| Введение
| 3
|
|
|
|
|
1
| Тема. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
| 2
| лекция
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 6-25
|
|
| Самостоятельная работа. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов».
| 1
|
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 5-8
|
|
| Раздел 1. Язык и речь
| 7
|
|
|
|
|
2
| Тема 1.1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности.
Русский литературный язык и языковые нормы.
Основные требования к речи.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 17--25
|
|
3
| Тема 1.2. Социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи)
| 2
| Практическое занятие
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 32-37
|
|
| Самостоятельная работа. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи.
| 3
|
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 174-187
|
|
| Раздел 2. Фонетика
| 9
|
|
|
|
|
4
| Тема 2.1. Фонетические единицы языка.
Ударение словесное и логическое.
Выполнение упражнений по определению ударения в слове.
| 2
| Практическое занятие.
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 17--25
|
|
5
| Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю.
| 2
| Практическое занятие.
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.221-227
|
|
6
| Тема 2.3. Фонетические средства речевой выразительности.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.227-240
|
|
| Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником -1 час:
- составление конспекта по теме «Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация».
2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи» -1 час.
3. Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов» – 1 час..
| 3
|
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.240-246
|
|
| Раздел 3. Лексика и фразеология
| 10
|
|
|
|
|
7
| Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Лексика с точки зрения ее употребления.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.110-113
|
|
8
| Тема 3.2. Стилистический анализ текста.
| 2
| Практическое занятие.
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.113-140
|
|
9
| Тема 3.3. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.153-160
|
|
| Самостоятельная работа.
1. Работа над рефератом «Происхождение, строение и значение фразеологизмов» - 2 час.
2. Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского. Анализ текстов – 1час.
3.Работа с учебником -1 час:
- выполнение упражнений на исправление лексических ошибок в тексте;
- выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении фразеологизмов.
| 4
|
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 5-37
|
|
| Раздел 4. Словообразование.
| 9
|
|
|
|
|
10
| Тема 4.1. Способы словообразования.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 68-76
|
|
11
| Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования.
Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
| 2
| Практическое занятие
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 193-194
|
|
12
| Тема 4.3. Словообразование и орфография.
Выполнение упражнений на правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -, правописание сложных слов, терминов
| 2
| Практическое занятие.
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.280-284
|
|
| Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником -1час:
- составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов».
2. Ответы на контрольные вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи» -1час.
| 3
|
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.280-289
|
|
| Раздел 5. Части речи.
| 8
|
|
|
|
|
13
| Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.318-323
|
|
14
| Тема 5.2. Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах. Контрольная работа по разделу «Части речи».
| 2
| Практическое занятие.
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.318-331
|
|
| Самостоятельная работа.
1. Работа со словарями, справочниками – 1 час:
- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи».
2. Лингвистический анализ текста - 2 час.
3. Работа с учебником – 1 час:
- составление конспекта «Основные выразительные средства морфологии».
| 4
|
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 194-203
|
|
| Раздел 6. Синтаксис.
| 11
|
|
|
|
|
15
| Тема 6.1. Основные синтаксические единицы. Типы предложений.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.335-337
|
|
16
| Тема 6.2. Основные выразительные средства синтаксиса.
| 2
| урок
| Презентация по теме
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 37-47
|
|
17
| Тема 6.3. Определение в тексте фигур речи.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
| 2
| Практическое занятие.
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 187-191
|
|
18
| Тема 6.4. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Контрольная работа по разделу «Синтаксис» (тестирование).
| 2
| Практическое занятие.
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 203-211
|
|
| Самостоятельная работа.
1. Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса» – 1 час;
2. Работа с учебником – 1 час:
- выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм;
3. Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний – 1 час.
| 3
|
|
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.335-359
|
|
| Раздел 7.Нормы русского правописания.
| 13
|
|
|
|
|
19
| Тема 7.1. Принципы русской орфографии
| 2
| лекция
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.265-266
|
|
20
| Тема 7.2. Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку.
| 2
| Практическое занятие.
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 78-108
|
|
21
| Тема 7.3. Принципы русской пунктуации
|
2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.345-348
|
|
22
| Тема 7.4. Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания.
| 2
| Практическое занятие
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 203-208
|
|
23
| Тема 7.5. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 187-189
|
|
| Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником:
- выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм – 2 часа;
- редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности – 1 час.
| 3
|
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 208-211
|
|
| Раздел 8.Текст. Стили речи.
| 15
|
|
|
|
|
24
| Тема 8.1. Текст как произведение речи.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, с. 83-84
|
|
25
| Тема 8.2. Определение типов речи. Написание сочинения – рассуждения на этическую тему
| 2
| Практическое занятие.
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 208-211
|
|
26
| Тема 8.3. Функциональные стили речи и их особенности.
| 2
| урок
| Презентация по теме.
| Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова. Русский язык и культура речи.: Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008, С.84102
|
|
27
| Тема 8.4. Определение стилей речи.
| 2
| Практическое занятие.
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 142-168
|
|
28
| Тема 8.5. Жанры деловой и учебно-научной речи. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи. Контрольная работа. Определение стиля речи (тестирование)
| 2
| Практическое занятие.
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 152-168
|
|
| Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником -1 час:
- составление таблицы «Функциональные стили речи».
2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности» -2 час.
3. Лингвистический анализ текста -1 час.
4. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления -1 час.
| 5
|
|
| П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Н.Б. Самсонов. Русский язык и культура речи.: М «Дрофа», 2007, с. 142-174
|
|
|
|
|
|
|
|
|