Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений, по закреплению пройденного материала по татарскому языку в старшей группе.
Программное содержание:
- Закрепить прямой и обратный счет в пределах 9;
- Совершенствовать знания о геометрических фигурах;
- Продолжать учить ориентировке на листе бумаги;
-Совершенствовать умение решать задачи.
- Закрепить и активизировать слова на татарском языке: ккызыл, сары, яшел, зәңгәр, алсу, бир әле, куян, кишер, юк, бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун.
-Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Ход:
- Дети, сегодня у нас необычное путешествие, и я буду не Раиса Зиннуровна, а королева всех наук – Математика. Я хочу пригласить вас к себе в королевство, где нас ждут занимательные игры, интересные задания, задачки. Но прежде, чем отправимся, я хочу проверить ваши знания. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны быстро ответить на них. Готовы?
-Какое сейчас время года? (весна)
- Какой месяц? (апрель)
- Апрель который по счету месяц весны? (второй)
-Назовите первый месяц весны, второй, месяц, третий месяц?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите дни недели по порядку.
- Сколько раз в году бывает день рождения?
-Сколько частей в сутках, назовите. (утро, день, вечер, ночь).
Молодцы! Много вы уже знаете, хорошо отвечали. А отправимся мы в моё королевство на ковре-самолете. Возьмитесь за руки и закройте глаза (в это время воспитатель включает музыку, настраивая детей ,выполнить упражнение на релаксацию «Путешествие»).
Открывайте глаза. Я очень рада вас видеть у себя в королевстве, где живут числа и цифры. А чтобы вам не было скучно, я приготовила игровые задания. Посмотрите внимательно и скажите:, ответьте на татарском языке:
-Ничә конверт? (на столе разложены 5 разноцветных конвертов) .
– Кирилл, посчитай ( бер, ике, өч, дүрт, биш)
-Правильно 5 коверт, а скажите, конверты все одинаковые?
-Скажите на татарском языке, конвертлар нинди? (кызыл, яшел, сары, әңгәр, алсу)
_Егор, бери сары конверт и назови какая там написана цифра по татарски (бер)
- Молодец, а сейчас откроем письмо. В этом конверте находится такое задание – игра «Посчитай в обратном порядке»., на татарском языке.(10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
Молодцы! Хорошо справились с первым заданием.
А теперь следующее задание:
- Марина, бери яшел конверт и назови какая там написана цифра. (ике)
А в этом конверте находится уже следующее задание-игра «веселый счет».
- Посмотрите на доску и скажите, что вы там видите? (зайчиков)
-А по татарски? (куян)
Правильно, на фланелеграфе зайчики (куяннар).
- Лиза, подойди, пожалуйста, посчитай и скажи –сколько зайчиков?
-Правильно 9. А теперь посчитай их по татарски (тугыз куян)
-А теперь угостим зайчиков морковками. Кирилл пойдёт.(угости зайчиков)
-(Мә, куян, кишер!)
- Сколько морковок поставил? – (. Считают, сигез кишер)
- Какое число больше 9 или 8?
- На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну? Правильно, добавить одну морковку.
Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились. А теперь настала пора отдохнуть.
Физкультминутка “Командир”
(дети встают в круг, водящий дает команды: бас, утыр, йокла, йүгер, сикер, кул ю, бит ю, аша,эч)
Дети садятся за столы.
-А теперь Валерия берет красный конверт и называет цифру . (өч) ( у каждого ребенка конверт с еометрическими фигурами)
-Задание в этом конверте такое: я буду показывать предметы, вы называете их по татарски и показывате свои геометрические фигуры, на что они похожи.
(Алма, кыяр, кишер, тәлинкә, туп, кәнфит, карават, өстәл)
Молодцы! И опять вы меня порадовали тем, что хорошо выполнили и это задание.
Чтобы хорошо выполнить следующее задание, мы с вами отдохнем и проведем пальчиковую гимнастику:
Бармак уены : Бу бармак -әни,
бу бармак - әти,
бу бармак - әби............
Молодцы! Теперь открываем следующее письмо.
Андрей, бери конверт, где написана өифра – 4, назови какого он өвета? (алсу, цифра – дүрт)
И в нем находится такое задание: «Задачи в стихах». Готовы. Тогда слушайте внимательно и правильно отвечайте.
1. По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,
На пенек потом он сел и еще морковку съел.
Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка? (5) А по татарси ответ какой будет? (биш)
2.Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6) - алты,
3. Сколько спинок у трех свинок?
4. Сколько хвостов у двух котов?
5. Сколько животиков у 5 бегемотиков?
6. Сколько рогов у 2 быков?
7. Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?
8. Сколько домишек у 100 муравьишек?
9. Сколько ушей у двух мышей?
Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.
У нас осталось последнее письмо. Милана, выйди, бери последний конверт, назови какого он цвета, и какая там цифра? (зәңгәр конверт, биш)
А в этом письме написано: «В нашем магазине распродажа, купите все, что хотите, сколько хотите, только условие одно – при выходе из магазина называть покупку по татарски.
(на столе разложены картинки: 3 кишер, 5 тәлинкә, 3 кыяр, 2 суган, 1 өстәл, 6 урындык............)
-Молодцы, дети, вы все справились с заданиями.
- Дети, вам понравилось в моём королевстве?
- Какое задание мы выполняли?
- Кому что понравилось?
ИТОГ:
Ну а теперь вам сюрприз. Вы мне, сегодня, очень понравились, и я хочу наградить вас такими пятёрками, чтобы вы и в дальнейшем получали только оценку 5.
Детский сад № 26 «Лейсан»
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений и
по закреплению пройденного материала
по татарскому языку в старшей группе.
проводила воспитатель
1 квалификационной категории
Шайхутдинова Р.З.
Набережные Челны – 2014г. |