Главная страница

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения



Скачать 281.48 Kb.
НазваниеКоррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения
Дата17.08.2016
Размер281.48 Kb.
ТипЗадача


Педагогический опыт Криницыной Н. В.

инструктора по физической культуре

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «№ 31»

города Кирова
Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников

с ограниченными возможностями здоровья

в аспекте интеграции деятельности специалистов

дошкольного образовательного учреждения
Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.

Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Вайзман Н.П., Павлова И.П., Эльконина Б.Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Исследованиями таких ученых как Выготский Л.С., Горская И. Ю., Дворкин П.С., Карпова Н.В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка. 

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Успешное преодоление этих отклонений у детей возможно только при комплексном подходе всех специалистов учреждения, то есть интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-психиатра, врача-педиатра.

Важным является и тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в детских садах общеразвивающего вида, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также следует отметить, что недостаточно представлены научно-обоснованные программы и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.

В нашем детском саду на протяжении многих лет оказывается комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Можно отметить характерные особенности двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Общая соматическая ослабленность;

  2. Замедленное развитие локомоторных функций;

  3. Отставание в развитии двигательной сферы:

- гипер- или гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений;

- нарушение мелкой моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функции равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- отставание в развитии основных физических качеств: сила, ловкость, быстрота;

- трудности выполнении движений по словесной инструкции;

- при воспроизведении движения, нарушают последовательность элементов действия, опуская его составные части и др.

Процентное соотношение количества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии двигательной сферы и нормой в нашем детском саду является следующим: 93% - нарушена двигательная сфера; 7% - норма.

Проблемный анализ нарушений двигательной сферы старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Анализ результатов диагностики двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья показывает:

- нарушение произвольной регуляции;

- недостаточная координированность и четкость произвольных движений;

- нарушение моторной сферы;

- слабые силовые качества.

Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников, я определила цель предстоящей работы: коррекция двигательной сферы у старших дошкольников ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения.

В основе работы  с детьми с ограниченными возможностями здоровья   считаю основополагающим принцип интеграции коррекции двигательной сферы. Он представляет собой взаимодействие различных специалистов: учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,  педагога-психолога, медицинского персонала: старшей медсестры, врача-психиатра, врача-педиатра.


В основе построения интегрированного подхода к организации работы по коррекции двигательной сферы стали следующие принципы:

- системность;

- целостность;

- конкретность.

Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.

Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Конкретность - сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.
В связи с этим, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада.

  2. Разработать систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации технологии коррекции двигательной сферы детей определила основные направления работы:

  1. Комплексная диагностика

  2. Коррекционно-развивающая работа всех специалистов детского сада

  3. Консультирование специалистов, родителей

  4. Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.



Основные этапы реализации работы


  1. Диагностический этап

Медико-психолого-педагогический консилиум

1. Комплектование групп

2. Составление индивидуальных маршрутов коррекции двигательной сферы детей

3. Разработка технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всеми специалистами детского сада
Заведующий МКДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

Координация деятельности и взаимодействия специалистов,

контроль за организацией работы

Учитель

-логопед

Ст. медсестра

Врач-педиатр

Врач-психиатр

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Инструктор

по физкультуре

Педагог

-психолог

Психологическая диагностика личности ребенка; диагностика эмоционально-волевой сферы детей; диагностика развития двигательного праксиса у детей, психомоторное развитие
Диагностика уровня сформированности музыкально-ритмических движений, чувства ритма, динамической координации, двигательного творчества детей

Диагностика общей физической подготовленности детей; развития крупной и мелкой моторики; статической и динамической координации; определение уровня психомоторного развития ребенка

Определение уровня развития двигательной активности в самостоятельных видах деятельности; диагностика уровня развития общей и мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве

Оценка функциональных возможностей детского организма; оценка состояния психосоматического развития детей диагностика и оценка психомоторного развития детей, медикаментозные назначения

детей

Логопедическая диагностика уровня импрессивной и экспрессивной речи; определение уровня развития ориентировки в пространстве; оценка сформированности артикуляционного праксиса; диагностика мелкой моторики рук


  1. Коррекционно-развивающий этап


Ст. медсестра

Врач-педиатр

Врач-психиатр




Инструктор

по физкультуре

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Педагог

-психолог

Учитель

-логопед



Организация всей работы по коррекции двигательной сферы детей: развитие физ. качеств, накопление и обогащение двигательного опыта у детей; формирование потребности в двигательной активности и физ. совершенствовании

Развитие крупной и мелкой моторики на физкультминутках; проведение релаксации, пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик; обучение детей элементам самомассажа пальцев рук и языка, логопедический массаж

Формирование двигательного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; развитие межполушарного взаимодействия через кинезиологические упражнения; выполнение статических и динамических поз

Развитие физ. качеств детей в группе и на прогулке; развитие статической и динамической координации; организация развивающих подвижных игр, развитие ориентировки в пространстве

Формирование музыкально-ритм. движений; чувства ритма и динамической координации; использование психогимнастики, элементов музыкотерапии и двигательных импровизаций детей

Наблюдение за психосоматическим здоровьем детей; проведение профилактических и оздоровительных мероприятий; обучение детей элементам оздоров. самомассажа, контроль медикаментозного лечения


В совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей.

  1. Заключительный (результативный) этап



Инструктор

по физкультуре

Учитель

-логопед

Ст. медсестра

Врач-педиатр

Врач-психиатр

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Педагог

-психолог



Приближение к норме общей физической подготовленности детей; развитие крупной и мелкой моторики; статической и динамической координации; общего психомоторного развития ребенка

Приближение к норме уровня развития импрессивной, экспрессивной речи и уровня развития артикуляционного праксиса; уровня развития ориентировки в пространстве, речевого дыхания

Приближение к норме уровня сформированности музыкально-ритмических движений, чувства ритма, динамической координации, двигательного творчества детей

Охрана и укрепление состояния психосоматического здоровья детей, уровня психомоторного здоровья, знаний, умений и навыков здорового образа жизни

Приближение к норме уровня развития эмоционально-двигательной сферы у старших дошкольников и уровня развития у них двигательного праксиса

Приближение к норме уровня развития двигательной активности в самостоятельных видах деятельности; уровня развития мелкой моторики рук и ориентировки в пространстве


Диагностический этап
Программно-методическое оснащение диагностического этапа
На диагностическом этапе работы использую тесты Н. Озерецкого, которые нацелены на исследование отдельных компонентов движения. Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более полной диагностики двигательной сферы детей использовала дополнительно диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.
Развитие двигательной сферы


Показатели развития двигательной сферы

Содержание

5 лет

6 лет

7 лет

Статическая координация (удерживание равновесия).

стояние на одной ноге с открытыми глазами (15 сек); отведенная нога сгибается в колене под прямым углом; Выполняется с правой, затем с левой ноги

То же, но с закрытыми глазами

стояние (10 сек) на цыпочках (пятки и носки сомкнуты) с открытыми глазами

Динамическая координация и соразмерность движений

прыжки на одной ноге на расстояние в 5 м. Выполняется с правой ноги, затем с левой

провести непрерывную линию карандашом по нарисованному на бумаге лабиринту, стараясь не выходить за его «стенки». Время выполнения: 1 мин. - пр. рука, 1,5 мин. – лев. рука

поочередное прикосновение концом большого пальца к концам других пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно); время ограничено: 5 сек. Выполняется сначала одной, потом другой рукой

Быстрота движений и мелкая моторика рук

Наматывание нитки (длина 2 м) на катушку. Время: 12 сек – для правой руки; и 18 сек – для левой

Расставление с максимальной скоростью вертикальных палочек между двумя горизонтальными линиями листа тетради, стараясь не заходить за линии. Время: 10 сек

Раскладывание карт (36 шт.). Держа в левой руке стопку карт, правой раскладывает их на столе на 4 кучки с максимальной быстротой. Срок выполнения: 30 сек – для правой руки, 45 – для левой

Ритмичность движений

Ребенок марширует по комнате под счет (в течение 2 мин.). Взрослый то замедляет, то ускоряет темп счета каждые 15 сек.

удары молоточком: чередование ударов 2 (взр.) и 1 (ребенок) в течение 20 сек. Затем порядок чередования ударов меняется (1 раз – взрослый, 2 раза – ребенок). При этом взрослый то ускоряет, то замедляет темп ударов.

ребенок в течение 5 сек. прыгает на месте под музыку; следующие 5 сек. (после остановки музыки) ребенок продолжает прыгать, стараясь сохранить тот же темп

Ориентировка в пространстве

Правильное выполнение двигательных заданий по словесной инструкции в соответствии с возрастом


Диагностический этап включает:

  1. Первичная диагностика (сентябрь)

- Особенности двигательной сферы детей

- Особенности развития речи

- Комплексная оценка психофизического развития детей всеми специалистами

- Обогащение специалистов знаниями из образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

- Разработка всеми специалистами индивидуальных маршрутов сопровождения детей по коррекции двигательной сферы

  1. Промежуточная комплексная диагностика (декабрь-январь)

- Углубленная диагностика речевой и двигательной сферы проблемных детей

- Объективная оценка продвижения детей

- Коррекция индивидуальных маршрутов

- Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей

  1. Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май)

- Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы через интеграцию деятельности всех специалистов

- Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей всеми специалистами

- Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей

Коррекционно-развивающий этап
Программно-методическое оснащение

процесса коррекции двигательной сферы детей

c:\users\patriot\pictures\2012-03-07 онр\онр 001.jpg
c:\users\patriot\pictures\2012-03-07 о\о 001.jpg
c:\users\patriot\pictures\2012-03-07 д\д 001.jpg
c:\users\patriot\pictures\2012-03-07 э\э 001.jpg
c:\users\patriot\pictures\2012-03-07 а\а 001.jpg
c:\users\patriot\pictures\2012-03-07 о\о 002.jpg
c:\users\patriot\pictures\2012-03-07 щ\щ 001.jpg



Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей я определила комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работали все специалисты детского сада.

Структура интегрированного занятия включает 7 частей:

  1. вводная беседа и разминка.

  2. артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

  3. упражнения на развитие координации речи с движением;

  4. лексико-грамматические игры;

  5. упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

  6. подвижные и малоподвижные игры;

  7. релаксация.


Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Перспективное планирование интегрированных занятий

(интегрированные занятия проводятся 1 раз в месяц)


Месяц

Интегрированное

занятие

Темы занятия

Программное содержание

Игры и упражнения

Октябрь

Путешествие листопадничка

Осень.

Ягоды. Грибы.

Овощи.

Фрукты.


Инструктор по физкультуре:

- закреплять навык ходьбы по уменьшенной опоре; упражнять в подлезании под дугой боком; упражнять в прыжках со сменой положения ног; развивать статическую координацию

Воспитатель:

-закреплять полученные ранее знания по данным темам, развивать ритм в движении

Педагог-психолог:

- развивать внимание, мелкую моторику рук

Инструктор по физкультуре:

- игровой тренинг «Во саду ли, в огороде»; выполнение основных движений; подвижная игра «Ежик»; игра малой подвижности «Скажи и покажи»

Воспитатель:

- вступительная беседа; речедвигательные упражнения «Грибы-ягоды», «Листопад»

Педагог-психолог:

- дидактическая игра в движении «Что в корзинку положу»; пальчиковые гимнастики «Подарок», «Осенние листья»

Ноябрь

Путешествие лягушки

Перелетные птицы

Домашние животные.

Дикие звери.

Инструктор по физкультуре:

- развивать быстроту движений крупной моторики в беге с ускорением, челночном беге; развивать ловкость и силу движений при работе с мячами

Воспитатель:

- учить согласовывать речь с движением, развивать динамическую координацию, ориентировку в пространстве

Учитель-логопед:

- обобщать и уточнять знания о животных и зверях, развивать мелкую моторику

Инструктор по физкультуре:

-имитационные упражнения;

-игровой тренинг «Цапля»; подвижная игра «Птицелов»; игра малой подвижности «Домашние - дикие»

Воспитатель:

-речедвигательное упражнение «Уточки»; игра на ориентировку в пространстве «Найди щенка»

Учитель-логопед:

- вступительная беседа, стихи, рассказанные детьми; развивающие игры «Танграм», Колумбово яйцо»

Декабрь

Идет волшебница Зима

Зима

Зимующие птицы

Игрушки

Новый год

Инструктор по физкультуре:

-развивать динамическую координацию; тренировать в прыжках вверх из глубокого приседа; развивать силу и энергию выполнения движений

Воспитатель:

-обобщать и систематизировать накопленные знания, развивать мелкую моторику

Музыкальный руководитель:

-формировать муз.-ритмические движения под музыку; развивать чувство ритма и общую моторику

Инструктор по физкультуре:

-имитационные упражнение, двигательная выразительность; игровой тренинг «Песенка метели», п/и «Медведь»

Воспитатель:

-вступительная беседа, пословицы и поговорки; игра с мячом «Подбери признак»; развивающая игра «Сложи узор»; пальчиковая гимнастика «На елке»

Музыкальный руководитель:

-пластические этюды «Зима», произвольная регуляция мышечного тонуса; речедвигательное упражнение «Птицам весело зимой»

Январь

Спорт, здоровье, Я

Неделя здоровья

Зимние забавы

Я здоровье сберегу

Зимние виды спорта

Инструктор по физкультуре:

-развивать силовые качества через разного вида прыжков; статическую и динамическую координацию; обобщить знания о зимних видах спорта

Воспитатель:

-обобщать знания о человеке как о живом организме; развивать координацию речи с движением, пальчиковую моторику рук

Мед. персонал:

-воспитывать навыки правильной осанки; провести профилактику плоскостопия; формировать навыки правильного дыхания; познакомить с элементами оздоровительного самомассажа

Инструктор по физкультуре:

-артикуляционная гимнастика «Зимние забавы», игровой тренинг «Мы спортсмены», п/и «Стоп», игра м/п «Покажи спортсмена»; двигательная выразительность «В царстве Снежной королевы»

Воспитатель:

-вступительная беседа, игра «Разрезные человечки», пальчиковая игра «Идут четыре брата», релаксация «Отдых спортсмена»

Мед. персонал:

-тропинка «Здоровья» (дорожки-босоножки); дыхательная гимнастика с элементами самомассажа «Если хочешь быть здоров»

Февраль

Кругосветное путешествие

Животные Севера

Животные жарких стран

Транспорт

Инструктор по физкультуре:

-упражнять и закреплять навыки ползания по скамейке и лазания по лестнице, развивать динамическую координацию в метании предметов в цель, развивать общую и мелкую моторику

Воспитатель:

-обобщить ранее полученные знания; развивать творчество в движениях-имитациях

Учитель-логопед:

-развивать правильное дыхание и артикуляционный праксис; мелкую моторику рук

Инструктор по физкультуре:

-двигательный игротренинг «Эти забавные животные», упр. на мелкую моторику «Вертолетик», п/и «Зебры, львы, слоны»

Воспитатель:

-вступительная беседа, двигательные загадки, имитационные упражнения «Веселый зоопарк»

Учитель-логопед:

-пальчиковая гимнастика «Сафари-парк», артикуляционная гимнастика «Мы поехали кататься», дыхательная гимнастика с элементами релаксации «Холодно-тепло»

Март

Дорогами России

Семья. Весна

Профессии наших мам

Наша родина Россия

Инструктор по физкультуре:

-развивать двигательную координацию и глазомер в метании в вертикальную цель; развивать скоростные, координационные способности детей, упражняя их в челночном беге

Воспитатель:

-обобщает полученные ранее знания; развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук

Музыкальный руководитель:

-развивать зрительное и слуховое внимание, двигательное воображение

Инструктор по физкультуре:

-упражнения-имитации; двигательный игротренинг «Профессии наших мам», п/и «Горелки»

Воспитатель:

-вводная беседа, стихи; речедвигательное упражнение «Дело было вечером», «Моя Россия», работа с ребусами и головоломками (впиши буквы, дорисуй недостающие части предметов)

Музыкальный руководитель:

-д/и «Кто назовет и покажет больше действий»

Апрель

Космическое путешествие

Строительные

профессии

Механизмы.

Машины

Космос


Инструктор по физкультуре:

-развивать статическую и двигательную координацию, силу и энергию движений (лазание, прыжки)

Воспитатель:

-обобщать ранее полученные навыки; формировать чувство ритма и мелкую моторику рук

Учитель-логопед:

-развивать артикуляционный праксис, ориентировку в пространстве, упражнять в приемах самомассажа и релаксации

Инструктор по физкультуре:

-имитационные игровые упражнения; двигательный игротренинг «Веселые строители»

Воспитатель:

-вводная беседа, двигательные загадки; упр. на развитие ритма и мелкой моторики «Строим ракету»

Учитель-логопед:

-артикуляционная гимнастика «Машины», упр. «Где твоя планета?». Упр. «Космическое здоровье»

Май

Весны улыбки теплые

Весна. Цветы

Насекомые

Скоро в школу

Летние виды спорта

Инструктор по физкультуре:

-развивать общую моторику и динамическую координацию, ловкость в прыжках через короткую и длинную скакалку, в упражнениях с мячом

Воспитатель:

-обобщать ранее полученные знания, совершенствовать речевое дыхание, развивать координацию речи с движением, пальчиковую моторику

Педагог-психолог:

- развивать интонационную выразительность речи, мимики, движений, двигательно-эмоциональную сферу детей

Инструктор по физкультуре:

-двигательный тренинг «В весеннем парке», «Весна, весна на улице», п/и «Скворцы и кошка», м/п «Покажи и назови» (летние виды спорта)

Воспитатель:

-вводная беседа, двигательные загадки, речедв. упр. «Весенняя зарядка», «Загадочные палочки» (мелкая моторика)

Педагог-психолог:

-упр. «Лесной переполох» (мимика, речь, движения), упр. на развитие двигательно-эмоциональной сферы «Скоро в школу»



Одной из форм проведения таких занятий являются занятия, построенные в виде путешествия, которое дети совершают по карте или плану.c:\users\natali\desktop\безымянный.png
c:\users\natali\desktop\безымянный.png
c:\users\natali\desktop\безымянный.png
c:\users\natali\desktop\безымянный.png

Это позволяет:

  1. Развивать ориентировку в пространстве, самостоятельность и логическое мышление у детей.

  2. Объединять детей в малые подгруппы (от 2 до 4 человек) в зависимости от их психомоторного развития и уровня подготовленности, и осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на занятии.

  3. Учить детей взаимодействовать друг с другом, работать в коллективе.


Коррекционно-развивающая работа осуществлялась

по следующим направлениям:


Направления

Содержание деятельности

1.Дифференциация оздоровительных, коррекционных и психолого-педагогических условий

- Повышение эффективности педагогических и медицинских условий для коррекции двигательной сферы детей

-Создание целостной системы управления коррекционно-образовательной системой ДОУ

-Установка взаимоотношений со специалистами ДОУ для организации коррекции двигательной сферы  детей, консультирования родителей и педагогов.

-использование разных средств восстановления физического и психического здоровья детей:
а) элементы психотерапии
б) элементы игротерапии
в) элементы музыкотерапии
г) медицинская коррекция

2.Конкретизация, расширение и углубление коррекционно-развивающих

функций образовательного процесса, направленного на коррекцию двигательной сферы

Медицинская служба:
- проведение неврологического, психиатрического, педиатрического обследования детей, систематическое наблюдение за состоянием их здоровья и развитием;
- определение особенностей функционально-психических нарушений;
- взаимодействие с другими специалистами, решающими вопросы коррекции двигательной сферы дошкольников;

- разработка индивидуальных лечебно-коррекционных маршрутов;

- соответствующая помощь и консультирование родителей и воспитателей.

Психологическая служба:
- определение общего уровня речевого и психомоторного развития детей;

- изучение личностных свойств, негативно влияющих на психическое и физическое здоровье дошкольников;
- определение на этой основе плана задач развития каждого воспитанника;

- разработка комплекса мер психологической поддержки, коррекции или компенсации, включая психологические тренинги;

- психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей.

Коррекционно-педагогическая служба:

Учителя-логопеды:
- развитие мелкой моторики рук, статической координации;
- разработка консультаций для родителей и педагогов.

Инструктор по физкультуре:
- коррекция нарушений двигательной сферы детей, комбинированных дефектов и общей физической подготовленности;
- использование приемов психогимнастики, дыхательной гимнастики, релаксации, элементов самомассажа.

Согласование интегрированных образовательных проектов всех специалистов детского сада, направленных на коррекцию двигательной сферы дошкольников.

Музыкальный руководитель:
- определение на основе данных диагностики общего уровня исполнительских, творческих знаний, умений, навыков детей, уровня развития у детей чувства ритма и координационных способностей;

- внедрение коррекционных технологий: логоритмика, фонетическая ритмика.

Воспитатели:
- осуществление коррекционной работы по образовательной области Физическая культура» по рекомендациям инструктора про физкультуре;
- внедрение индивидуально-коррекционных маршрутов сопровождения детей;
- обеспечение щадящего режима;
- наблюдение за динамикой коррекции двигательной сферы детей;
- внедрение эффективных методов и приемов коррекции двигательной сферы в работу с детьми, родителями.

3. Расширение  и специальная организация социокультурного пространства в просвещенческих и коррекционных целях.

Работа с родителями:
- формирование у родителей психолого-педагогической компетентности в области коррекции двигательной сферы детей посредством инструктивной и просветительской деятельности;
- вовлечение родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми;
- ознакомление с содержанием образовательной области «Физическая культура» и с особенностями развития и коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы консультаций (различных форм) по вопросам коррекции двигательной сферы детей в условиях семейного воспитания.

4. Создание оптимальных условий для достижения планируемых результатов коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

- создание коррекционно-развивающей среды для насыщенного и безопасного существования ребенка в детском саду и в семье;
- формирование у субъектов образовательного процесса мотивационной, теоретической и технологической готовности к реализации технологии коррекции двигательной сферы детей;
- обеспечение взаимодействия (интеграции и координации) всех специалистов ДОУ, направленного на коррекцию двигательной сферы детей;
- разработка и использование системы интегрированных занятий, позволяющих достигнуть планируемых результатов коррекции двигательной сферы детей.

- своевременное отслеживание динамики коррекции двигательной сферы дошкольников и определение уровня эффективности использования разработанной технологии.


Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока
1 блок. Работа с детьми
Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками:

  1. Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные

  2. Утренняя оздоровительная гимнастика

  3. Подвижные игры и упражнения

  4. Спортивные игры и упражнения

  5. Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования

  6. Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе

  7. Физкультминутки на занятиях

  8. Корригирующая гимнастика после дневного сна

  9. Музыкально-ритмические движения

  10. Логоритмическая гимнастика

  11. Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья

  12. Интегрированные занятия

  13. Дополнительные образовательные услуги


2 блок. Работа со специалистами
Задача: координировать работу всех специалистов детского сада, направленную на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направление реализовывается в следующих формах деятельности:

  1. Малые педсоветы:

- первичный (сентябрь);

- промежуточный (декабрь-январь);

- итоговый (май)

  1. Психолого-медико-педагогические консилиумы:

- составление индивидуальны маршрутов коррекции двигательной сферы детей на основе результатов комплексной первичной диагностики;

- разработка технологии взаимодействия все специалистов, направленной на коррекцию двигательной сферы детей;

- отслеживание результатов внедрения технологии и оценка динамики коррекции двигательной сферы детей;

- оценка эффективности используемой технологии.

  1. Консультации:

- «Организация индивидуальной работы по коррекции двигательной сферы у детей в условия группы»;

- «Нарушения двигательной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»;

- семинар-практикум по мышечному расслаблению с элементами психогимнастики;

- «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми на занятиях» и т.д.
3 блок. Работа с родителями

Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.

Данное направление реализовывается в следующих формах организации:

  1. Консультации:

- «Особенности развития двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья и пути ее коррекции»;

- «Значение уровня развития двигательной сферы к обучению в школе»;

- «Понятие спортивной психологии»;

- «Формирование мотивации спортивных достижений» и т.д.

  1. Практикумы:

- привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;

- «На веселую зарядку все выходим по порядку» - пути осуществления коррекции двигательной сферы в условиях семьи.

- «Что такое психогимнастика?» и т.д.

  1. Тренинги:

- «Навстречу друг другу»

- «Радуга здоровья»

- «Вместе весело шагать…»

- «Профилактика утомления» и т.д.

Результаты
Проведенная нами работа по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья дала положительные результаты:

  1. Объективное продвижение детей, динамику развития двигательной сферы на 30%.


  1. Повысились показатели физической работоспособности, выносливости, ловкости и психомоторного развития у большинства детей.

  2. Активизировалось речевое развитие и речемыслительная деятельность детей.

  3. Улучшилось общее состояние здоровья детей, которое проявилось в снижении количества дней, пропущенных по болезни, на 12%.

  4. Повысился личностный и профессиональный рост педагогов в понимании механизмов проблем развития детей и их минимизации.

  5. Повысились знания родителей по созданию условий для коррекции речевой и двигательной сферы детей в семье.


Выводы


  1. Данные сравнительной диагностики показывают эффективность использования разработанной и используемой педколлективом технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всех специалистов.

  2. Достижение положительных результатов в данной работе стало возможным за счет взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

  3. Наиболее успешно осуществляется коррекция двигательной сферы на интегрированных занятиях малыми подгруппами детей в зависимости от уровня их психомоторного развития.

  4. Аккумулирование нашей работы в аспекте интеграции деятельности всех специалистов учреждения помогает в реализации ФГТ в коррекционно-образовательном процессе.


Проблемы

  1. Тенденция к увеличению количества детей со сложными комбинированными диагнозами.

  2. Недостаточные знания педагогов специфики организации процесса интеграции в области физического воспитания.

  3. Недостаточно сформировано у педагогов умение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности.

  4. Затруднения, которые испытывают педагоги в постановке конкретных заданий, наполнении их соответствующим содержанием, в выборе методов и приемов работы по коррекции двигательной сферы детей в группе, на прогулке в процессе интеграции с другими видами детской деятельности.


Перспективы работы

  1. Продолжать изучать имеющийся опыт работы по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Повышать профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам интеграции образовательных областей ООПДО.

  3. Продолжать работу с родителями с целью повышения их осознанного заинтересованного включения в коррекционно-развивающий процесс.