Главная страница

Внеклассное мероприятие по математике на тему: "И прекрасна и сильна математики страна…"



Скачать 91.14 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по математике на тему: "И прекрасна и сильна математики страна…"
Дата04.03.2016
Размер91.14 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие по математике

на тему: "И прекрасна и сильна математики страна…".


Куцая Анна Николаевна, учитель математики МАОУСОШ №13 ст. Привольной Каневского района





Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным.

Б.Паскаль
Внеклассное мероприятие по математике направлено на развитие у учащихся интереса к предмету, математических способностей школьников и формирование умения использовать знания в нестандартной ситуации.

Целеполагание:

развивать:

познавательные качества

- математические способности;

- сообразительность;

- любознательность;        

- логическое мышление;

-познакомить учащихся с известными учеными математиками древности и нашего времени.

регулятивные

-способность к мобилизации сил и энергии;

- выбору ситуации;

- преодолению препятствий;

личностные

-укреплять память учащихся;

-развивать и укреплять интереск математике;

коммуникативные

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

- возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету.


Форма проведения:

 путешествие по станциям:

    1. “Историческая” (домашнее задание)

    2. “Блиц-вопрос”,

    3. “Умники и умницы”,

    4. “Творческая мастерская”.


Оборудование: слова Б.Паскаля, эмблемы команд, математические газеты, плакаты болельщиков, карточки с заданиями, портреты Великих математиков, оценочная карта для команд, призы.
Ход игры
Вступительное слово учителя:

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, чтоб не нуждался в знанье.

Какой мы не возьмем язык и век, -

Всегда стремился к знанью человек.

Из выше сказанных слов становится ясно, что в зале собрались именно те, кто “всегда стремится к знаниям”.

Наше мероприятие посвящено самой точной, самой важной, самой нужной из наук - математике!
Математика – наука

Она – гимнастика ума.

Есть в ней точность и смекалка,

Цифры, буквы и …игра.

Тот, кто учит, понимает,

Что наука нам нужна

Так как в трудной жизни нашей

Без нее никак нельзя:

математика повсюду,

математика везде.

Тот, кто учит, понимает…

И порядок в голове.

(Команды формируются следующим образом: учащиеся отвечают на вопросы, за верно данный ответ учащиеся получают карточки определенного цвета. Количество команд и количество учащихся в команде определяет учитель)

Теперь познакомимся с командами. В нашей игре участвуют 2 команды по 5 человек.Команды готовят свою “Визитную карточку” в течении 5 –ти минут. Остальные ребята отвечают на вопросы домашнего задания. Жюри оценивает данный конкурс и выставляет баллы в оценочную карту.
Далее команды пройдут ряд испытаний: размещены станции “Историческая”, “Блиц-вопрос”, “Умники и умницы”, “Творческая мастерская”. Команды получают маршрутный лист и расходятся по станциям согласно этому листу . На каждой станции командам выставляют баллы по определенному критерию. На каждую станцию выделяется не более 5-ти минут. Пока команды путешествуют, болельщикам дается задание сочинить сказку “Путешествие нолика в страну чисел”. После того как команды вернутся обратно, болельщики должны продемонстрировать, что они сочинили. Этот конкурс так же оценивается жюри, баллы заносятся в оценочную карту.

Домашнее задание: станция «Историческая»

Кто хочет ограничится настоящим, без знания

прошлого, тот никогда его не поймет …

Лейбниц.

Характерное отличие алгебры от арифметики заключается в том, что в алгебру вводится неизвестная величина. Намек на такую трактовку арифметических задач есть уже в древне – египетском папирусе Ахмеса (2000 – 1700 до н. э.), где искомая величина называлась словом «куча» и обозначается соответствующим знаком-иероглифом.

Среди математиков Древней Греции было принято выражать все алгебраические утверждения в геометрической форме. Большинство задач решалось путем построений циркулем и линейкой.

В Египте решали задачи способом «аха», а в Вавилоне задачи решались по сути дела с помощью уравнений.

С VI века центр математических исследований перемещается в Индию и Китай, страны Ближнего Востока и Средней Азии. Индийские математики использовали отрицательные числа и усовершенствовали буквенную символику.

Поэтому на станции «Исторической» поговорим о великих людях, которые внесли большой вклад в математику

На данной станции предлагают портреты великих математиков . Учитель зачитывает автобиографию, а команда должна отгадать, о ком идет речь. Правильный ответ оценивается в один балл.. (Слайд №1)
1. Его называли королем математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Однажды в школе, учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока учитель диктовал задание, у него уже был готов ответ. Кто это?

Ответ: Карл Гаусс.

2. Он считал, что «Всё есть число». Согласно его философскому мировоззрению числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа – 1, 2, 3, 4 – означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел – 10 – изображало весь мир. Он разделил числа на четные и нечетные, простые и сложные, впервые открыл математическую теорию музыки.

Ответ: Пифагор

3. Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России ее введение началось 1899 года. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежат кому?

Ответ: Менделеев Д.И.

4.«Мой долг служить науке».

  • Теория дифференциальных уравнений в частных производных.

  • Продолжила исследование Лапласа о структуре колец Сатурна.

  • Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

  • Писала стихи, прозу.

«Принцесса науки» - так называли ее в Стокгольме. Однако при жизни ей не удалось получить признание у себя на Родине. Женщина – ученый, член-кореспондент Академии наук не имела права присутствовать на заседаниях Академии. Она скончалась в 41 год, в самом расцвете творческих сил.

Ответ: С. Ковалевская

5.Швейцарский математик в петербургской жизни сложился как великий ученый. Гений расцветает в России. Интегральное исчисление.
Алгебра. Дифференциальное исчисление. Механика. Теория чисел.
Тригонометрия. Современное понимание логарифма.
Обозначение мнимой единицы i.

Ответ: Леонард Эйлер

6. Известный учёный. Используя свои знания по геометрии, он построил огромные зеркала и с их помощью сжёг римские корабли. Знаменитый закон его гласит: тело, погружённое в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Жил он в небольшом городе Сиракузы на острове Сицилия. Он изобрёл много военных машин того времени и погиб в 212 г. до н.э., когда его родной город осадили войска могущественного Рима. На его могиле была установлена плита с изображением шара и цилиндра.

Ответ: Архимед

Команды представляют свои визитные карточки ( название команды, эмблемы)
2 станция “Блиц-вопрос”.

На этой станции командам задают 10 вопросов. Они быстро должны дать ответ. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1.Однажды пришли к садовнику ребята и спрашивают: «Дедушка, сколько в твоем саду деревьев?» Улыбнулся садовник и ответил: «Половина всех моих деревьев- яблони, четвертая часть- сливы, седьмая часть- груши и, кроме того, есть ещё 3 тополя»

Стали ребята считать, сколько же у садовника в саду всех деревьев, да так и не сосчитали. Может быть вы сосчитаете?

Ответ: 28.

2. Доску длиной 4 м распилили на части по 1 м. Чтобы отпилить 1 м доски, нужно пять минут. За сколько времени можно распилить всю доску?

Ответ15 мин.
3.Мальчик лёг спать в 7 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик?

Ответ: 2 ч.
4. У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10 ?

Ответ: 9.

5. Половина от половины числа равна половине. Какое это число?

Ответ: 2.

6. Чему равен периметр треугольника со сторонами 18 см, 17 см, 35 см ?

Ответ: такого треугольника нет.

7. Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей?

Ответ: 8 часов.

8.Какими должны быть два следующих числа в последовательности:

10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,…

Ответ: 11,14

9.Делится ли число: 11· 21 · 31 · 41 · 51 - 1 на 10?

Ответ: да

10.Сколько раз встречается цифра 7 при записи чисел от 1 до 100?

Ответ:20
11. а.Сколько месяцев в году содержат 30 дней?

б.У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?

в. землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 часов выкопают 100 м канавы?

12.Электропоезд идёт с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении- с востока на запад- дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?

13. а.На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

б. Чему равен НОД двух чисел, если НОК равно произведению данных чисел?

в.Хозяйка несла корзину яиц. А дно упало. Сколько яиц осталось?

14.В древней Руси основными дробями были:

1/2- «половина» или «пол»;

1/3- «треть»;

1/6- «полтрети».

А как называли люди в то время дробь 1/24?

Ответ: пол-пол-полтрети

15.Чебурашка купил в магазине 7 одинаковых тетрадей. Сколько он заплатил?

1) 200 р. 2) 154 р. 3) 307 р. 4) 222 р.

16.Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой?

17. В классе 36 учащихся. Мальчиков из них на 6 человека больше, чем девочек. Сколько в классе девочек?

Ответ: 21
18. В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы?

19.Какие часы показывают верно время всего два раза в сутки?

Ответ: которые стоят

20. В клетке живут зайцы: 7 чёрных и 5 серых. Сколько голодному волку в темноте надо вытащить из клетки зайцев, чтобы среди них было не меньше 2-х черных и не меньше 3-х серых?

3 станция “Умники и умницы”.

Каждая команда получает карточки с заданием, задание оценивается в 2 балла.
1.Определите, какой цифрой заканчивается результат каждого вычисления:


2+13+25+36+47+58+69= ?

Ответ 0.

2*4*6*8*12*14*18*22= ?

Ответ 2.

12*13+13*14+14*15+15*16+16*17+17*18+18*19= ?

Ответ 8.



2. Запишите в строчку через одну клеточку подряд цифры 2,3,4,5,6. Не меняя порядка цифр, вставьте между ними знаки действий так, чтобы в результате получилась единица.

Ответ: 2х3-4+5-6=1.

Пока команды работают над заданиями, болельщики отвечают на блиц вопросы.

3 Станция “Творческая мастерская”
В творческой мастерской ребятам предлагают задания, развивающие воображение. Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла, болельщики могут присылать подсказки командам на листочке. (Любопытные паузы болельщикам)

Ребусы
и = о



,ь
(Дробь)


( Числитель)



я=е
(Знаменатель)

Заключение игры.

После того, как команды пройдут все станции, они возвращаются в зал. Болельщики демонстрируют свои сказки.

Жюри подводит итоги. Подсчитывают баллы в оценочной карте и объявляют результаты. Награждение команд призами.

Учитель

Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли или выиграли сейчас –

Будут в вашей жизни успехи

И победы еще не раз.

Главное, не забывайте:

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать.

Нужно прежде всего

Математику знать.

Я хочу поблагодарить всех участников и гостей за активное участие в игре.

Желаю вам хорошего настроения и удачи!