Главная страница

План-коспект урока



НазваниеПлан-коспект урока
Дата29.02.2016
Размер65.1 Kb.
ТипУрок

ГУ « Средняя общеобразовательная школа №5» отдела образования

акимата г. Костаная
ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) Искендирова Сания Кошпаевна

Предмет математика

Класс 5

Источники Алматы «Атамура-2010»

Базовый учебник

Дополнительная литература

Действия с обыкновенными дробями

1. Цель урока: обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями;

-выработка умений применять свои знания и умения на практике.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, внимание и память;

-развивать вычислительные навыки;

-развивать навыки самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений.

Воспитательные:

-воспитывать внимательность, активность, самостоятельность, ответственность;

-прививать интерес к изучению предмета

2. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

3. Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная.

4. Необходимое техническое оборудование.

5. Наглядные пособия, дидактические материалы, используемые на уроке.

6. Структура и ход урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

(например,

иллюстрация, демонстрация и т. д.)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный момент







1 мин

2

Проверка домашнего задания







2 мин

3

Актуализация опорных знаний




Отвечают на вопросы


10 мин

4

Физкультминутка







2 мин

5

Диагностика усвоения знаний и умений учащихся




Групповая и индивидуальная работа

25 мин

6

Подведение итогов, постановка домашнего задания







5 мин


Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Сообщение темы, целей урока. Прежде чем объявить тему урока, учитель предлагает учащимся отгадать загадку.

Загадка Она бывает охотничья, барабанная и математическая. (дробь)

Слово учителя:

Мы заканчиваем изучение темы все действия с обыкновенными дробями, эта тема в курсе математики занимает одно из первых мест, так как на протяжении всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с дробями. Сегодня на уроке мы должны повторить тему дроби и все действия с обыкновенными дробями. Сегодняшний урок - это урок путешествия по различным станциям, поэтому я желаю вам успеха в преодолении всех трудностей.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

1 станция. «Вопрос – ответ»

1. Как называется деление числителя и знаменателя на одно и то же число.

2. Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.

3. Каким действием можно заменить дробную черту.

4. Для того чтобы сравнить дроби с разными знаменателями нужно…

5. Для нахождения общего знаменателя нужно найти НОК или НОД.

6. Какие числа называются взаимно обратными.

7. Как называется сотая часть числа.

8. Какая дробь называется правильной.

10. Расскажите правило сложения дробей.

11. Расскажите правило вычитания дробей.

12. Расскажите правило умножения дробей.

13. Расскажите правило деления дробей.

«Ведь дробь делить – совсем пустяк.

Делители перевернет ведь всяк,

А дальше действуй, как при умноженье,

И результат готов в одно мгновенье.»

4. Физкультминутка.

5. Диагностика усвоения знаний и умений учащихся

3 станция «Историческая

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. В связи с этой необходимой работой люди стали употреблять выражения: половина, треть, два с половиной шага. Откуда можно было сделать вывод, что дробные числа возникли как результат измерения величин.Древние египтяне уже знали, как поделить 2 предмета на троих, для этого числа –2/3- у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица – все остальные дроби непременно имели в числителе единицу (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … . Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.

Н
2

1

3
ароды прошли через многие варианты записи дробей, пока не пришли к современной записи.

Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта, например число записывалось так

Черта дроби появилась лишь только в 1202 году у итальянского математика Леонардо

Пизанского. Он ввел слово дробь. Названия числитель и знаменатель ввел в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, ученый, математик.

Современную систему записи дробей создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби как сейчас стали арабы.

Дроби на Руси

В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси:

1/2 - половина, полтина

1/3 – треть

1/4 – четь

1/6 – полтреть

1/8 - полчеть

1/12 –полполтреть

1/16 - полполчеть

1/24 – полполполтреть (малая треть)

1/32 – полполполчеть (малая четь)

1/5 – пятина

1/7 - седьмина

1/10 - десятина

Нелегко усваивались обыкновенные дроби. Они считались самым трудным разделом арифметики. Об этом можно судить по следующим фактам. У нас есть поговорка: «Попал в тупик», у немцев и ныне в ходу поговорка похожая на нашу: «Попал в дроби». Обе эти поговорки означают одно и тоже: человек попал в очень трудное положение. А мы уже хорошо знаем дроби, поэтому следующая станция.

Станция « Ты мне – я тебе»

На доске записаны примеры. Среди них есть верные, есть неверные. Ваша задача – с помощью символов нарисовать диаграмму по следующему правилу: если пример верный ^ , если неверный - . В результате у вас должна получиться определенная геометрическая фигура. Приступим к выполнению задания.

На выполнение задания отводится 10 минут.

1).5 + 4= 9

2).7 * 3 = 23

3).

4). * =

5). 6 + 4 = 10
6).
7).
8). 5 * =
Поменяйтесь тетрадями с соседом и сверьте свои ответы с верным ответом на доске.

Критерии выставления оценок:

За все правильные ответы – «5»,

одна ошибка - «4»,

две ошибки - «3»,

более двух ошибок - «2».

После выполнения работы обсудить с учащимися результаты выполнения:

-Что сделано неверно и в каких примерах?
Станция задач.

Задача №1. Могла ли одна девочка съесть 2/3 торта, а другая ¾ этого же торта?

(нет не могла, так как сумма данных дробей больше единицы)

Задача №2. Определи количество учеников в классе, если 3/8 всех учеников увлекаются математикой, 1/8 историей, 2/8 географией, (Данную задачу можно предложить для самостоятельного решения с дальнейшей самопроверкой).

Решение: 1) 3/8+1/8+2/8=6/8=3/4

                 2) 1-3/4=1/4

                 3) 7:1/4=28

Ответ: 28 учеников.

6. Подведение итогов, постановка домашнего задания.

Станция «Итоговая»

Сегодня на уроке мы повторили все действия с обыкновенными дробями. Скажите, что вам запомнилось и понравилось на сегодняшнем уроке? Узнали ли вы для себя что-то новое? Какие трудности и при выполнении каких заданий вы испытывали? Посещение каких станций запомнилось вам больше всего?

Домашнее задание: №753

Заключительное слово учителя:

Вот и закончилось наше путешествие. Я надеюсь, что сегодняшний урок был для вас интересен и поучителен. А закончить урок я хотела бы словами великого писателя Л.Н.Толстого.

"Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь"

Спасибо за урок! Вы все молодцы!