|
Исследовательская работа ученицы 10 класса Суконник Юлии Вадимовны Руководитель Рудомётов Павел Леонидович, Учитель истории Киприно 2011 Муниципальное общеобразовательное учреждение общего образования
«Кипринская средняя общеобразовательная школа»
История Кипринской средней школы Девятнадцатая историко-краеведческая конференция
школьников Алтайского края
Исследовательская работа ученицы 10 класса
Суконник Юлии Вадимовны
Руководитель Рудомётов Павел Леонидович,
Учитель истории
Киприно 2011 Оглавление
1. Введение
2.1 Родом из девятнадцатого века. Истоки образования
2.2 Средняя школа
2.3 В новых стенах
3. Заключение
4. Использованная литература
5. Приложение
Введение
С давних пор в российской провинции, школы играли заметную роль не только в обучении подопечных грамоте, но и являлись своего рода мерилом духовной жизни города, райцентра или совсем маленькой деревни. На учителей смотрели, с них брали пример не только дети, но и взрослые. Поэтому учитель всегда должен был находиться на «высоте»: на уроках, в общественной жизни, в житейских бытовых мелочах. Наше село Киприно Шелаболихинского района Алтайского края - не исключение. Школа жила и развивалась вместе с селом, активно участвуя в общественной жизни села Киприна, история образования в селе тесно связана с историей страны.
История грамотности села Киприна Шелаболихинского района насчитывает уже 120 лет, начиная с открытия в далёком 1891 году школы грамотности при местной церкви.
Далее, на протяжении XX века жители Киприна были свидетелями открытия церковно-приходской школы, школы первой ступени с четырёхгодичным обучением, семилетней школы, четырехкомплектной школы и наконец, средней. С историей Кипринской средней школы связана и история моей семьи. Четыре поколения нашей семьи учились и (или) работали в этой школе. С 1951 года работал учителем немецкого языка мой прадед Кох Отто Оттович, здесь сначала училась, а потом продолжала дело своего отца его дочь, моя бабушка Суконник Эльвира Оттовна. В стенах Кипринской школы учился мой отец, а сейчас работает моя мама Суконник Наталья Петровна, и учусь я со своими братьями. Изучая историю семейной учительской династии, я не могла не заинтересоваться историей родной школы.
Я поставила перед собой цель изучить историю школы для того, чтобы узнать, когда появилась первая школа в родном селе, какие изменения происходили в школе на протяжении всего времени её существования, как проходила школьная жизнь в прошлом и сделать попытку собрать имеющийся материал в единую работу.
Архивные данные о нашей школе были уже изучены местными краеведами-подвижниками: работником районного музея в р.ц. Шелаболиха Валерием Антоновичем Гостеевым и учителем истории Кипринской средней школы Рудомётовым П.Л. Оба они в разное время учились в стенах этой школы. Отражением полученных сведений стала статья в районной газете «Знамя Советов» №11-12 (4303-4304) от 11 февраля 2009 года, автором которой является В.Гостеев. В этой статье он рассказал о директорах и учителях, проработавших в Кипринской школе много лет.
Затем я начала изучать имеющиеся в школьном музее воспоминания учеников и учителей, документы, данные личных дел, журналы, журналы выдачи аттестатов. Следующий шаг в изучении истории - беседы с людьми, которые учились, а потом стали учителями в родной школе. Они с большим энтузиазмом откликнулись на просьбу записать свои воспоминания. И сухие строчки документов, приказов, фамилий стали обретать зримую форму, превращаться в реальные события и людей, которые оставили след в жизни школы, села, края. Школа жила и развивалась вместе с селом и страной, переживала все тяготы и радостные моменты. Живет школа и сейчас, и её жизнь является отражением жизни страны.
При изучении истории школы довоенного времени затруднения были в том, что сведений о том периоде мало, документов тоже, поэтому часть сведений взяты из воспоминаний жителей села, бывших учеников.
Изучать историю учебного заведения второй половины XX века легче, ведь сохранились журналы, приказы, личные дела работников школы, отчёты. По сохранившимся классным журналам можно было получить сведения о предметах, изучаемых тогда в школе, о преподавателях. По журналам выдачи аттестатов был составлен список выпускников, окончивших школу с золотой или серебряной медалью. По данным архива и приказов были составлены списки директоров Кипринской школы и учителей, работавших в данной школе на протяжении существования школы. Актуальность данной темы я вижу в том, что сейчас в обществе пытаются осмыслить происходящие изменения в образовании, принизить роль учителя и школы в становлении личности гражданина страны. Для того, чтобы понять, какую роль играла и играет в жизни человека школа, стоит обратиться к истории развития родного образовательного учреждения.
Именно на основе этих сведений и была собрана информация для данной работы.
Временные рамки охватывают период с конца XIX века до начала XXI века.
Новизна исследования в том, что, несмотря на имеющийся материал в архивах районного и школьного музеев, истории Кипринской школы ещё нет. Есть отдельные статьи в районной газете «Знамя Советов» Гостеева В.А., воспоминания работников школы, сведения из личных дел, но полностью сбором и обработкой материалов ещё не занимались. Я сделала попытку начать эту работу.
Практическая значимость данной работы в том, что её можно изучать на уроках истории Алтайского края, на специальных факультативах по краеведению, результаты исследований можно использовать для создания сайта истории Кипринской средней школы, для оформления стендов школы.
И вот, что стало известно во время исследовательской работы.
Родом из девятнадцатого века. Истоки образования
По данным районного архива первое образовательное учреждение в селе Киприне появилось в 1891 году. Она находилась в собственном здании, существовала на средства Епархиального училищного Совета и в ней обучались 15 мальчиков и 4 девочки. Открывал школу грамоты священник Книжников Петр Макарович (умер в 1897 году), который преподавал Закон Божий. После его смерти учителем и законоучителем с октября 1897 года состоял исправляющий должность псаломщика Павел Викторович Островзоров. Сколько всего обучалось детей – неизвестно, но грамотных людей в селе не добавлялось. В докладе крестьянского начальника Томской губернии Б.И.Войниловича сказано, что в 1901 году в д. Кипринской из 1399 душ – только 2 умеющих читать и понимать прочитанное. Скорее всего, эти грамотные были священники.
В 1904 году была открыта церковно-приходская школа. Кто из священников преподавал – неизвестно. С 1907 года, священником служил Лоптев Григорий Тимофеевич, псаломщиком Калачев Андрей Варфоломеевич, дьяконом с 1909 года Мылетасов Андрей Фролович.
Учителем церковно-приходской школы работал Суворов Михаил Андреевич, который 13 января 1919 года был делегатом Первого съезда учащихся (учителей) Каменского уезда.
Съезд принял резолюцию, где есть следующие пункты:
- … присоединяется к резолюции Всероссийского учительского Союза и не принимает участия в манифестации, устраиваемой большевиками
- … находя, что экзамены не достигают цели и, имея в виду, что школа будет единой и преемственной, признаёт необходимым отменить переводные и выпускные экзамены, оставляя таковые для экстернов.
- …признавая общеобразовательные курсы весьма желательными, постановил: просить уездное земство о внесении расходов на устройство курсов в смету на 1918 год
- Присоединяясь к резолюции Всероссийского съезда, признавшего религию делом частным, Каменский учительский съезд постановил: преподавание закона Божия и церковно-славянского языка считать необязательным.
Съезд проходил, как сказано выше, в январе, летом-осенью шла гражданская война и начало учебного года было сдвинуто. Несмотря на войну, Кипринский исполком 9 ноября 1919 года направляет телеграмму в населенные пункты волости следующего содержания: «Кипринский районный исполнительный отдел по народному образованию с получением сего сообщения предлагает вам немедленно приступить к ремонту школ, парт и окон, а также запастись дровами, так как с 12-го сего ноября школы будут функционировать…»
В Гражданской войне на стороне Советов активно боролись учителя: Бобровский Иван Федорович из Верх Кучука, Суворов Михаил Андреевич из Киприно, а Данилов из Усть- Мосихи командовал большим партизанским отрядом, в который входили мелкие отряды повстанцев наших деревень.
С установлением советской власти школы переходят на светское образование, т.к. церковь была отдалена от государства.
Где размещалась первая советская школа сказать сложно. Школа была I ступени с четырехгодичным обучением.
Согласно данным районного архива в 1924-25 учебном году в школе обучались 113 детей (77 мальчиков и 36 девочек).
Учителями работали Быков Иван Филиппович и Злобин Андрей Иванович.
В 1925-1926 учебном году заведовал школой Зубарев Виктор Владимирович. Учителями работали: Засыпкина Анастасия Георгиевна, Ротов Федор и Занкова А.Ф. В школе училось уже 142 ребенка.
В 1926-1927 учебном году руководил школой Скрипилин Федор Михайлович, учительствовала его жена Пелагея Акимовна.
С 1927 года открывается семилетняя школа (неполная средняя). Первым заведующим стал Николай Григорьевич Фролов, учителями: Агарков Василий Ильич, Костромина-Моисеева, Крючкова Валентина Григорьевна, Морозова Т.П., Фирсанова Анна Ивановна и Фролова Нина Васильевна.
В 1929 году была построена четырехкомплектная школа, которая стояла под горой под большими раскидистыми тополями, где, со строительством средней школы, учились начальные классы. Юшкова Анна Даниловна и Носкова Полина Александровна пошли в школу в 1932 и 1934 годах. Они вспоминали, что школа тогда была не типовая, а находилась в доме попа. «Время было тяжелое, первые годы советской власти, но учиться очень хотелось, было интересно всё для нас. В школе было только семь классов. Старших учеников мы очень уважали, это были наши вожатые, наши вторые учителя. Старшие ребята организовывали художественные вечера, был свой музыкальный оркестр».1
Заведовали школой в 30-х годах Василий Ильич Агарков и Михаил Матвеевич Горожанкин.
Средняя школа
1938 года Кипринская школа получает статус средней, и в 1939 году вступила в эксплуатацию новая школа рядом с начальной, прослужившая детям до 1974 года.
Первым директором средней школы работал Павел Михайлович Гурецкий, учителями – Воробьев Николай Калинович, Лебзиков Сергей Иванович, Мельниченко Иван Семенович, Нечаев Григорий Иванович, Шумилов Иван Леонтьевич (будущий писатель).
В довоенные годы директорами были Ожогин Дмитрий Петрович и Старцев Василий Петрович.
В грозные годы Великой Отечественной войны руководили школой Алексей Антонович Разин, Таисия Петровна Бирюкова, Мария Яковлевна Верещагина, Борис Петрович Костин, Константин Николаевич Смазнев и Мария Павловна Попова. Многие учителя-мужчины уходили на фронт. Защищая Родину, погибли Лозовой Г.В., учитель литературы, Козлов Я.Н., учитель физики, Ладонников Н.Н., учитель географии, Нехорошев В.М., учитель истории.2 Нет данных об учениках-выпускниках, воевавших на фронтах.
Ученики не только учились, но и помогали колхозу: ходили по селу, собирали золу для удобрения, сдавали в колхоз. Помогали одиноким старушкам. Анна Даниловна вспоминала о Копцеве Андрее Николаевиче, который в годы её учёбы был директором школы. Очень культурный, отмечала она, вежливый по отношению к ученикам, кажется, он никогда не повышал голоса на учащихся. В годы войны не хватало учителей и на место ушедших на фронт поставили с 1943 года учениц 10 класса. Так стали учителями в своей школе Юшкова А.Д. и Носкова П.А.
Время было военное и «в школе дисциплина была строго военная. Возле дверей стояли часовые (двое) с винтовками. Как только подходил к школе директор или завуч, то часовой подавал команду «смирно». Все кто в это время на перерыве в зале, - стояли по стойке смирно!».3
В послевоенный период кадры в школы направлял КрайОНО, а потом дублировал РОНО. ( см. Приложение)
В Кипринской школе учились выпускники Верх-Кучукской, Ивановской, Крутишинской, Подгорнской, Омутской и Юдихинской школ района. Школа тогда располагалась в трех зданиях, работать приходилось в две смены.
В 1954 году для учащихся населенных пунктов совхоза «Крутишинский» был построен интернат, дети колхозников жили на частных квартирах, селезневские, сакмаринские дети ходили пешком. Поэтому в восьмой класс набиралось много детей, а к десятому классу оставались единицы. Отсевы из старших классов были огромные. Не каждый ребенок колхозников до 1956 года мог получить среднее образование, потому что оно было платное. Дети рабочих, служащих обучались бесплатно.
С 1947 по 1955 год директором школы был Леонид Александрович Лупынин, 1915 года рождения, с 1955 года – завуч, учитель школы. О нём вспоминают, как о замечательном педагоге и душевном человеке. Требовательный директор помогал учителям повышать педагогическое мастерство, заботился об отдыхе педагогов: устраивал в школе вечера отдыха, и сам был душой и активным организатором этих вечеров. Эти вечера были хорошей зарядкой на рабочую неделю.
Под его руководством начинал работать мой прадед Кох Отто Оттович. Он работал учителем немецкого языка в Кипринской школе с 1951 года и отдал любимому делу 25 лет. Он оставил интересные вспоминания о жизни учителей и учеников. Он верил, что всё в жизни начинается со школы. «Школа сильна не зданием: - писал он,- не стенами, а учителями, которые обучают, воспитывают и вдохновляют учащихся». Он вспоминал о наиболее ярких страницах школьной жизни. Например, о спортивной жизни. В школе тогда было тридцать пар лыж. Часто уроки старшеклассников проходили на лыжах на маршрутах от 5 до 10 км. Надо было видеть, какое зрелище возникало в зале школы после такого лыжного пробега: дыхание молодости, бодрости, силы.
В 1968 году была построена хоккейная коробка, в которой зимой заливали каток. «Какая жизнь клокотала в вечерние часы на этом катке! Мальчики и девочки всех возрастов катались и веселились. Каток освещался двумя прожекторами, у стен коробки стояло немало зрителей, и продолжалось всё это до 21-22 часов вечера».
Ещё он вспоминал о песнях. Было трудно, но всюду была слышна песня: и в школе и вокруг школы. « Шагали по жизни с песней. Песни – это слова, посаженные на крылья музыки, они воспитывали, поднимали дух, звали вперёд на свершения». Сам Отто Оттович очень любил музыку, умел играть на нескольких музыкальных инструментах ( скрипке, аккордеоне, гитаре, пианино), имел богатую коллекцию пластинок классической и популярной советской музыки. Ученики вспоминают, как здорово проходили музыкальные перемены в школе. Кроме того. Отто Оттович успевал руководить и сельским оркестром в местном клубе.
Словом, учителя активно участвовали в культурной и общественной жизни села и района.
С 1955 по 1960 год школой руководил Павел Иванович Варнаков. Его вспоминают как человека, всегда готового помочь, его дом всегда был открыт для людей. При нём в школе начал работать буфет.
С 1956 года отменена плата за учёбу для детей колхозников.
В 1957 году была открыта Крутишинская средняя школа и учащиеся Крутишинской, Подгорнской, Юдихинской семилетних школ стали учиться в этой школе. Контингент учащихся в Кипринской школе стал сокращаться, и с 1960 года она была переведена в восьмилетнюю школу. Согласно сохранившимся отчетам (см. Приложение) количество учащихся колебалось от 304 до 376 детей.
С 1963 года школа снова становится средней школой с одиннадцатилетним сроком обучения.
Решением Павловского райисполкома Кипринская школа с 1966-67 учебного года переводилась на школу с производственным обучением.
Требования к средним школам возрастали, и старое помещение школы не отвечало новым условиям. Началось строительство новой школы.
С 1960 года начали часто меняться директора. В эти годы руководили школой Джерапова Раиса Павловна, Мерзлов Станислав Георгиевич, Талдыкин Виктор Иванович.
Средней школой руководили: Валентина Евдокимовна Орлова, Виктор Данилович Денисенко и с 1969 года в старой еще школе возглавил коллектив бывший ученик Анатолий Иванович Палкин. Он родился в 1938 году в с. Киприно, здесь учился и после армии и учёбы в Барнаульском государственном педагогическом институте в 1969 году вернулся в родную школу учителем истории, а потом стал её директором.
В 1974 году под его руководством перешли в новую школу и обживали её.
В новых стенах
Из вспоминаний Мельцовой Веры Васильевны,4 учителя физики Кипринской средней школы, в 1977-1988 гг. –директор школы.
…1974 год, осенние каникулы, новое здание школы распахнуло свои двери для учащихся и педагогов. 14 кабинетов, спортивный зал, столовая, библиотека, кабинет обслуживающего труда, мастерские по дереву и металлу. В школе обучались дети из Омутского, Селезнево, Сакмарино, Киприно. При школе работал интернат, где проживало до 56 юношей и девушек 9-10-х классов.
В 1977 году Палкин А.И. был избран председателем Кипринского сельского совета, где он проработал до 1988 года и снова вернулся в школу учителем истории. С 1990 года он снова стал директором школы.
Детей, учителей, воспитателей объединяла не только учебная деятельность, но и работа в пионерской и комсомольской организациях школы, работа в лагере труда и отдыха, субботники, трудовые десанты, ежегодные экскурсионные поездки в братские республики Советского Союза, по городам-героям, в Горный Алтай.
Большое внимание уделялось трудовому воспитанию и профориентации подрастающего поколения. Были построены мастерские, была техника. Дети умели и хотели трудиться, в летний период большинство старшеклассников работало на кирпичном заводе, ремонте техники, сенокосе,
маслозаводе, прополке сахарной свеклы. На выпускном вечере одновременно с аттестатом о среднем образовании выпускам вручалось и свидетельство «Тракторист-машинист».
Звено овощеводов УПБ полностью обеспечивали школьную столовую картофелем, овощами, ягодами (руководитель Завалюева Е.К.).
Члены Малой Тимирязевки ухаживали за цветником, работали на учебно-опытном участке, содержали в чистоте территорию школы, дендрария, лесополосы (руководитель Носкова В.С.).
В 1982 году на территории школы появляется еще одно здание, где разместились интернат, стрелковый тир, а позднее и музыкальная школа.
Школа всегда лидировала в спортивных соревнованиях, военно-полевых 3-х дневных сборах юношей, благодаря преданности школе руководителя НВП Худякова А.Я. и учителя физической культуры Бочарова В.В. Они всегда отличались самостоятельностью в принятии решений и их выполнении, обсудив план, шли в партком, комитет комсомола хозяйства, к руководителям производственных участков и через некоторое время у ребятишек появлялась новая спортивная форма, спортинвентарь, завозился песок в ямы для прыжков, подъемный кран устанавливал спортивные снаряды, сварщики «варили» нестандартное оборудование для военно-спортивного городка.
По вечерам бывшие выпускники Суханов В., Брякотнин В. на общественных началах (комсомольское поручение) вели спортивные секции по тяжелой атлетике, стрельбе, волейболу, а на хоккейной площадке, под музыку, резали лед фигурными коньками мальчишки и девчонки, или шла очередная тренировка сборной села по хоккею.
Позднее был построен стадион. В эти же годы в школе работало 3 ГПД (группы продленного дня), на базе детского сада был открыт класс шестилеток, установили лингафонное оборудование, школу радиофицировали, электрофицировали кабинет физики, в распоряжении педагогов появились кодоскопы, магнитофоны, киноустановки, цветные телевизоры и т.д.
Школа активно участвовала во всех мероприятиях, неоднократно побеждала в спортивных соревнованиях «Старты надежд», конкурсах УПБ, «Учебнику – долгая жизнь», «Лучший учебный кабинет», «За лучшую подготовку к новому учебному году», награждалась переходящим Красным знаменем «За победу в социалистическом соревновании».
В 1988 году директором школы снова стал Палкин А.И., а после ухода на заслуженный отдых в 1990 году его сменил Выпускник Барнаульского государственного педагогического института Суртаев Владимир Геннадьевич, проработавший всего несколько месяцев.
Следующим директором школы с 1990 по 2001 года стала Сидорова Ольга Оттовна. Она когда-то училась в стенах родной Кипринской школы, здесь работал учителем её отец Кох Отто Оттович, поэтому все школьные трудности и радости она воспринимала как личные.
Время её руководства пришлось на очень трудные времена демократических преобразований, когда обществу и государству было не до школы.
« Шла ломка советской школы, образование было практически брошено на выживание. Учителям не платили зарплату. Они вынуждены были бастовать. В селе прекратилось строительство жилья. Учитель нужен был только директору. Старела материальная база школы, поддерживать её в рабочем состоянии требовало много сил и нервов. Это было посильно Ольге Оттовне – трудоголику и волевому человеку», - писал о ней Гостеев В.А.5
Учителя вспоминают, что она была требовательная и справедливая, всегда вставала на защиту своего коллектива. Она очень внимательно относилась к молодым учителям, они чувствовали её поддержку. Жизнерадостная, она была душой коллектива. К сожалению, её жизнь трагически оборвалась в 2001 году.
Несмотря на трудности, жизнь школы кипела в стенах здания. Коллектив учителей старался сделать учебу школьников незабываемой. В то время заместителем директора по внеклассной работе была Суконник Эльвира Оттовна, родная сестра Ольги Оттовны, моя бабушка. Она вспоминает, что их, педагогов, объединяло всё, что происходило в школе. Особое внимание тогда уделялось коллективно-творческим делам (КТД). «Здесь был каждый мастер и творец. Это были незабываемые зрелища, дети показывали свое артистическое мастерство, педагоги свой организаторский талант и огромное чувство солидарности со своей школой», - пишет она в своих воспоминаниях. КТД были посвящены подготовке и проведению важных школьных мероприятий, и имели большое воспитательное значение. «Многое можно вспоминать и всё это вечно, и учителя и ученики. Всегда будут жить имена в истории школы и я рада, что я среди них, - говорит моя бабушка.
С уходом Ольги Оттовны Сидоровой, школой руководит снова выпускник школы, Павел Леонидович Рудометов, 1963 года рождения, закончивший исторический факультет Барнаульского государственного педагогического института.
Эксперимент с одиннадцатилетним образованием в шестидесятых годах вскоре прекратился. Школа была снова десятилеткой. Однако, начиная с 1989 года снова переходит на одиннадцатилетнее обучение. Школа к этому времени располагала хорошей материально-технической базой, о которой уже сказано выше. За весь период работы школы восстановить количество выпускников нет возможности. А за 1966-2008 годы аттестаты зрелости получили 1339 выпускников:
год
| дневное
| меда
листы
| вечер
ники,
заочн
| год
| дневное
| меда
листы
| вечер
ники,
заочн
| год
| дневное
| меда
листы
| вечер
ники,
заочн
| 1966
| 43
| 3
| 4
| 1981
| 63
|
|
| 1996
| 16
|
|
| 1967
| 24
|
|
| 1982
| 52
|
|
| 1997
| 10
| 3
|
| 1968
| 41
| 1
|
| 1983
| 27
|
|
| 1998
| 22
| 4
|
| 1969
| 37
|
| 1
| 1984
| 35
|
|
| 1999
| 15
| 3
|
| 1970
| 36
|
|
| 1985
| 22
|
| 3
| 2000
| 23
| 3
|
| 1971
| 33
|
|
| 1986
| 20
|
| 1
| 2001
| 28
| 2
|
| 1972
| 54
|
|
| 1987
| 13
|
|
| 2002
| 9
| 2
|
| 1973
| 43
|
|
| 1988
| 16
|
|
| 2003
| 16
| 2
|
| 1974
| 41
|
| 1
| 1989
| 12
|
|
| 2004
| 22
| 2
|
| 1975
| 64
|
|
| 1990
| 18
|
|
| 2005
| 16
| 1
|
| 1976
| 73
|
|
| 1991
| 25
|
|
| 2006
| 14
| 3
|
| 1977
| 58
|
|
| 1992
| 23
|
|
| 2007
| 18
|
|
| 1978
| 68
|
|
| 1993
| 13
| 2
|
| 2008
| 18
|
|
| 1979
| 63
|
|
| 1994
| 13
| 2
|
| 2009
|
|
|
| 1980
| 57
|
|
| 1995
| 15
|
|
| 2010
|
|
|
|
С 1985 года Омутская школа стала средней и часть учащихся стала учиться там. Тоже самое произошло и с Селезнёвской школой в 1991 году. И с этого года в Кипринской школе учатся только кипринские дети.
Время идёт, жизнь школы продолжается. И уже мы, ученики нашего времени и учителя, которые учат нас, творим историю нашей родной школы. И сейчас нашей школе есть чем гордиться. В стенах школы работали и работают замечательные учителя, среди них есть заслуженные учителя, отличники народного образования, почётные работники общего образования, ветераны педагогического труда. ( См. Приложение). Школа выпустила немало учеников, награждённых золотой или серебряной медалью за особые успехи в учёбе (см. Приложение). Достойно продолжают спортивные и творческие традиции школы ученики и учителя.
Заключение
Воспоминания обмануть нельзя,
Воспоминания глядят в глаза,
Они мои наставники и судьи,
Они тепло мое весеннее,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню, я живу.
Работая над данной темой я узнала много нового и интересного из истории родной школы. Поисковая работа – изучение архивных материалов, встречи с информаторами, - всё это позволило окунуться в замечательное прошлое своей школы, ощутить связь времён и поколений.
При этом я испытываю особую гордость за свою семью: общий стаж работы учительской династии Кох-Суконник в Кипринской средней школе – больше 100 лет. И все представители этой династии оставили заметный след в истории школы.
Из имеющегося в школе материала кое-что уже было использовано для оформления стендов об учителях, некоторых выпускных классах школы, альбомов воспоминаний бывших работников школы. Практическую пользу от проделанной работы я вижу в использовании полученных сведений для создания страниц истории школы на школьном сайте, причем сразу по нескольким разделам. Было предложено оформить стенды достижений школы, например, стенд, посвященный медалистам школы, создать Книгу Памяти школы, в которой будут собраны сведения об учителях, проработавших в школе много лет. Ранее мною уже была проведена исследовательская работа «Педагогическая династия Кох-Суконник». Эта работа уже использована для сайта школы. Таким образом, исследовательская работа по истории Кипринской средней школы может быть продолжена сразу в нескольких направлениях.
Закончить свой доклад я хотела бы словами из воспоминаний учителя школы Кох Отто Оттовича: «Что значит школа в жизни человека, доказывать не приходится. Всё в жизни начинается со школы, где вспыхнет огонёк, из которого разгорается свет, который нам светит на всех дорогах жизни, свет, который и есть ум-разум… Школа сильна не зданием, не стенами, а учителями, которые обучают, воспитывают и вдохновляют учащихся. И на скрижалях истории школы напишут наши имена…»
Использованная литература:
1. Материалы районного краеведческого музея р.ц.Шелаболиха.
2. Статья «Родом из девятнадцатого века. Кипринской средней школе -70 лет». «Знамя Советов» № 11-12 за 2009 г.
3. Альбом воспоминаний о школе из школьного музея.
4. Воспоминания Мельцовой В.В.
5. Воспоминания Суконник Э.О.
6. Журнал выдачи аттестатов.
Приложения
Приложение 1 Список медалистов Кипринской средней школы
Носков Евгений Григорьевич – серебряная – 1965
Авдюшкин Павел Федотович – золотая – 1966
Уперенко Петр Иванович – серебряная – 1966
Юшкова Людмила Михайловна – серебряная – 1966
Поротникова Надежда Дмитриевна – серебряная – 1968
Юшков Дмитрий Михайлович – серебряная – 1991
Малкова Надежда Владимировна – серебряная – 1990
Эпп Наталья Альбертовна – серебряная – 1990
Лавренова Марина Петровна – серебряная – 1993
Носкова Елена Евгеньевна – серебряная – 1993
Палкина Наталья Анатольевна – серебряная – 1994
Бусыгина Елена Викторовна – серебряная – 1994
Мельцова Наталья Вячеславовна – серебряная – 1997
Шашкова Юлия Алексеевна – серебряная – 1997
Носкова Ольга Владимировна – серебряная – 1997
Марисина Елена Петровна - серебряная – 1998
Мусохранова Надежда Михайловна – серебряная – 1998
Иванова Наталья Михайловна – серебряная – 1998
Ульянченко Алексей Борисович – серебряная – 1998
Щербаченко Дмитрий Александрович – серебряная – 1999
Смычкова Евгения Сергеевна – серебряная – 1999
Варцаба Оксана Ивановна – серебряная – 1999
Живова Анастасия Александровна – серебряная – 2000
Носков Иван Владимирович – серебряная – 2000
Мозгова Ирина Николаевна – серебряная – 2000
Рындина Ольга Геннадьевна – серебряная – 2001
Портнягина Ольга Федоровна – серебряная – 2001
Смычкова Татьяна Сергеевна – серебряная – 2002
Золотухина Наталья Васильевна – серебряная – 2002
Живов Роман Александрович – серебряная – 2003
Линкер Инна Владимировна – серебряная – 2003
Бусыгина Любовь Викторовна – серебряная – 2004
Соколова Ирина Евгеньевна – серебряная – 2004
Куц Алина Васильевна – серебряная – 2005
Иваницкий Юрий Михайлович – серебряная – 2006
Костина Надежда Сергеевна – серебряная – 2006
Стенина Олеся Викторовна – серебряная – 2006
Черенкова Вера Альбертовна – серебряная – 2008
Черенкова Надежда Альбертовна – серебряная – 2008
Гладких Елена Юрьевна – серебряная – 2010
Загайко Кристина Викторовна – серебряная -2010
Лысенко Ирина Александровна – золотая - 2011
Приложение 2
Приказ № 110
от 10 июня 1949 года по Шелаболихинскому РОНО: «В соответствии с приказом Алтайского краевого отдела народного образования № 277 от 7 июня 1949 года считать укомплектование школ Шелаболихинского района на 1949-1950 учебный год в следующем составе:
Кипринская средняя школа
Лупынин Л.А. – директор школы
Кудрявцева В.Т. – завуч школы
Попова М.И. – учитель русского языка 8-10 кл.
Мельникова А.И. – учитель математики 8-10 кл.
Лазарев Ф.И. – допустить, учитель биологии 5-9 кл.
Рудометова В.Н. – допустить, учитель русского языка 5-7 кл.
Шпиро М.А. – учитель географии
Кулешов Ф.Н. – допустить, учитель физкультуры 5-10 кл.
Слугина М.Д. – учитель математики
Коренькова Т.Г. – учитель 1-4 кл.
Козлова А.Ф. – учитель 1-4 кл.
Чупахина А.С. – учитель 1-4 кл.
Шипилова Н.И. – учитель 1-4 кл.
Прищепо В.К. – учитель 1-4 кл.
Васильченко И.Ф. – учитель 1-4 кл.
Рудометова Е.М. – старшая пионерская вожатая
Приложение 3 Контингент учащихся Кипринской средней школы в 1951-1962 годах
Учебный
год
| 1-4
классы
| 5-7
классы
| 8-10
классы
| 10
классы
| Всего
| 1951-52
| 150
149
| 139
140
| 87
85
|
| 376
374
| 1959-60
| 190
181
| 96
91
| 38
32
| 9
| 324
304
| 1960-61
| 182
171
| 131
120
|
|
| 333
311
| 1961-62
| 174
186
| 144
145
|
|
| 337
339
|
Приложение 4 Список руководителей
Церковная школа
Книжников Петр Макарович - 1894-1897 гг
Лоптев Григорий Тимофеевич – 1907 г- ??
Начальная школа
Быков Иван Филиппович – 1924-1925 гг
Зубарев Виктор Владимирович – 1925-1926 гг
Скрипилин Фёдор Михайлович - 1926 -1927 гг
Агарков Василий Ильич – 30 –е гг
Семилетняя (неполная средняя) школа
Фролов Николай Григорьевич – 1927 -1930-е гг.
Горожанкин Михаил Матвеевич – 30-е гг
Средняя школа
(Довоенные годы)
Гурецкий Павел Михайлович
Ожогин Дмитрий Петрович
Старцев Василий Петрович
Копцев Андрей Николаевич (?)
(Военные годы)
Разин Алексей Антонович
Бирюкова Таисия Петровна
Верещагина Мария Яковлевна
Костин Борис Петрович
Смазнев Константин Николаевич
Попова Мария Павловна
(Послевоенные годы)
Лупынин Леонид Александрович -1947 – 1955 гг
Варнаков Павел Иванович - 1955 – 1960 гг
1960-1969 гг
Джерапова Раиса Павловна
Мерзлов Станислав Георгиевич
Талдыкин Виктор Иванович
Орлова Валентина Евдокимовна
Денисенко Виктор Данилович
Палкин Анатолий Иванович - 1969 – 1977гг, 1988 – 1990 гг
Мельцова Вера Васильевна - 1977 – 1988 гг
Суртаев Владимир Геннадьевич -1990 г
Сидорова Ольга Оттовна - 1990 -2001 гг
Рудомётов Павел Леонидович - с 2001 г.
Приложение 5
Воспоминания о начальной школе
Школа моя деревянная!
Время придет уезжать,
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать…
По улице Ленина, недалеко от школы, находится маленькое здание, где в настоящее время располагается сельская гостиница. И лишь немногие помнят, что это здание в давние времена было очень значимым в жизни села. Это была начальная школа с. Киприна. В моей памяти это было чудное место, куда на занятия и после занятий стекалась местная детвора. Нам казалось, что главнее этого дома нет на свете. Здесь происходило первое чудо в жизни каждого ребёнка – встреча с первой учительницей, со храмом знаний, со своими одноклассниками.
Как будто вчера была я в этой школе, проходила по её узкому коридору и встретилась со своим детством. Но увы, это было недавно, это было давно!.. Столько воды утекло, но в жизни моей останется эта маленькое уютное здание, где всё было так просто и знакомо: две классных комнаты, парты в три ряда, узенький коридор, учительская и раздевалка. Самым большим богатством этой школы были, конечно, дети и учителя.
Непререкаемым авторитетом были Носкова Полина Александровна, Шапилова Нина Ивановна, Богданчикова Татьяна Гавриловна, Чупахина Александра Степановна, Корнилова Раиса Дмитриевна, Сычёва Валентина Васильевна. Это были люди высокой культуры, мудрости и великой души. Для нас и наших родителей они были образцом для подражания.
И сейчас, много лет спустя, проходя мимо этого исторического для села здания, хочется низко поклониться и сказать: «Ты жива ещё моя старушка, шлю привет тебе, привет…»
Спасибо, что эта школа ещё жива, греет своими теплом наши души, диши её выпускников, её живущих педагогов. Спасибо за чудо!
С уважением выпускница, педагог Кипринской средней школы
Суконник (Кох) Эльвира Оттовна.
2011 года.
Приложение 6 Воспоминания о школе
Помню чудные мгновенья, когда на импровизированные концерты собиралась вся детвора, педагогический коллектив Кипринской средней школы.
А чудо заключалось в следующем. Учитель немецкого языка, мой отец Отто Оттович Кох был большим любителем и знатоком музыки, играл на множестве музыкальных инструментов. Вот он и его ученики Худяков В.А. (ныне поэт Алтая), Зензин Геннадий играли: Отто Оттович на скрипке, на пианино, на аккордеоне, на струнных инструментах и ученики на баяне…
Это был своего рода ансамбль, под звуки которого рождались новые светлые чувства, пробуждалась любовь в сердцах старшеклассников и гордость за красоту русской музыки. И вот в такие минуты танцевала вся школа. Сейчас такого не увидишь.
В то время, благодаря такому ансамблю, каждый ученик знал знаменитые «Коробейники», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», «Жемчуг», «Русская кадриль» и многое другое. Спасибо что были такие незабываемые минуты.
Позже, когда мне было лет 12-13, были танцы на перемене, но уже под другую музыку, под пластинки, которые мой отец приносил из дома. А коллекция классической и русской народной музыки в доме у нас дома была огромная. И папе очень хотелось зажечь в душах школьников огонёк любви к классической и народной музыке. И это получалось. Любимыми его школьными вечерами были «встречи» с композиторами. Замирал зал и все затихали, когда звучала музыка Чайковского, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Баха. Вряд ли какая школа может похвастаться такой радостью и в настоящее время.
Я удивляюсь по сей день, как у моих бывших учителей на всё хватало времени?! Ведь занимались они в две смены.
Расскажу ещё об одном замечательном событии, которым радовали сельчан наши учителя. Это концерты в клубе, где пустого места не было. Мой отец. Кох О.О. организовал большой по тем временам оркестр народных инструментов, где была задействована сельская интеллегенция и работники колхоза имени Ленина. Это было чудо, зал слушал, кто мог – подпевал.
Такие мероприятия объединяли души детей и взрослых, учили добру. И простые концерты проходили на ура! Казалось, что лучше наших учителей никто не пел.
Коллектив Кипринской средней школы был настолько грамотным, интеллигентным, и как следствие стало то, что почти все учителя настоящей школы – её выпускники, которые продолжили дело своих педагогов, не очернили их светлую память. С глубоким уважанием и признательностью
Суконник (Кох) Эльвира Оттовна,
учитель немецкого языка КСШ.
2011 год Приложение 7
Ах, школа, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
«Один по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам
Я убегал к родной реке…»
Так писал Н.А.Некрасов, обращаясь к родной реке Волге. Так и я прохладным утром, каждый день шла в родную школу, где провела 45 лет: 10 лет будучи ученицей и 35 лет трудилась с любовью и гордостью, продолжая дело своего отца Отто Оттовича Коха.
Помню всё как сейчас. «Воспоминанья обмануть нельзя,
Воспоминания глядят в глаза,
Они мои наставники и судьи,
Они тепло моё весеннее,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню, я живу!»6
Хочу поделиться воспоминаниями о своих днях работы в качестве заместителя директора по воспитательной работе. А вспомнить есть что.
Нас, педагогов объединяло всё, что происходило в школе. Особое внимание уделялось КТД, это были коллективные творческие дела. Здесь творились чудеса. Здесь был каждый мастер и творец. Это были незабываемые зрелища, дети показывали своё артистическое мастерство. Педагоги свой организаторский талант и огромное чувство солидарности со своей школой и её идеями.
Летом, особенно в августе, школа готовилась к новому учебному году, к встрече детей. Все, от малого до великого, готовили школу. И вот сентябрь, долгожданный и трепетный, заполняет школьные коридоры детским гомоном, шумом и радостью. Школа оживала, так как её жители: ученики и наставники заполняли её своей радостью от встреч. Каким торжественным
было 1 сентября, день встреч, новых надежд и начинаний. Для меня и моих коллег это останется на всю жизнь. Им вновь гореть и волновать,
Вновь каждый мастер и творец,
Вновь отдавать своё богатство.
Богатство мыслей и сердец…
Следующим ответственным и не менее важным было празднование «Дня Учителя». Для многих учеников это был старт в свою будущую профессию. Нужно было видеть, какими дети были важными и нужными, когда играли роль учителей. И в школе был порядок и взаимоуважение. Заканчивалось всё большой программой, где чествовали своих друзей-учителей. И тут «наставникам стихи и песни, сверканье вдохновенных строк, мудрейших изо всех профессий, Величью званье – Педагог»
А когда наступали новогодние праздники, это было чудо! Все готовились, все ждали встречи с новыми надеждами, ведь Новый год – это новые желание и их осуществление. Педагоги умели подготовить своих учеников так, что это была встреча с чудом, со сказкой. Это было для всех незабываемым зрелищем. Очень впечатляло то, что бессменным Дедом Морозом был Худяков А.Я. Это был настоящий Дед Мороз из Лапландии, который умел и спеть, и сплясать, и ёлку зажечь. Дети верили в чудо и оно приходило.
И, конечно, нельзя забыть волнующие Вечера встречи выпускников. Встречались через многие годы, у каждого уже годы учёбы, большого труда. Но всех объединяло одно: все родом из Кипринской средней школы.
Ещё один момент из жизни моей школы – это месячник оборонно-массовой работы, которым бессменно руководил в 80-90-е гг. военрук школы, человек умный и ответственный, Худяков А.Я. Такими важными и дисциплинированными я детей не помню. Во-первых, сам Алексей Яковлевич своим величественным видом в офицерской форме заряжал это мероприятие энергией, вниманием друг к другу и зарождающейся любовью к своему Отечеству. Как сейчас помню: «Здравствуйте, товарищи танкисты, мотострелки…» и т.д. Хотелось бы, чтобы нынешние ученики понесли эту традицию дальше и гордились ею.
8 марта – встреча с весной, этого праздника ждали все, поздравления получали все девочки и женщины. Надо было видеть, какими довольными и красивыми были девочки, и гордыми были мамы. Встречи, КВНы проходили на ура.
Для каждого из нас был когда-то последний звонок, очень волнующий, грустный, и в то же время радостный, ведь это встреча с новой жизнью, будущим. Выпускники стояли взрослые, и в то же время ещё дети, ведь многому придётся научиться в жизни, ни один раз ошибиться и опять вперёд, только вперёд.
Не могу не остановиться на таком великом празднике как День Победы, которым руководил опять военрук школы Худяков А.Я. Со слезами на глазах, с замиранием сердца все присутствовавшие наблюдали возложение школьниками гирлянды к мемориалу, почётный караул и вечный огонь. Сколько приходилось потрудиться, чтобы затронуть души односельчан.
Многих уже нет в живых. В том числе и Алексея Яковлевича. Много можно вспоминать, и всё это будет вечно. И учителя и ученики. Всегда будут жить имена в истории школы и я рада, что я среди них.
Лешова В.Н. Сидорова О.О.
Долгова М.П. Мельцова В.В
Юшкова А.Д. Шапилова Н.И.
Богданчикова Т.Г. Гладких О.Г.
Носкова П.А. Шашкова Н.С.
Кох О.О. Рындина О.В.
Даммер В.В. Стенина Т.П.
Палкин А.И. Немова В.В.
Андреева М.П. Лопаева И.Э.
Худякова З.Р. Носкова В.С.
Худяков А.Я. Носков Е.Т.
Худяков Ю.А. Палкина В.Г.
Завалюева Е.К. Суконник Э.О.
Прищепо Л.В. Суконник Н.П.
Марисина О.В. Суконник Н.Л.
Мерц Н.В. Артёмов А.А.
Черенкова Т.Н. Бочарова Н.Ф.
Рудомётов П.Л. Бочаров В.В.
Яркова Л.З. И если когда-нибудь прозвучат мои воспоминания о школе, то я буду рада что и я внесла свой скромный вклад в летопись истории Кипринской средней школы.
С уважением учитель немецкого языка
Суконник (Кох) Э.О.
2011 год
|
|
|