Главная страница


Конспект урока по математике тема урока: «Решение составных уравнений». Мотивация к учебной деятельности. Начнем урок с загадки



Скачать 63.95 Kb.
НазваниеКонспект урока по математике тема урока: «Решение составных уравнений». Мотивация к учебной деятельности. Начнем урок с загадки
Дата11.03.2016
Размер63.95 Kb.
ТипКонспект







Коптева Татьяна Юрьевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема урока: «Решение составных уравнений».

1.Мотивация к учебной деятельности.

Начнем урок с загадки:

Среди поля голубого -Яркий блеск огня большого,

Не спеша огонь тут ходит, Землю матушку обходит, Светит весело в оконце,

Ну конечно, это ... (солнце)

  • Сегодня мы жители Солнечного города.

  • Наш девиз: «Пусть летит во все концы!

В городе солнца все молодцы!»

- В чем необычность нашего солнышка?
(на его лучах записаны уравнения)

- Какие виды уравнений вы видите?

(нахождение части, нахождение целого, нахождение стороны, нахождение площади, уравнения с упрощением в правой части)

  • Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

( с уравнениями)

  • Что должно находиться в пустом лучике? (уравнение)

  • Какое?

(не знаем? Новое?)

  • Хотите узнать новое про уравнения? (Да)

  • А как мы знакомимся с новым материалом, как получаем новое знание?

(пробуем, если не получится, остановимся, подумаем, сами откроем способ, научимся его применять)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального

затруднения.

1. Являются ли эти записи уравнениями? Почему?
n + m*c (a - b):5 d*4 + (х - у)

(Это не уравнения, т.к. в уравнениях должен быть знак «=». Уравнения это равенства)

  • Как называются такие записи? (выражения)

  • Прочитайте их, называя последнее действие.

(сумма числа n и произведения чисел m и c; частное разности чисел а и b и числа 5;сумма произведения чисел d и 4 и разности чисел x и у)

- Найдите лишнее выражение:

I — лишнее, так как нет скобок;

II - так как находим частное

III - так как 3 действия.

  • Являются ли уравнениями эти записи? (да)

  • Почему?

(это равенства содержащие переменную)

х + 9=12 24:n = 2

30 - у = 24 2*а = 48

  • Устно вычислите корни уравнений. Ответы запишите на экранах.

  • Какими правилами пользовались? (3,6,12,24)

  • Что вы заметили?

(числа увеличиваются в 2 раза)

- Продолжите закономерность на 2 числа
(3,6,12,24,48,76)

  1. Фиксация актуализированных способов действия в речи.

  2. Обобщение:

- Что мы повторяли?

(порядок действий в выражениях; нахождение неизвестных компонентов действий)

-Как вы думаете, что мы дальше будем делать? (выполнять задание на новое знание)

- Запишите на математическом языке предложение: частное суммы чисел х и 3 и
числа 8 равно 5.

(запись на индивидуальных экранах)

4. Выбирается правильная запись
(х+3):8=5

-Это уравнение? (да) Почему? (равенство, содержащее переменную)

5. Что нового в этом уравнении?
(2 действия)

- Такие уравнения мы будем называть составными. Поэтому так можно
сформулировать тему урока?)

(составные уравнения)

6. Что мы будем делать дальше?
(пробное действие)

-Зачем?

(чтобы понять, что я знаю, что не знаю)

  1. Попробуйте решить уравнение за 1 минуту

  2. Фиксация затруднения

- Кто не решил?

- Что показало вам ваше пробное действие?

(не умею, не решали, не успел) I группа

  • А у кого получились ответы?

(все ответы фиксируются на доске 5, 10, 12, 37, 27) (Правильный, если есть, обводится в кружок)

- Ребята, кто решил и получил неверный ответ? В чём ваше затруднение?
II группа

- Те кто решил правильно, докажите, обоснуйте ответ.
(обосновать не могут, так как нет алгоритма) III группа

- Что же делать дальше?
(надо подумать)

III. Выявление места и причины затруднения.

  1. Что делали? Какое задание выполняли? (решали составное уравнение)

  2. А как решали?

- Чем пытались воспользоваться?

(пользовались алгоритмом решения простого уравнения)

3. Сколько действий в нашем уравнении?
(2 действия)

4. Как вы думаете, в чем причина затруднения?
(нет алгоритма для решения данного уравнения)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Поставьте цель работы

(цель: составить алгоритм решения составных уравнений)

2. Кто назовёт (вспомним) тему нашего урока?
(составные уравнения)

3. Что нам поможет в достижении нашей цели?
(эталоны, правила)

-Как нам может помочь порядок действий?

(в уравнении несколько действий)

-Что мы должны сначала сделать? (расставить порядок действий)

  • Какое действие первое? (х+3)

  • Можем ли мы выполнить это действие? (нет, так как это выражение с переменной)

  • Значит, будем решать с последнего действия, а выражение заменим карточкой.

(х+3): 8 =5

x : 8 = 5

- Можем решить?
(да)

-Как?

(пользуясь правилом)

-Чему равен X?

(х=40)

-Но под х у нас скрывается выражение х+3=40

(карточка переворачивается)

-Можем решить? (да)

-Как?

х=37

-А теперь попробуйте составить алгоритм решения составного уравнения самостоятельно.

- Работаем в группах.

Вспомним правила работы в группах:

(- друг друга не перебиваем;

-Алгоритм будете составлять сами, используя карточки и стрелки.

4. А теперь составим план, по которому будем работать:

  • прочитать карточки

  • расставить по порядку алгоритма

  • расставить стрелки.

V. Реализация построенного проекта.

  1. Работа в группах на магнитных досках

  2. Каждая группа защищает свой проект

  3. Сравните ваши алгоритмы с алгоритмом на доске

  4. Решим уравнение по нашему алгоритму

-Решили?

-Сняли затруднение?

-Обосновали?

-Где мы будем применять наше новое знание?

(решать составные уравнения)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней

речи.

-Что мы будем делать?

(тренироваться) Закрепим наши знания

  1. Фронтально (1 ученик у доски, остальные в тетрадях

(4*b - 16):2 = 10 - по алгоритму

  1. В парах

3*а-7=14

(24 + d):8 = 7

(1 комментирует, затем другой)

Проверка на доске, подробный образец (решение)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Что мы будем делать? (тренироваться)

  • Вы все разобрались? Вы уверены в этом?

  • Вы все поняли?

  • Как проверить?

-Что нужно сделать, чтобы проверить, как вы усвоили новое?
(решить самостоятельно)

Задание: Решить уравнение в тетради

1 (г) № 2 (в)

R:5+ 8 = 17 35:(15 - y:8) = 5

  • Проверьте себя (проверка по подробному образцу)

  • Кто не справился?

  • Где допустил ошибку?

(порядок действия, вычисление, определение неизвестных компонентов)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Уравнение: 70 * t - 140 = 280

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель вашей работы на уроке?

(составить алгоритм решения составных уравнений)


  • Достигли цели?

  • Докажите?

  • Повторите для себя этот алгоритм.

  • Что осталось непонятным?

  • С какими затруднениями встретились?

  • Над чем надо поработать?

  • Как мы поработали?

  • Оцените свою работу на уроке

(Карточки: зеленый круг — «понял»

желтый круг - «остались вопросы» красный — «не понятно»)

Домашнее задание

  1. С. 84№6-задача

  2. По выбору уравнения № 1 (д,е) или №2 (б,г)