|
«Лето» Методическое обеспечение математического развития детей 4-5 лет по теме « Лето»
Выполнил:
Воспитатель высшей категории Чехова Олеся Викторовна
МБУ д/с № 200 «Волшебный башмачок»
Тольятти, 2014
Содержание 1.Календарно – тематический план (на материале решения задачи: ФЭМП). 2. Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность). 3.Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей. 4.Литература. 5. Приложение.
Календарно-тематический план решения задачи: формирование элементарных математических представлений дошкольников. Группа средняя
Тема недели «Лето» Тема дня «Насекомые»
Совместная деятельность педагога и детей
| Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды)
| Взаимодействие
с родителями/ социальными партнерами
| Образовательная деятельность
| Образовательная деятельность
в режимных моментах
| Итоговое занятие
Тема: «Насекомые»
- загадки
Д/и «Подбери цифру к картинке»
Д/у «Назови, который по счёту»
- физ. минутка «Утром бабочка проснулась…»
- д/и «Посади жука»
Д/у «Выложи бабочку по образцу» (из геометрических фигур)
| Утро
Беседа «Мир насекомых»
Д/и «Добавь до 5»
Д/и «Сложи картинку» Прогулка № 1
Наблюдение за божьей коровкой
Д/и «Найди насекомое по описанию»
Индивидуальная работа «Дорисуй насекомое»
Игра малой подвижности «Гусеница»
П/и «Жуки» Обед
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка» Вечер
Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Лепка из солёного теста «Божья коровка» Прогулка № 2
Наблюдение за муравьями
Индивидуальная работа д/и «Четвёртый лишний»
Д/и «Чьи усы длиннее»
П/и «День-ночь»
| Актуальная среда
Наборы игрушек, картинок «Насекомые»
Д/и «Четвёртый лишний»,
Д/и «Составь насекомое из фигур», «Сосчитай», «Кого больше?», «Найди такую же карточку»
Раскраски
Плоскостные изображения для счётного материала
Алгоритм лепки божьей коровки
Обручи
Цифры
Геометрические фигуры разного цвета
| Темы:
« Посчитай-ка!»
«Куда спрятался жук?»
Проект «Насекомые в воздухе и на земле»
|
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
(образовательная деятельность)
по теме «Насекомые»
Разработчик конспекта:
Олеся Викторовна Чехова
И.О.Ф.,, должность, ДС №
воспитатель, МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок»
,
Тольятти, 2014
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
(образовательная деятельность)
по теме «Насекомые»
Образовательная программа «От рождения до школы» (Авторы: Н.Е.Вераксы, Т.С. Комарова, М.А.Васильева).
Возрастная группа: средняя
Содержание деятельности детей (дидактические единицы): количество и счёт, геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник), ориентирование в пространстве
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения): итоговое, словесные и практические
Задание (действие и его содержание)
| Способ предъявления задания
| Способ презентации
результатов выполнения задания
| Отгадай загадку
| словесно
| словесно
| Подбери цифру к картинке
| словесно
| Словено-практический
| Назови, который по счёту
| словесно
| словесно
| Посади жука на объект по заданию педагога
| словесно
| Словесно-практический
| Выложи бабочку по образцу (из геометрических фигур)
| словесно
| Словесно-практический
|
Образовательные задачи.
1. Развивать эмоциональность, сообразительность при отгадывании загадок.
2. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов.
3. Закреплять навыки порядкового счёта и умение отвечать на вопрос «Который по счёту?»
4. Развивать двигательную активность в процессе ОД, умение снимать эмоциональное напряжение.
5. Совершенствовать умение определять пространственные направления от себя.
6. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
7. Закреплять умение выкладывать изображение по образцу.
Материалы и оборудование.
Дидактический материал:
Набор игрушек – насекомые (по количеству детей)
Набор цифр от 1 до 5
Набор геометрических фигур
Образец изображения бабочки (из геометрических фигур) Карточки с изображением разного количества предметов
Наборы цифр от 1 до 5 (на каждого ребёнка)
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
Макет цветочной полянки
Аудиозапись звуков природы: «Стрекотание кузнечиков», «Полёт жука», «Жужжание пчёл»
.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)
Этап
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
| Вводная
| Педагог загадывает загадки
| Дети отгадывают загадки
| Основная
| 1.Педагог предлагает сосчитать предметы и найти соответствующую цифру
2.Педагог предлагает посчитать предметы по порядку и ответить на вопрос «Который по счёту?»
3.Педагог проговаривает текст и показывает движения. 4.Педагог даёт инструкцию определить место насекомого по отношению к себе
5.Педагог показывает и анализирует образец изображения бабочки
| 1.Дети считают предметы и находят соответствующую цифру
2.Дети считают и отвечают на вопросы педагога
3.Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
4. Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией педагога
5.Дети рассматривают, анализируют и выкладывают «бабочку» по образцу
| заключительная
| Педагог предлагает рассмотреть работы и отмечает деятельность каждого ребёнка
| Дети рассматривают работы друг друга
|
Методы и приемы:
1.Практические: дидактические игры и упражнения, двигательная деятельность, выполнение работы по образцу, показ способов действий. 2. Наглядные: рассматривание макета насекомых, образца
3. Словесные: загадывание загадок, беседа, вопросы к детям, словесные отчеты детей, обсуждение, проговаривание текста, объяснение заданий.
Литература:
Программа «От рождения до школы» / Под. ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М., 2014.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Плаы занятий. – М., 2012.
3. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – М., 1997.
4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. Конспекты занятий. – М., 2009.
«Характеристика предметно-развивающей среды по организации самостоятельной интегрированной деятельности детей»
Название центра (микро-центра)
| Материальный компонент среды
| Организационный
компонент среды
(ГДЕ и КАК
ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)
| Личностный компонент среды
(ЧТО ДЕЛАЮТ?)
| Перечень материалов
(ЧТО?)
| Характеристика материалов
(КАКИЕ?)
| Речевой центр
Центр познания
Музыкальный центр
Уголок природы
Художественно-эстетический центр
Центр физической культуры
| Дидактический материал Материал и оборудование для деятельности детей
Книга загадок Книга К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Дидактический материал
Д/и «Четвёртый лишний» Д/и «Составь насекомое из фигур»
Д/и «Сосчитай»
Д/и «Кого больше?»
Д/и «Найди такую же карточку» Счетный материал Цифры Геометрические фигуры Д/и «Добавь до 5» Д/и «Сложи картинку»
Материал и оборудование для деятельности детей
Карточки с изображением разного количества насекомых
Дидактический материал
Аудиозапись звуков природы Материал и оборудование для деятельности детей
Дидактический материал
Набор картинок «Насекомые»
Материал и оборудование для деятельности детей
Наборы игрушек «Насекомые»
Дидактический материал
Алгоритм лепки божьей коровки Материал и оборудование для деятельности детей
Раскраски
Цветные карандаши
Солёное тесто
Материалы и оборудование для деятельности детей Обручи Атрибуты для подвижной игры
| Типографская типографская
Картонная Деревянная Пластмассовая
Пластмассовая
Картонная Картонный Пластмассовые Картонные Картонная Картонная
Картонные Пластмассовая
Картонный
Резиновые Бумажные
Бумажные
деревянные
мука, вода, соль
пластмассовые картонные
| Стоит на полке Стоит на полке
Лежит на полке Лежит на полке Лежит на полке
Лежит на полке
Лежит на полке Лежит на полке в коробке
Лежат на полке в коробке
Лежат в коробке на полке
Лежит в коробке на полке
Лежит на полке в коробке
Лежат на полке в коробке
Стоит в шкафу
Лежат на полке в коробке
Стоят на полке Лежат на полке в конверте
Лежат на полке
Стоят в подставке
Лежит в закрытом контейнере Висят на стене Висят на крючке
| Уточняет представления детей о насекомых
Развивает нравственные качества, закрепляет представления о насекомых
Развивает мышление, память, внимание
Закрепляет представления о геометрических фигурах
Закрепляет навыки счёта
Закрепляет умение сравнивать количество предметов Развивает мышление, память, внимание
Закрепляют навыки счёта Развивают зрительное восприятие и память
Закрепляют представления о фигурах
Закрепляет навыки количественного счёта
Закрепляет умение составлять целое из частей
Развивают навыки количественного счёта
Приобщает детей к восприятию звуков природы Уточняет представление детей о насекомых
Уточняет представление детей о насекомых, привлекают внимание
Развивает логическое мышление
Развивают умение ориентироваться на листе бумаги
Развивают мелкую моторику
Развивает мелкую моторику
Являются зрительными ориентирами в подвижной игре
Помогают ребёнку принять на себя роль
|
Приложение. А. Усачева «Божья коровка».
Гуляла за городом Божья коровка,
По стеблям травинок карабкалась ловко,
Глядела, как в небе плывут облака…
И вдруг, опустилась большая рука.
И мирно гулявшую Божью коровку
Засунула в спичечную коробку.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снилась лужайка, и клевер, и кашка.
Неужто в неволе остаться навек?
Коровка решила готовить побег!
О, Боже! Взмолилась несчастная крошка
И вдруг увидала за шторкой окошко.
А там за окном все от солнца светло.
Но к свету её не пускает стекло.
Однако коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама,
И вот вылезает она из окна…
Ура! наконец, на свободе она! Стих про мух.
Надоедливее мухи
Нету никого в округе: То на локоть примоститься, Сгонишь, на плечо садиться. Хоботком своим щекочет, Улетать совсем не хочет Загадки.
Она легка, красива
Нарядна, легкокрыла
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка) Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней,
На спине кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка) Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мёд,
Любит всем она мила,
А зовут её…
(Пчела) Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у мошки,
Ножки у блошки.
(Кузнечик) На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук) Стих про мух
Надоедливее мухи Нету никого в округе: То на локоть примоститься, Сгонишь, на плечо садиться. Хоботком своим щекочет, Улетать совсем не хочет
Пальчиковая гимнастика.
«Пчела»
Жу-жу-жу, пчела жужжит
И вокруг цветка кружит.
Жу-жу-жу, в цветке том жук:
«Зря пчела жужжишь вокруг». «Божья коровка».
Божья коровка, черная головка,
(пальцы сжаты в кулаки и соединены друг с другом)
Улети на небо, дам тебе хлеба
(сгибать и разгибать пальчики)
Черного и белого, только не горелого
(поворачивать ладошки вверх, вниз) Физкультминутка.
«Бабочка».
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась!
Раз – росой умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре полетела.
Считалка.
Жжук жужжит: «Жу-жу-жу-жу»!
Ты выходишь, я вожу! Закличка.
Жук, жук, не жужжи,
Как летаешь – покажи! |
|
|