|
Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (7 8 кл.)». Пособие для учащихся Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шиткинская средняя общеобразовательная школа Авторская адаптационная педагогическая разработка
Учебная программа факультативного курса для 7-8 классов
«Лексика и фразеология русского языка» Автор разработки:
Козлова Анна Владимировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ Шиткинская СОШ
2014 г.
с. Нижняя Заимка
Пояснительная записка
Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (7 – 8 кл.)». Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. Данный факультатив посвящён лексике и фразеологии – наиболее интересным для детей разделам лингвистики. В нём рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм, с которыми связаны все остальные единицы и функционирование которых во многом определяется ими. Через слово и фразеологизм язык соотнесён с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного и фразеологического состава языка. В лексике и фразеологии наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями.
Словарный и фразеологический состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова и фразеологизмы обладают свойством достаточно чётко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов и фразеологизмов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.
Цель факультативных занятий:
-пробудить интерес учащихся к изучению лексики и фразеологии;
- расширение знаний учащихся о языке, формирование их эстетического вкуса;
- воспитание любви к родному языку;
- повышение культуры речи обучающихся, развитие умения пользоваться справочной литературой, обогащение словарного и фразеологического запаса детей;
-отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;
-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.
Факультатив по лексике и фразеологии русского языка рассчитан на два года – 7 и 8 классы. На программу отводится 68 часов: по 34 часа в год (1 час в неделю) 7 класс, 34 часа
№
п/п
| Перечень разделов
| Количество часов
|
| 1.
| 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка (1 час)
| 1
| Словарная система русского языка (23 часа)
| 2.
| 1. Слово как единица языка
| 1
| 3.
| 2. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения
| 1
| 4.
| 3. Связь между значениями слова. Многозначные слова – явление историческое
| 1
| 5.
| 4. Многозначные слова в художественных произведениях
| 1
| 6.
| 5. Омонимы
| 1
| 7.
| 6. Омоформы, омографы, омофоны
| 1
| 8.
| 7. Омонимы в художественных произведениях. Словари синонимов
| 1
| 9.
| 8. Повторение по теме «Омонимы»
| 1
| 10.
| 9. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов
| 2
| 11.
| 10.Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов
| 12.
| 11. Словари синонимов
| 1
| 13.
| 12. Идеографические синонимы
| 1
| 14.
| 13. Стилистические синонимы
| 1
| 15.
| 14. Контекстуальные синонимы
| 1
| 16.
| 15. Использование синонимов в речи
| 1
| 17.
| 16. Повторение по теме «Синонимы»
| 1
| 18.
| 17. Паронимы
| 2
| 19.
| 18. Паронимы
| 20.
| 19. Разнокорневые и однокорневые антонимы
| 1
| 21.
| 20. Синонимические пары антонимов. Контекстуальные антонимы
| 1
| 22.
| 21. Стилистические приёмы, основанные на антонимах
| 1
| 23.
| 22. Словари антонимов
| 1
| 24.
| 23. Повторение по теме «Словарная система русского языка»
| 1
|
| Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка (10 часов)
| 25.
| 1.Исконно русские и иноязычные слова
| 2
| 26.
| 2. Исконно русские и иноязычные слова
| 27.
| 3. Заимствованные слова. Словари иностранных слов
| 2
| 28.
| 4. Заимствованные слова. Словари иностранных слов
| 29.
| 5. Старославянизмы в русском литературном языке
| 1
| 30.
| 6. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы
| 1
| 31.
| 7. Диалектизмы
| 1
| 32.
| 8. Использование диалектных слов в художественных произведениях
| 1
| 33
| 9 Обобщение, повторение.
| 1
| 34
| 10.Проверочная работа по изученным в 7 классе темам
| 1
|
|
8 класс, 34 часа
| 1.
| 1. Вводный урок. Повторение изученного в 7 классе
| 1
| Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка (8 часов)
| 2.
| 1. Профессионализмы
| 2
| 3.
| 2. Профессионализмы
| 4.
| 3. Жаргонизмы
| 1
| 5.
| 4. Молодёжный сленг
| 2
| 6.
| 5. Молодёжный сленг
| 7.
| 6. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы)
| 2
| 8.
| 7. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы)
| 9.
| 8. Неологизмы. Повторение по теме «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка»
| 1
|
|
Фразеология русского языка (25 часов)
| 10.
| 1. Фразеология как раздел науки о языке
| 1
| 11
| 2, Фразеологизм и его признаки.
| 1
| 12
| 3.Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов
| 1
| 13.
| 4. Грамматическое строение фразеологизмов
| 1
| 14.
| 5. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов
| 2
| 15.
| 6. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов
| 16.
| 7. Фразеологические словари и справочники
| 1
| 17.
| 8. Многозначность и омонимия фразеологизмов
| 1
| 18.
| 9. Синонимия фразеологизмов
| 2
| 19.
| 10. Синонимия фразеологизмов
| 20.
| 11. Антонимия фразеологизмов
| 1
| 21.
| 12. Семинарское занятие «Системность фразеологизмов русского языка»
| 1
| 22.
| 13. Образность и выразительность фразеологизмов
| 2
| 23.
| 14. Образность и выразительность фразеологизмов
| 24.
| 15. Практикум «Выбор фразеологизма в речи»
| 1
| 25.
| 16. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи
| 1
| 26.
| 17. Авторское изменение фразеологизмов
| 1
| 27.
| 18.Образование фразеологизмов
| 1
| 28.
| 19. Источники русских фразеологизмов
| 1
| 29.
| 20. Устаревшие и новые фразеологизмы
| 1
| 30.
| 21. Семинарское занятие «Почему мы так говорим?»
| 1
| 31.
| 22. Занимательная фразеология
| 1
| 32
| 23. Турнир знатоков
| 1
| 33
| 24.. Обобщающее повторение.
| 1
| 34
| 25.Проверочная работа по курсу «Лексика и фразеология русского языка»
| 1
|
|
.Планируемый результат В результате изучения курса учащиеся должны - специфику слова как единицы языка, лексическое значение слова, задачи лексикологии, её разделы, группы слов, объединяемых по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, паронимы, антонимы), лингвистические словари;
- причины исторических изменений в лексике, пути взаимодействия лексики литературного языка и лексики других частей национального языка; группы слов по происхождению и употреблению; основные особенности изученных лексических явлений.
- причины исторических изменений в лексике, пути взаимодействия лексики литературного языка и лексики других частей национального языка; группы слов по происхождению и употреблению; основные особенности изученных лексических явлений.
- место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, группы фразеологизмов, выделяемые по разным основаниям, способы образования фразеологизмов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения фразеологического состава русского языка, основные фразеологические словари и справочники. - в несложных случаях определять лексическое значение слова (в контексте), находить тексте многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, правильно
употреблять их в своей речи, пользоваться различными лингвистическими словарями.
- находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов; производить лексический разбор слова (в тексте); объяснять роль тех или иных необщеупотребительных слов в контексте.
- находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов; производить лексический разбор слова (в тексте); объяснять роль тех или иных необщеупотребительных слов в контексте.
- выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять значение фразеологизмов, использовать их в речи с учётом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.
Учебно- тематический план
№ урока
| Тема урока
| Основные виды деятельности
обучающихся и учителя
| Дата проведения
|
|
| По плану
| По факту
| 7 класс, 34 часа
|
|
|
|
|
| 1.
| 1. Словарное и фразеологическое богатство русского языка (1 час)
| Беседа, лекция учителя, составление её плана, работа со словарём, выполнение упражнений («Русское слово»)
|
| 8.09
|
|
| Словарная система русского языка (23 часа)
|
|
|
|
|
| 2.
| 1. Слово как единица языка
| Лекция учителя, выполнение упражнений, составление схем
|
| 15.09
|
|
| 3.
| 2. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения
| Нахождение в толковом словаре многозначных слов, подготовка сообщений
|
| 22.09
|
|
| 4.
| 3. Связь между значениями слова. Многозначные слова – явление историческое
| Беседа, упражнения, работа со словарями
|
| 29.09
|
|
| 5.
| 4. Многозначные слова в художественных произведениях
| Работа с текстами худ пр-ий
|
| 04.10
|
|
| 6.
| 5. Омонимы
| Беседа, нахождение омонимов, исправление ошибок в употреблении омонимов
|
| 11.10
|
|
| 7.
| 6.Омоформы, омографы, омофоны
| Наблюдение над фактами языка, работа с учебником, конструирование предложений
|
| 18.10
|
|
| 8.
| 7. Омонимы в художественных произведениях. Словари синонимов
| Анализ текстов худ. пр-ий, определение назначения омонимичных слов, работа со словарём
|
| 25.10
|
|
| 9.
| 8. Повторение по теме «Омонимы»
| Обсуждение сообщений, беседа
|
| 15.11
|
|
| 10.
| 9. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов
| Лекция учителя, беседа, наблюдение над языковым материалом, работа с учебник.
|
| 22.11
|
|
| 11.
| 10.Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов
| Анализ синонимических рядов, подбор синонимов
|
|
|
|
| 12.
| 11. Словари синонимов
| Работа со словарём, составление словарной статьи
|
|
|
|
| 13.
| 12. Идеографические синонимы
| Выполнение упражнений, сравнение синонимов
|
|
|
|
| 14.
| 13. Стилистические синонимы
| Определение стилистической окраски синонимов, подбор син.
|
|
|
|
| 15.
| 14. Контекстуальные синонимы
| Сообщения уч-ся, беседа
|
|
|
|
| 16.
| 15. Использование синонимов в речи
| Анализ языкового материала, подбор синонимов
|
|
|
|
| 17.
| 16. Повторение по теме «Синонимы»
| Самостоятельная работа с текстом, работа со словарями
|
|
|
|
| 18.
| 17. Паронимы
| Лекция учителя, наблюдение, конструирование словосочетан.
|
|
|
|
| 19.
| 18. Паронимы
|
|
|
|
| 20.
| 19. Разнокорневые и однокорневые антонимы
| Нахождение антонимов в тексте, констр. пр-ий, лекция
|
|
|
|
| 21.
| 20. Синонимические пары антонимов. Контекстуальные антонимы
| Работа с учебником, словарём, упражнения
|
|
|
|
| 22.
| 21. Стилистические приёмы, основанные на антонимах
| Анализ текстов, беседа
|
|
|
|
| 23.
| 22. Словари антонимов
| Анализ словарной статьи
|
|
|
|
| 24.
| 23. Повторение по теме «Словарная система русского языка»
| Беседа по вопросам для повторения, самостоятельн. работа., составление таблицы
|
|
|
|
| Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка (10 часов)
|
|
|
|
|
| 25.
| 1.Исконно русские и иноязычные слова
| Беседа, лекция, работа со словарём
|
|
|
|
| 26.
| 2. Исконно русские слова
| Работа со словарём, вып. упр.
|
|
|
|
| 27.
| 3. Заимствованные слова. Словари иностранных слов
| Выступление с сообщениями, лекция учителя, анализ текстов, составление таблицы
|
|
|
|
| 28.
| 4. Заимствованные слова. Словари иностранных слов
|
|
|
|
| 29.
| 5. Старославянизмы в русском литературном языке
| Лекция, составление плана
|
|
|
|
| 30.
| 6. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы
| Составление плана текста о данных словах, составление таблицы
|
|
|
|
| 31.
| 7. Диалектизмы
| Работа со словарями, лекция, составление собственных словариков
|
|
|
|
| 32.
| 8. Использование диалектных слов в художественных произведениях
| Анализ текстов, работа со словарями, подготовка сообщ-й
|
|
|
|
| 33.
| 9. Обобщение, повторение.
| Беседа, практическая работа, работа со словарями
|
|
|
|
| 34.
| 10. Проверочная работа по изученным в 7 классе темам
| Проверочная работа
|
|
|
|
| 8 класс, 34 часа
|
|
|
|
|
| 1.
| 1. Вводный урок. Повторение изученного в 7 классе
| Беседа. лекция учителя, составление её плана, работа со словарём, выполнение упражнений
|
|
|
|
| Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка (8 часов)
|
|
|
|
|
| 2.
| 1. Профессионализмы
| Лекция, составление таблицы, работа со словарями
|
|
|
|
| 3.
| 2. Профессионализмы
|
|
|
|
| 4.
| 3. Жаргонизмы
| Беседа
|
|
|
|
| 5.
| 4. Молодёжный сленг
| Составление словаря молодёж. сленга, инсценирование, письмен. работа-размышление
|
|
|
|
| 6.
| 5. Молодёжный сленг
|
|
|
|
| 7.
| 6. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы)
| Лекция, беседа, составление плана параграфа
|
|
|
|
| 8.
| 7. Устаревшие слова (историзмы, архаизмы)
|
|
|
|
| 9.
| 8. Неологизмы. Повторение по теме «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка»
| Сам. знак-во с материалом уч-ка, беседа, работа со словарём, выбор тем для докладов
|
|
|
|
| Фразеология русского языка (25 часов)
|
|
|
|
|
| 10.
| 1. Фразеология как раздел науки о языке
| Лекция учителя, вып-е упр-ий
|
|
|
|
| 11.
| 2. Фразеологизм и его признаки.
| Сообщение учителя, сопоставление своб-ых и несвоб-ых сочетаний
|
|
|
|
| 12.
| 3.Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов
| Сообщение учителя, практические упражнения.
|
|
|
|
| 13.
| 4. Грамматическое строение фразеологизмов
| Констр-ие предл-й с фраз-ами
|
|
|
|
| 14.
| 5. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов
| Лекция учителя, наблюдение над типами фразеологизмов
|
|
|
|
| 15.
| 6. Различие фразеологизмов по степени спаянности слов
|
|
|
|
| 16.
| 7. Фразеологические словари и справочники
| Беседа, работа со словарями
|
|
|
|
| 17.
| 8. Многозначность и омонимия фразеологизмов
| Наблюдение над языковым материалом, вып-е упражнений
|
|
|
|
| 18.
| 9. Синонимия фразеологизмов
| Лекция, анализ фразеологизмов, выполнение упражнений
|
|
|
|
| 19.
| 10. Синонимия фразеологизмов
|
|
|
|
| 20.
| 11. Антонимия фразеологизмов
| Нахождение антонимичных пар, беседа
|
|
|
|
| 21.
| 12. Семинарское занятие «Системность фразеологизмов русского языка»
| Выступление с сообщениями
|
|
|
|
| 22.
| 13. Образность и выразительность фразеологизмов
| Составление плана лекции учителя, наблюдение
|
|
|
|
| 23.
| 14. Образность и выразительность фразеологизмов
|
|
|
|
| 24.
| 15. Практикум «Выбор фразеологизма в речи»
| Стилистический эксперимент, констр-ие предл-ий с фразеолог.
|
|
|
|
| 25.
| 16. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи
| Редактирование предложений, текстов
|
|
|
|
| 26.
| 17. Авторское изменение фразеологизмов
| Лекция, определение значения фразеологизма
|
|
|
|
| 27.
| 18.Образование фразеологизмов
| Лекция, , работа со словарём
|
|
|
|
| 28.
| 19. Источники русских фразеологизмов
| Определение источника фраз-ма, выполнение упражнений
|
|
|
|
| 29.
| 20. Устаревшие и новые фразеологизмы
| Сбор материала по плану, группировка фразеологизмов
|
|
|
|
| 30.
| 21. Семинарское занятие «Почему мы так говорим?»
| Выступление с сообщениями
|
|
|
|
| 31.
| 22 Занимательная фразеология
| Выполнение упражнений
|
|
|
|
| 32.
| 23. Турнир знатоков
| Интеллектуальная игра
|
|
|
|
| 33..
| 24. Обобщающее повторение.
| Беседа, сообщения, самостоятельная работа
|
|
|
|
| 34.
| 25. Проверочная работа по курсу «Лексика и фразеология русского языка»
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
|
Содержание программы факультативного курса
«Лексика и фразеология русского языка» (68 часов) В 7 классе изучаются следующие темы: «Словарное и фразеологическое богатство русского языка», «Словарная система русского языка» и часть материала по теме «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка».
В 8 классе заканчивается изучение темы «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка» и полностью изучается тема «Фразеология русского языка», проводится заключительное повторение по всему курсу.
Тема «Словарное и фразеологическое богатство русского языка» имеет большое значение в факультативном курсе, т. к. ею закладывается, во-первых, общее представление о богатстве слов и фразеологизмов, во-вторых, воспитывается стремление в максимальной степени овладевать богатством нашего языка в школьные годы и в дальнейшей жизни.
В теме «Словарная система русского языка» рассказывается о разных сторонах слова, его лексическом значении (однозначные и многозначные слова, тины переноса значения, связь между значениями слова), характеризуются объединения слов с учётом семантических отношений между ними (омонимы, омографы, омофоны, омоформы, синонимы, паронимы, антонимы и их виды). Словари омонимов, синонимов, антонимов. Изложенный здесь материал расширяет и углубляет понятие учащихся о многозначности, синонимии, антонимии, омонимии.
В теме «Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка» рассматриваются слова с точки зрения их происхождения (исконно русские и заимствованные, старославянизмы в составе русского литературного языка), употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова, жаргонизмы, устаревшие и новые слова). Это закрепит в сознании обучающихся мысль о развитии языка, покажет территориальную неоднородность лексики, даст представление о расслоении лексики литературного языка на общеупотребительную и необщеупотребительную. Умение различать слова по употреблению поддерживается языковой практикой говорящих на литературном языке, которым приходится постоянно иметь дело с выбором слов в определённой речевой ситуации. Но не все говорящие на литературном языке обладают одинаковой степенью знания языковых правил. Это определяет основной методический подход к работе на факультативных занятиях – развитие у обучающихся языкового чутья, осознание ими правил и опора на них в процессе изучения групп слов по употреблению. Различные виды Толковых словарей, Словарь вологодских говоров.
На изучение фразеологии школьная программа по русскому языку уделяет недостаточно внимания, поэтому в факультативный курс (тема «Фразеология русского языка») введены важнейшие понятия фразеологии: фразеологизм и его признаки, грамматическое строение фразеологизмов, различие фразеологизмов по степени спаянности слов, системность фразеологизмов русского языка (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия фразеологизмов), употребление фразеологизмов в речи (образность данных языковых единиц, выбор в речи, типичные ошибки при употреблении фразеологизмов), происхождение фразеологизмов (образование и источники русских идиом, устаревшие и новые фразеологизмы).
По каждой теме и по всему курсу проводятся уроки обобщения и повторения материала.
Для закрепления полученных знаний на занятиях выполняются упражнения определённых типов, соответствующих целям изучения той или иной конкретной темы по лексике и фразеологии. Дидактический материал для упражнений берётся из «Русского слова» и подбирается самим учителем.
Во всех разделах данного факультатива уделяется большое внимание умению пользоваться различными словарями. Методическое обеспечение
1. Введенская Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (7 – 8 кл.)». Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
2 Введенская Л. А. и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и
фразеология языка»(7 – 8 кл.). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
3.Лапатухин и др. Школьный толковый словарь. Москва, Просвещение, 1981.
4. Б. Н. Панов, А. В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь
русского языка ,. М., 1985.
5. М. Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. Москва, Просвещение,
1987 г.
6.. Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка. Москва, 1986.
7..Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. М., Просвещение.
8..Вульфсон Р.Е. Упражнения по лексике и фразеологии. М., Просвещение, 1973.
9..Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985.
10..Бабайцева В.В. Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация.
М., Просвещение, 1981.
11..Ашукин Н.С. Крылатые слова. М., 1985.
12. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.,
Просвещение, 1967.
13.Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М., Просвещение,
1968 г.
14.М. Ф. Худякова. Фразеологизмы русского языка. Л. 1999.
15. Н.М. Божко. Сборник элективных курсов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007. |
|
|