|
«Математические звёздочки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
на тему: «Математические звёздочки»
Выполнила
воспитатель ГБДОУ №5
Озерская Лариса Ивановна
Санкт-Петербург
2014
Цель: обобщить и закрепить математические знания детей.
Задачи
Развивающие:
- развивать логическое мышление, сообразительность, смекалку, зрительную память, воображение, внимание;
- развивать умение работать в коллективе.
Обучающие:
- упражнять в счёте в пределах 10;
- закрепить знание геометрических фигур и их свойств;
- упражнять в отгадывании математических загадок
- закрепить знания о пространственных отношениях- слева, справа, вверху, пониже и пр.
- упражнять в работе со счётными палочками;
- закрепить умение видеть в форме предметов геометрические фигуры.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование представлений об объектах окружающего мира;
- речевое развитие: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора;
- социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий, эмоциональной отзывчивости, чувства патриотизма;
- физическое развитие: формирование представлений о некоторых видах спорта, приобретение опыта в двигательной активности, понимание ценности ЗОЖ (формирование полезных привычек);
- художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности детей (аппликация).
Материалы: дидактические картинки с видами спорта; «медали» , выполненные из цветной золотистой бумаги в форме квадратов и прямоугольников на ленточке по количеству детей ; две веревки не менее 1 м; счётные палочки; набор цветных геометрических фигурок для работы на фланелеграфе; ножницы; клей - карандаш; заготовки рисунка звезды по точкам от1 до10 на цветной бумаге; ватман, тонированный в сине-голубой цвета, простые карандаши.
Ход занятия:
Дети играют. Вдруг звучит музыкальный фрагмент (1-2 куплета) Государственного гимна РФ, муз. А.В. Александрова, сл. С.В.Михалкова.
Воспитатель: дети, вам понравилась музыка? Это прозвучал гимн нашей страны. Посмотрите на иллюстрацию в моих руках - здесь изображены спортсмены на пьедестале почёта, их награждают медалями, в этот самый момент и звучит музыка. Ребята, что я кое-что для вас приготовила
( воспитатель показывает детям тарелочки с разложенными на них медалями). А хотите получить эти медали ? (ответы детей). Но сначала вы должны ответить мне на вопрос:
Дидактическая игра «Кому, что нужно?»
Воспитатель показывает детям картинки с изображением спортивного инвентаря. Дети должны ответить, какому спортсмену это необходимо ( футбольный мяч – футболисту, лыжи – лыжнику, коньки – фигуристу и т.д.)
Воспитатель: ребята, вы молодцы ! Ответили на все мои вопросы и за это получаете по медальке. Возьмите, кому какая медаль нравится и повесьте её не шею. Дети, вы заметили, что ваши медали не простые? (ответы детей) Правильно, они квадратные и прямоугольные, потому что вы сегодня математические спортсмены и будете играть в математические игры. Теперь делимся на две команды: у кого квадратная медаль, тот идёт в команду квадратов, у кого прямоугольная – в команду прямоугольников. Каждой команде я даю по верёвочке и с её помощью вы должны выложить свою фигуру на ковре , т.е. команда квадратов выкладывает квадрат, а команда прямоугольников – прямоугольник.
Игра «Выложи фигуру».
Воспитатель: давайте отойдём в сторонку и полюбуемся вашей работой. У меня есть
Задание «Найди сходство и различие у квадрата и прямоугольника»
(ответы детей: обе фигуры имеют 4 угла и 4 стороны, но в прямоугольнике 2 стороны длиннее) Ребята, а какие геометрические фигуры вы ещё знаете? (ответы детей) Послушайте какие стихи-загадки я вам прочитаю про геометрические фигуры.
*Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома,
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду,
Он похож на пирамиду. (треугольник)
*Он по небу солнцем скачет
Круглый словно диск луны
Как у бабушки блины,
Как тарелка, как венок,
*Он похож на кабачок,
На глаза, и на картошку,
А ещё похож на ложку
На орех, и на яйцо
На овальное лицо.
С высоты кружок упал
Он теперь не круг – овал. (овал)
*Если влезть с пилой повыше,
Отпилить у дома крышу,
То хозяев мы обидим,
Но кого же мы увидим?
А потом мы всё починим
И из шкафа юбку вынем.
Мы увидим: юбка тоже
На трапецию похожа. (трапеция)
*Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно!
–Что ты видишь? (треугольник)
*Если взяла бы я окружность
С двух сторон немного сжала,
Отвечайте, дети, дружно
–Получился бы... (овал)
*Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а ... (ромбы)
*Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат
Ведь зовут меня ... (квадрат)
Воспитатель: ребята , посмотрите внимательно вокруг себя. Назовите мне, пожалуйста, предметы, которые похожи на геометрические фигуры.
Игровое упражнение «На какие фигуры похожи предметы в группе».
(ответы детей: дверь похожа на прямоугольник, окно – квадрат, часы – круг и т.д.)
Работа на фланелеграфе.
В: сейчас каждая команда получит набор геометрических фигурок. Из них на фланелеграфе вы выложите разноцветную дорожку. Условие: форма и цвет фигур не должна повторяться.
Игровое упражнение «Выложи дорожку».
Воспитатель: какие вы молодцы! Обе команды правильно и быстро справились с заданием, но всё же команда квадратов работала чуть-чуть быстрее, давайте мы им похлопаем. Молодцы!
Физкультминутка «Слушай и делай».
Дети выполняют движения по заданию воспитателя:
- дотронься правой рукой до правого уха;
- подними левую руку вверх;
- топни правой ногой;
- спрячь правую руку за спину;
- топни левой ногой;
- спрячь левую руку за спину;
Один, два, три, четыре, пять – топаем ногами.
Один, два, три, четыре, пять – хлопаем руками.
Один, два, три, четыре, пять – занимаемся опять.
Воспитатель: на столе лежат счётные палочки, давайте с ними поиграем (дети садятся за столы).
Задание «Положи правильно».
Воспитатель: ребята, каждый из вас правой рукой берёт 4 счётные палочки и кладёт их с правой стороны от себя. Затем, левой рукой берёт 4 счётные палочки и кладёт их с левой стороны от себя. Сколько всего палочек на столе? (ответы детей – 8).
Игра «Выложи фигуру из восьми палочек».
Условие: команда квадратов выкладывает прямоугольник, а прямоугольники – квадрат.
Слуховой диктант «Прибавить - отнять».
Дети выполняют задание по вопросам воспитателя:
- к 8 палочкам прибавить 2, сколько всего? (ответы детей – 10)
- от 10 палочек отнять 5, сколько осталось? (ответы детей – 5)
- к 5 палочкам прибавить 4, с сколько всего? (ответы детей – 9)
- от 9 палочек отнять, сколько осталось? (ответы детей – 7)
- от 7 палочек отнять 2, сколько осталось? (ответы детей – 5)
- к 5 палочкам прибавить 5, сколько всего? (ответы детей – 10)
Воспитатель: ребята, вы настоящие математические спортсмены, всё делаете быстро, ловко, а главное -правильно. Предлагаю в честь таких замечательных математических спортсменов запустить салют. Согласны? (ответы детей) Правда для этого вам нужно ещё чуть-чуть потрудиться ( воспитатель раздаёт детям листы цветной бумаги и карандаши). На каждом листочке проставлены точки с цифрами. Вы должны соединить точки между собой прямой линией в цифровой последовательности от 1 до 10.
Игра «Нарисуй по точкам».
Воспитатель: дети, что вам удалось нарисовать? (ответы детей – звезду). Звезду необходимо вырезать. Давайте вспомним технику безопасности при использовании ножниц (ответы детей). Вырезаем. Ребята, я для вас приготовила большой лист бумаги сине-голубого цвета. Давайте представим , что это небо . Вы приклеите свои звёздочки в виде разноцветного салюта. Полюбуйтесь, какой красочный салют в часть настоящих математических спортсменов у нас получился! ( здесь воспитатель может задать вопросы воспитанникам: чья звёздочка улетела в небо выше всех? Чья улетела ниже, еще ниже? У кого звезда красного цвета ( зеленого, синего и т.д.)? Звездочка Ани ближе к звезде Саши, но дальше от звезды Вики. Звезда Полины над (под, около, между и т.д.) звездой Игоря). Ребята, вам сегодня понравилось играть? (ответы детей). Какая игра понравилась больше? (ответы детей).
А свои «золотые» квадратные и прямоугольные медали вы можете оставить себе на память об участии в математических играх. |
|
|