|
Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса. Математика. 1 класс Тема урока: Введение понятия «задача» Широкова Вера Геннадьевна, АНО «Павловская гимназия», учитель начальных классов, Московская область, д. Веледниково.
Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса.
Математика. 1 класс
Тема урока: Введение понятия «ЗАДАЧА».
Цели урока. Создать условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:
Личностные: навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной ситуации, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные: поиск необходимой информации в справочных источниках для выполнения учебного задания; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Предметные: представления об основных математических понятиях: «задача», «условие», «вопрос», «известное число», «неизвестное число».
Оборудование: фигурки сказочных персонажей (Винни Пух, Буратино, Знайка, Заяц, Лягушка, Енот, Медвежонок), карточки с текстами высказываний героев, карточки для моделирования («задача», «условие», «вопрос», «известные числа», «неизвестные числа», «связь по смыслу», «вопросительные слова»), маркеры синего и красного цвета, текст «Что такое задача?».
Ход урока
этапы
| учитель
| учащиеся
| доска
| Актуализация знаний
| - Какой сейчас урок?
- Какие виды работ выполняют школьники на уроках математики?
| - Урок математики.
-Считают, сравнивают числа, решают задачи…
|
| Постановка проблемы
побуждение проблема
| - Вот и в сказочной школе было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у героев известных вам сказок получилось.
- Рядом с карточкой «Задача» прикрепите фигурки персонажей, чьи высказывания вы считаете задачей.
- Что вы заметили?
- Смогли ли вы выполнить задание? - В чём затруднение? - Какой возникает вопрос?
| Читают фразы, записанные рядом с изображением сказочного персонажа:
Винни Пух: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?»
Буратино: «У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня останется?»
Знайка: «Внутри Луны при остывании внешней оболочки образовалась полость, которая могла постепенно заполниться… Чем?»
Заяц: «Кто в теремочке живёт?»
Лягушка: «На кочке сидели 4 лягушки. Я прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?»
Енот: «На ветке сидели 5 рыб, прилетели ещё 2. Сколько рыб плавает в реке?»
Медвежонок: «1 + 1 = 2 (ромашки)»
- У нас разные мнения о работе одного героя…
- Мы не согласны друг с другом…
- Мы не знаем, кто из нас прав…
- Что такое задача?
- Как узнать задачу?
| Рядом с изображениями сказочных персонажей помещены тексты высказываний (содержание: вопрос, задача, проблема, реплика и т.п.)
Рядом с карточкой «задача» учащиеся помещают фигурки героев. Мнения расходятся. Рядом со знаком «?» фиксируются проблемные вопросы детей.
| Поиск решения
Групповая работа по решению проблемы
| - Каким образом обычно можно получить ответы на вопросы? -Действительно, мы воспользуемся названным вами способом. К нам на помощь приходит наш друг «Словарик». Он приготовил тексты, в которых можно найти ответы на ваши вопросы.
- Познакомимся с планом работы:
1.Прочитать текст «Что такое задача?»
2.Назвать составные части задачи и их признаки.
3.Прочитать высказывание выбранного сказочного героя и определить, является ли оно задачей. Ответ обосновать.
-Давайте вместе определим правильность выполнения задания, например, Винни Пухом. А затем в группах вы проверите высказывания одного из сказочных героев самостоятельно.
- Всю полезную информацию о задаче, которую нам сообщил «Словарик», запишем в модель-помощницу.
- Как называются части задачи?
- Что содержит условие?
- Что ещё нам сообщил «Словарик» об этих числах?
- Что содержит вопрос задачи? - Смотрим на схему-помощницу и исследуем высказывание Винни Пуха.
- Есть ли в нём условие?
- По каким признакам вы узнали условие?
- Есть ли в высказывании вопрос?
- Сделаем вывод. Является ли высказывание Винни Пуха задачей?
- Как поработали остальные сказочные герои, вы определите в ходе групповой работы.
Учитель курирует работу групп. Предлагает в высказываниях персонажей выполнять подчёркивание условия синим цветом, вопроса – красным.
| - Спросить у родителей или учителя.
- Прочитать в книге.
- …
Читают текст «Что такое задача?»:
«Задача – математическое высказывание, состоящее из двух частей. Первая часть – условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи.
Вторая часть – вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать ответ»
Например…
- Условие и вопрос.
- Известные числа. известные числа,
связь по смыслу
- Они связаны друг с другом.
- В нём есть вопросительные слова.
- Неизвестные числа.
- Есть: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного».
- В нём есть известные числа 3 и «ни одного». Они связаны – говорится об одних и тех же горшочках. - Вопрос есть, но он не про горшочки.
- Здесь ничего считать не надо. Винни проголодался…
- Нет.
Учащиеся работают в группах по 3-4 человека. В группе – фигурка героя. Подчёркивание условия и вопроса (при наличии) выполняется в тексте высказывания на листе.
|
План работы.
…
…
ЗАДАЧА
УСЛОВИЕ ВОПРОС
неизвестчисла,
вопросит слова
| воспроизведение
| - Какие вопросы возникли у нас в начале урока?
- Можем ли мы теперь дать ответ на какой-либо из этих вопросов?
| - Что такое задача?
- Как узнать задачу?
- Да. Учащиеся представляют результаты своей работы над высказыванием отдельных сказочных персонажей. Доказывают своё мнение о наличии частей задачи – вопроса и условия, опираясь на характеристики текста «Что такое задача?»
| Вновь появляются фигурки сказочных персонажей и их высказывания с пометками детей (условие подчёркивается синим цветом, вопрос - красным)
| рефлексия
| - Сможем ли мы теперь оценить правильность выполнения домашнего задания сказочными героями?
- Почему сейчас у нас всё получилось без сомнений и спора?
- Каким образом мы получали знания?
- Кто из вас сможет убедительно рассказать своим близким (другу, который был болен и отсутствовал на уроке) о том, как узнать задачу среди прочих высказываний?
- Спасибо за работу на уроке! Поблагодарите друг друга за удачную работу в группе.
| - Да. Задача была у Буратино, потому что …
(доказывают с опорой на модель)
- У нас есть необходимые знания.
- Мы работали вместе в группе. Проводили исследование.
- Нам помогал «Словарик».
Дети отвечают.
| Карточку «задача» помещают к фигурке Буратино.
| применение
(домашнее творческое задание)
| - Придумайте задачу. Если возможно, сделайте к ней рисунок. Докажите, что это задача (разметка цветом частей задачи).
|
|
| |
|
|