«Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы.»
( из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ №4 г. Шатуры. Московской областиГоловкиной Г. В.)Для реализации целей и задач нового образовательного
стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов. Но, на мой взгляд, ещё не достаточно применяется в образовательной области «Математика».
Как же осушит влиять дифференциацию обучения?
Необходимо:
- уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения: - разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить
дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;
- использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
- в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или. наоборот, более слабую группу;
- при успешном
выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
- создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.
Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках "Математики" позволит решить основные задачи образования:
выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество образования, развить интерес учащихся к учебе.
Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года можно разделить детей на три группы: I группа (А) «сильные» дети, 2 группа (Б) «средние», 3 группа (В) - «слабые». Распределение по группам проводится, но результатам обучения предыдущего года, также учитываются результаты входящего тестирования учащихся.
Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже. Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе можно использовать карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Иногда использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы только цель, для 2
группы некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для 3 группы подробная инструкция выполнения задания,
Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения но том или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в копце года итоговое контрольное тестирование потрем уровням.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении
нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них
отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б можно дать подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда можно привлечь подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом
одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Например, дети группы В помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов,
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работ) с карточкой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто яри закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное.
Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы. дети группы А делают обобщения и выводы.
Если материал сложный, то можно формировать пары, куда входит один из учеников групп А иди В. и проводить работу в парах сменного состава. Вначале материал
проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с некоторыми практическими заданиями слабым. Можно создавать коллективные проекты с различным комплектованием групп.
4. Домашнее задание;
Детей группы А учу
работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания. Средние и слабые дети должны уметь работать с теоретической частью учебника, знать правила, уметь выделять главное. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.
Применение в работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках математики позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.