Главная страница


«Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям»



Скачать 57.47 Kb.
Название«Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям»
Дата14.03.2016
Размер57.47 Kb.
ТипДокументы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ВОСКРЕСЕНКА СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА» ПОСЕЛОК ЖУРАВЛИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на методическом

объединении для воспитателей старшего дошкольного возраста

Тема: «Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям».

Воспитатель:

Родина Екатерина Валерьевна

м.р.Волжский
2016 год
Известно, что от эффективности математического развития воспитанника в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Работа ДОУ по развитию элементарных математических представлений является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.

Математические представления для детей старшего дошкольного возраста закрепляются средствами дидактической и сюжетно-ролевой игры, воспитателями из наблюдений за явлениями окружающего мира на прогулке, но и из повседневной жизни ребенка.

Игры по формированию математических представлений условно можно разделить на следующие группы:

К первой группе игр относятся - игры по развитию мыслительной деятельности; (развитие операций: анализ, синтез; классификации предметов; обобщения; сериации; абстрагирования; построения умозаключений).

Существует множество игр и упражнений, они всем знакомы: «Назови одним словом», «Что общего», «Цепочка закономерностей», «Четвертый лишний», «Продолжить цепочку» и т.п. В этих играх у детей развиваются образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду. Развиваются сенсорные способности, пространственные представления.

Центральное место отводится обогащению сенсорного опыта. Всем известно, что сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Как правило дошкольники называют только большие и маленькие по величине предметы. Задача воспитателя развивать представление о форме предмета, научить видеть в предметах геометрические формы (окно- прямоугольник, крыша – треугольник и т.д.) научить сравнивать предметы по величине, группировать их, определять величину путем сравнивания, с помощью условных мерок, путем приложения, научить понимать понятия не только большой маленький, но длинный- короткий, широкий- узкий, высокий – низкий, далеко- близко и т.д. В своей работе я пользуюсь играми «Подбери крышку к коробке», вкладыши, пирамидки, матрешки, для закрепления понятий «Короткий –длинный» я использую игру «Узелки».Предложенные игры не только обучают детей, но и способствуют развитию мелкой моторики, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия.

Ко второй группе относятся игры с цифрами и числами

Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", "Считай не ошибись!", «Числовые лесенки»,

Пособие «кубик» бросая дети называют «соседей числа», считают от заданного числа, называют день недели.

Например, «Лесенка–чудесенка» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Усваивают порядок следования чисел натурального ряда, упражняются в прямом и обратном счете, учатся ориентироваться в числовом ряду.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.

Известную трудность встречает овладение дошкольниками пространственной ориентировкой. Дети путают лево и право, направление движения вперед-назад, вверх-вниз, плохо ориентируются на листе бумаги. Предлагаемый ряд игр и упражнений, направлен на обучение детей ориентированию на плоскости и в пространстве. При помощи этих игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, учатся ориентироваться на листе, в клеточном поле, с помощью схем. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" Например, "Найди игрушку", и многие другие игры.

Пальчиковое упражнение «Побежали пальчики».

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу правой ладошкой

Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу левой ладошкой

Обе вы хорошие – поглаживать тыльные стороны ладоней

Ловкие, умелые – поглаживать ладони

Озорные пальчики – сжимать и разжимать пальцы

У девочек и мальчиков.

Их никак не удержать – переплести пальцы в «замок»

Все они хотят играть – потряхивать кистями рук

Пусть побегают немножко

По листочку пальчики,

Только вы не ошибайтесь,

Девочки и мальчики.

Побежали в серединку –

Увидали там малинку!

В правый верхний уголок –

Увидали там цветок!

Вниз спустились, в угол левый –

Скачет там зайчонок смелый!

В левый верхний угол мчимся –

Там летит большая птица!

В правый нижний уголок –

Отыскали там грибок!

Хорошо мы поиграли – показать большие пальцы

В десять раз умнее стали! Раскрыть оби ладошки.

Чтобы упражнение не стало быть заученным нужно менять ориентиры, использовать не только предметные картинки но и геометрические фигуры, мелкие игрушки и другие предметы тематически относящиеся к образовательной деятельности.

Четвертая группа математических игр Развитие временных представлений служит для знакомства детей с понятием «Сутки», закрепление режимных моментов, с временами года по контрасту (зима-лето, осень- весна), днями недели. Можно поиграть с детьми в игры «Неделька стройся», «Назови пропущенный день», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, времен года их последовательность.

В своей работе я использую разнообразные математические игры и упражнения, с их помощью уточняются и закрепляются представления о числах, геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование яркого наглядного материала позволяет разнообразить игру и сделать ее привлекательнее для детей. Регулярное использование игр поможет подвести общее развитие воспитанника на уровень, необходимый для получения дальнейшего образования в начальной общеобразовательной школе.
Литература

1. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб, 2003.

2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.; «Мозаика-Синтез», 2006.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Л.Н., Топоркова И.Г. Большой учебник для маленьких учеников 5-6лет. - М.: Изд-во «Академия развития», «Астрель».

4. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.

7. Касицына М. А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика 1-й год обучения. – М.: ГНОМиД, 2001.

8. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет – М.: «СФЕРА», 2007.

9. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191 с.

10. Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1984. – 256 с.

11. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-6лет с ЗПР. - М; «Мозаика-Синтез», 2007.

12. Новикова В.П. Математика в детском саду 5-6лет М; «Мозаика-Синтез», 2007г-112стр