Главная страница


Литература для студентов Примечание Введение 3



Скачать 122.21 Kb.
НазваниеЛитература для студентов Примечание Введение 3
Дата27.02.2016
Размер122.21 Kb.
ТипЛитература



занятия

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Вид занятия

Наглядные пособия, ТСО, электронно- вычислитель-ная техника

Учебная литература для студентов

Примечание





Введение

3













1

Тема. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

2

лекция

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 6-25







Самостоятельная работа. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов».

1







П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 5-8







Раздел 1. Язык и речь

7













2

Тема 1.1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.

Русский литературный язык и языковые нормы.

Основные требования к речи.

2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 17--25




3

Тема 1.2. Социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи)

2

Практическое занятие




Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 32-37







Самостоятельная работа. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи.

3







П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 174-187







Раздел 2. Фонетика

9













4

Тема 2.1. Фонетические единицы языка.

Ударение словесное и логическое.

Выполнение упражнений по определению ударения в слове.

2

Практическое занятие.




Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 17--25




5

Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.

2


Практическое занятие.




Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.221-227




6

Тема 2.3. Фонетические средства речевой выразительности.

2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.227-240







Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником -1 час:

- составление конспекта по теме «Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация».

2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи» -1 час.

3. Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов» – 1 час..

3







Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.240-246






Раздел 3. Лексика и фразеология

10













7

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Лексика с точки зрения ее употребления.

2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.110-113




8

Тема 3.2. Стилистический анализ текста.

2

Практическое занятие.




Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.113-140




9

Тема 3.3. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.

2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.153-160







Самостоятельная работа.

1. Работа над рефератом «Происхождение, строение и значение фразеологизмов» - 2 час.

2. Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского. Анализ текстов – 1час.

3.Работа с учебником -1 час:

- выполнение упражнений на исправление лексических ошибок в тексте;

- выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении фразеологизмов.

4







П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 5-37







Раздел 4. Словообразование.

9













10

Тема 4.1. Способы словообразования.

2

урок

Презентация по теме.


П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 68-76




11

Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования.

Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

Практическое занятие




П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 193-194




12

Тема 4.3. Словообразование и орфография.

Выполнение упражнений на правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -, правописание сложных слов, терминов

2

Практическое занятие.




Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.280-284







Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником -1час:

- составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов».

2. Ответы на контрольные вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи» -1час.

3







Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.280-289







Раздел 5. Части речи.

8













13

Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.318-323




14

Тема 5.2. Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах. Контрольная работа по разделу «Части речи».

2

Практическое занятие.




Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.318-331







Самостоятельная работа.

1. Работа со словарями, справочниками – 1 час:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи».

2. Лингвистический анализ текста - 2 час.

3. Работа с учебником – 1 час:

- составление конспекта «Основные выразительные средства морфологии».

4







П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 194-203







Раздел 6. Синтаксис.

11













15

Тема 6.1. Основные синтаксические единицы. Типы предложений.

2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.335-337




16

Тема 6.2. Основные выразительные средства синтаксиса.

2

урок

Презентация по теме

П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 37-47




17

Тема 6.3. Определение в тексте фигур речи.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.


2

Практическое занятие.




П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 187-191




18

Тема 6.4. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Контрольная работа по разделу «Синтаксис» (тестирование).

2

Практическое занятие.




П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 203-211







Самостоятельная работа.

1. Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса» – 1 час;

2. Работа с учебником – 1 час:

- выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм;

3. Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний – 1 час.

3







Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.335-359







Раздел 7.Нормы русского правописания.

13













19


Тема 7.1. Принципы русской орфографии

2

лекция

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.265-266




20

Тема 7.2. Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку.

2

Практическое занятие.




П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 78-108




21

Тема 7.3. Принципы русской пунктуации


2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.345-348




22

Тема 7.4. Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.

2

Практическое занятие




П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 203-208




23

Тема 7.5. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

2

урок

Презентация по теме.


П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 187-189







Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником:

- выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм – 2 часа;

- редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности – 1 час.

3







П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 208-211







Раздел 8.Текст. Стили речи.

15













24

Тема 8.1. Текст как произведение речи.


2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 83-84




25

Тема 8.2. Определение типов речи. Написание сочинения – рассуждения на этическую тему

2

Практическое занятие.




П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 208-211




26

Тема 8.3. Функциональные стили речи и их особенности.


2

урок

Презентация по теме.


Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.84102




27

Тема 8.4. Определение стилей речи.

2

Практическое занятие.




П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 142-168




28

Тема 8.5. Жанры деловой и учебно-научной речи. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи. Контрольная работа. Определение стиля речи (тестирование)

2

Практическое занятие.




П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 152-168







Самостоятельная работа.

1. Работа с учебником -1 час:

- составление таблицы «Функциональные стили речи».

2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности» -2 час.

3. Лингвистический анализ текста -1 час.

4. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления -1 час.

5







П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 142-174