|
Тема Звуки и буквы. Цель темы Тема
| Звуки и буквы.
| Цель темы
| )формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на
его звуковую форму;
) учить различать звуки речи и звуки окружающего мира, расширять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова;
) закрепить у школьников представление о букве как значке звука; связать полученные представления с необходимостью повышения культуры устного и письменного общения школьников.
| Планируемый результат
| Сформировать умения различать звук и букву.
| Основные понятия
| Понятия:
- звуки
- буквы
- согласные звуки
- гласные звуки
| Межпредметные связи
| Окружающий мир, математика, литературное чтение.
| Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| Учебник «Русский язык», Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Тема: « Звуки и буквы»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь.
| Организация пространства
| Работа фронтальная, индивидуальная, групповая
| Технологическая карта урока «Звуки и буквы».
Технология проведения
| Деятельность
ученика
| Деятельность
учителя
| Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Диагностирующие задания или вопрос каждого этапа
|
| I этап. Актуализация знаний
Работа над загадкой, над произношением звуков
Цель – актуализировать знания о группах слов.
| Загадывание и отгадывание загадки,
наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке.
Запись загадки и отгадки в тетрадях
|
Организовать наблюдение за произношением
звуков в слове – отгадке
Загадывание и отгадывание загадки,
наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке
Запись загадки и отгадки в тетрадях
| I этап. Наблюдение за произношением звуков
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
|
Соответствует ли вопрос ответу?
| II этап. Работа над новым материалом
.
Цель: мотивировать школьников на изучение темы «Звуки и буквы»
Игра «Угадай-ка»
|
Открытие нового знания Ответы на вопросы Работа по карточкам в группе - обобщение полученных знаний
| 1.Учитель рассказывает грамматическую сказку.
Жили-были в одной волшебной стра
не Звуки. Страна была совсем крохот-
ная. И жителей в ней было всего 31.
Никто их не видел, так как они были
невидимыми. А вот слышать их было
можно. Шесть звуков были певцами.
За певучесть и голосистость их проз-
вали…(гласными). Им подпевали я
[йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. Остальные
21 тоже были добрыми, хорошими
звуками, но петь не умели. Вот послу-
и. шайте: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й],
[к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф],
[х], [ц], [ч], [ш], [щ].
Они очень дружили, во всём
м соглашались с гласными, любили с ни-
м ми постоять. Назывались они…(соглас-
-н ными). И вот однажды в этой стране
не появился волшебник из другого
го королевства. Он очень огорчился,
что все жители в ней невидимки.
Но он ведь был волшебником, и при -- ч чём добрым, поэтому решил подарить
каждому звук по волшебному
«костюмчику». Стоило его надеть,
как звуки становились видимыми
и превращались в буквы. Волшебник
был теперь доволен. Ведь с этих пор,
прочитав букву, он называл звук по
имени. У каждого звука теперь было
своё «платье». Вот так появились и
буквы.
Провести опрос по ознакомленному. Организация групповой работы по
карточкам. Проверка задания.
| II этап. Ознакомление звуками и буквами.
-Рассказать грамматическую сказку
- ответы на вопросы:
1) сколько звуков в русском языке?
2) сколько звуков?
3) почему звуков только 31, а буквы 33?
Даются карточки с заданиями по группам.
Iряд-
М…шка (о,у,ы,ю, е)
Р…чке (е, я, у, ы)
Б…лка (у, о, е, ю)
II ряд-
Ко…ка (г, ш, р, ч, ж)
Ро…а (с, з, щ, т, ф)
По…а (р, б, ф, л)
-Какие буквы из скобок надо вставить, чтобы получились слова?
- Какие буквы вы вставили?
- Какие звуки они обозначают?
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Общеучебные УУД
познавательные, действия постановки и решения проблем.
|
Какие звуки мы называем гласными, какие согласные?
Продолжить предложения:
Звуки мы …
Буквы мы …
Какие буквы нужно вставить?
| III этап. Учебно-позновательная деятельность Цель – развивать представление учащихся о букве как значке звука.
|
Ответы на вопросы,
Наблюдение звуков окружающего мира
Загадывание и отгадывание загадки,
наблюдение за произношением звуков в слове – отгадке
Запись одной загадки и отгадки в тетрадях
| Организация наблюдения как в художественных текстах изображаются звуки окружающего мира с использованием звуков речи, звукоподражательных слов. Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что звуки речи выразительны. Чтение сведений о звуках. Звуковой анализ слов. Учитель обращает внимание детей на то, что звуки в природе и звуки речи — не одно и то же. Жук издает звук: ж-ж-ж. А слово жук состоит из звуков речи. Каких? (Аналогично проводится звуковой анализ слова кошка.) Работа с загадками (упр. 83) сопровождается сведениями по истории письменности: буквы сравниваются с черными птичками, так как в старину писали птичьими перьями, окуная их в чернила, сделанные из сажи.
Наблюдения над смыслоразличительной ролью звука (упр. 5, 6). Предупреждение, исправление произносительных ошибок, часто встречающихся в речи детей (упр. 7). Дается установка на самоконтроль в речи.
| III этап. Ответы на вопросы (упр.80, 81).
Отгадывание загадки, наблюдение запись одной загадки. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
|
Можно ли звуками дождя изобразить звуки дождя?
С кем сравниваются в загадках буквы? Найдите в загадке слова с противоположным значением Рабочая тетрадь,с.23,
3-5 упр.
| IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель- учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания.
|
Написать слова в два столбика
Ответы на вопросы учителя.
|
Организовать групповую работу учащихся. Репродуктивное задание
Учащиеся записывают полученные слова Эвристическое задание
Учащиеся составляют со словами предложения.
Самоорганизация в деятельности
Подготовка к выполнению задания; выполнение, представление и оценивание работы.
| IV этап.
Игра «Путаница».
На доске написаны слова, у которых перепутались буквы.
Записать слова в два столбика.
1 столбик – слова начинаются с гласного,
2 столбик – слова начинаются с согласного звука.
Познавательные УУД Коммуникативные УУД
|
Какой вопрос можно поставить ко всем этим словам?
С какого звука начинаются эти слова?
| V этап. Контролирующее задание
| Ответы на вопросы
| Организовать самостоятельную работу.
| V этап. Самостоятельная работ .
Выполнение тестовых заданий.
| - Сколько в русском языке букв? Сколько звуков?
Продолжить предложение:
Звуки мы …..
Буквы мы…
|
Результат и его оценка
| Знаю сколько букв и звуков в русском языке
Могу различить звуки и обозначение их буквами
| | |
|
|