3х2 + kх + 10 = 0. 2 вариант. При каком значении а уравнение х2 + ах + 16 = 0 имеет один корень?
3 вариант. Решите уравнение . д)Подведение итогов эстафеты. - Наш урок подошел к завершению, и сейчас мы должны проверить, как вы оценили свою работу на уроке. Всем учащимся необходимо проверить бланки с оценками, чтобы на каждом этапе урока работа была оценена. 5. Домашнее задание. Учебник, стр.132, отвечать на вопросы, решить № 596-599. 6. Итог урока.
- Благодарю вас за труд, терпение, старание и надеюсь, что урок был для вас, ребята, увлекательным путешествием по математическим просторам, а также интересным спортивным состязанием. Занимайтесь спортом и во внеурочное время, чтобы укреплять свое здоровье.
|
|
|