Главная страница

Конспект урока «Растровое кодирование графической информации» 6 класс фио (полностью) Соболева Галина Васильевна



Скачать 101.4 Kb.
НазваниеКонспект урока «Растровое кодирование графической информации» 6 класс фио (полностью) Соболева Галина Васильевна
Дата12.03.2016
Размер101.4 Kb.
ТипКонспект

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Растровое кодирование графической информации» 6 класс




ФИО (полностью)

Соболева Галина Васильевна



Место работы

МОУ Старская СОШ



Должность

Учитель



Предмет

Информатика, математика



Класс

6



Тема и номер урока в теме

Урок 3/9. Растровое кодирование графической информации (§1.3).



Базовый учебник

«Информатика» 6 класс, Босова Л.Л.

  1. Цель урока:

познакомить учащихся с видами графических изображений; с методом растрового кодирования графической информации, как способом кодирования графической информации, усвоить понятие пиксель, освоить основные приемы представления изображений в памяти компьютера

  1. Тип урока - урок изучения нового материала (теория и применение).

Основные этапы: получение знаний, закрепление и контроль усвоения, выполнение практической работы.

  1. Формы работы учащихся - фронтальная беседа, работа с книгой, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации, практическая работа.

  2. Необходимое техническое оборудование

Компьютер, проектор, экран, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР

  1. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

I.

Организационный момент.




Приветствие, проверка готовности к уроку.

Рабочее место ученика.

2

II

Актуализация знаний




  • Решение заданий:

Перевести числа 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195 из десятичной системы счисления в двоичную.

  • Проверка полученных результатов




Учащиеся выполняют задания следующим образом:

три ученика работают с приложением Калькулятор (числа 248, 206. 195), остальные

в тетради самостоятельно с последующей проверкой

I вариант (195, 198)

II вариант (220, 248). В ходе проверки учащиеся записывают все результаты себе в тетрадь.

5

III.

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся:






Какую тему мы изучали на предыдущих уроках?


Как кодируются эти виды информации?

Какие виды информации, кроме названных, вам ещё известны?
Как вы считаете, можно ли графическую информацию закодировать последовательностью нулей и единиц?


А хотите научиться кодировать графическую информацию?
Я постараюсь вам в этом помочь.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока


И не просто кодирование, растровое кодирование графической информации.

Сегодня, изучая тему “Растровое кодирование информации”, мы узнаем, что такое растр и пиксель, научимся кодировать графическую информацию и наоборот, научимся создавать картинку, зная её код. Знания, полученные на уроке, помогут нам лучше понять принцип работы компьютера.

Кодирование числовой и текстовой информации.
Последовательностью нулей и единиц.
Графическая, звуковая…
Учащиеся высказывают свои предположения
Ответ учащихся


Кодирование графической информации
Записывают тему в тетрадь

*Д/з - заранее §1.3(3) (вопросы).


5

IV.

Объяснение новых знаний




Рисунок «Пиксель» (1)



Какое новое слово встретилось вам в названии темы урока?

Что означает данное слово? Попытаемся в этом разобраться вместе.

На рисунке, который вы видите, представлен фрагмент изображения с экрана монитора в увеличенном виде. Объясните, что для вас на этом рисунке необычно.

Действительно, рисунок как бы состоит из квадратиков, напоминая мозаику.

Каждый такой квадратик называют «пиксель». Этот квадратик появился в результате деления рисунка вертикальными и горизонтальными линиями. Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом. Такой способ кодирования называется растровым кодированием.

Растровое.


Учащиеся высказывают свои мнения
Наблюдают


18



Рисунок «Растр» (2)

Рассмотрим черно-белую картинку. Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок?


Принято каждую пустую (белую) клеточку рисунка кодировать нулем, а закрашенную (черную) – единицей. Давайте так и сделаем в наших тетрадях. Но сначала посчитаем, сколько всего клеточек занимает рисунок.


Учащиеся высказывают свои предположения
Отвечают на вопрос и записывают код изображения в тетрадь:

00000100000

00001110000

00011111000

00111111100

01111111110

11111111111

00001110000

00001110000

00001110000

00001110000

00001110000




Попробуем решить обратную задачу – восстановить рисунок по его коду.

Выпишем в столбик двоичные числа, полученные в результате самостоятельного выполнения в начале урока в следующем порядке: 195,198,220,240,248,206,195,195.
Подсчитайте, сколько нулей и единиц в каждом из чисел.
Сколько всего чисел?
Начертите в тетради квадрат со стороной 8 клеток.
Закрасьте клеточки, соответствующие 1.
Какое изображение вы видите на своем рисунке?
Сверимся с учебником на 24 странице.

Записывают числа

 

 

 
8

 

 

 8
Чертят
Выполняют

Буква «К»
Работа с учебником

"Модель системы цветопередачи RGB"

Мы рассматривали черно – белые картинки, где каждая точка рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один бит памяти. Запишем это.
А как же быть с цветными изображениями?  При цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц. Это позволяет различать более 16 миллионов цветов оттенков.
Богатая палитра цветов современных компьютеров, телевизоров получается смешением взятых в определенной пропорции трех основных цветов: красного, синего и зеленого. На кодирование каждого из них отводится по 8 битов, в которых можно записать двоичные коды 256 различных оттенков.
Посмотрим, как это происходит. (демонстрация модели)



Записывают: в черно-белом изображении 1 пиксель – 1 бит.

Слушают

Наблюдают, участвуют в формировании цветов







V.

Физминутка




Чтобы отдохнули глаза, упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Выполняют упражнения

1

VI.

Практическое применение знаний.






Проведем эксперименты:
Эксперимент №1

      • запустите графический редактор GIMP (KDE – Графика – растровый графический редактор GIMP).  Выполните команду: Файл – Диалоги – Цвета и нажмите на кнопку Шкала.  Попробуйте вводить различные значения счетчика основных цветов. Какие при этом получаются цвета?       

      • Заполните таблицу (см. таблица основных цветов. docx) 

Эксперимент №2

  • Запустите графический редактор Kolor Paint (KDE – Прочие – Графика – графический редактор Kolor Paint).

  • Откройте файл Образец.gif из папки своего класса.

  • Увеличьте масштаб, поставив галочку на 400% в пункте меню Вид – Масштаб.  

  • Увеличьте исходный рисунок в 8 раз. 

  • Выполните: Вид – Показать сетку. Что стало с рисунком? (разбился на квадратики) 

  • Выберите инструмент Карандаш и с его помощью попробуйте сделать цвет глаз вместо голубых зелеными. 

  • Уменьшите масштаб до 200% и проследите за вашими изменениями. 

  • Выйдите из программы, не сохраняя документ, для этого нажмите кнопку Отклонить. 

Учащиеся вспоминают основные правила работы за компьютером.

Затем выполняют работу за компьютером, используя заготовки с описанием выполнения практической работы.


10

VII

Рефлексия




Чему научились сегодня на уроке?

Что такое пиксель?

Что такое растр?

Понравилось ли вам кодировать графическую информацию?

Интересно ли было вам восстанавливать картинку по её коду?

Кто хочет дома самостоятельно поработать с этим?

Я учту ваши желания в домашнем задании.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

2

VIII

Подведение итогов урока



Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных.
Дополнительное домашнее задание: кто хочет, создает рисунок и записывает его двоичный код. (задание выполнить на отдельных листах)

Примечание: эти задания можно использовать на следующем уроке для индивидуальных заданий




2


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Пиксель»


Иллюстрация к понятию

Рисунок

https://lcdnet.ru/data/41232.jpg


2

"Растр"

Иллюстрация к понятию

Рисунок

https://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/203/202344/202344_html_a21cf9c.png

3

"Модель системы цветопередачи RGB"

Интерактивная модель

Модель

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0de7456c-3141-407c-aba4-c4ec647d8982/DswMedia/rgb.swf