Главная страница


«Использование интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов на уроках в начальной школе». Герасименко Юлия Евгеньевна, учитель начальных классов, гбоу гимназия №1257 г. Москвы



Скачать 196.13 Kb.
Название«Использование интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов на уроках в начальной школе». Герасименко Юлия Евгеньевна, учитель начальных классов, гбоу гимназия №1257 г. Москвы
Дата16.02.2016
Размер196.13 Kb.
ТипДокументы

«Использование интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов на уроках в начальной школе».

Герасименко Юлия Евгеньевна, учитель начальных классов, ГБОУ Гимназия № 1257 г. Москвы.

В данной статье автор попытался осветить вопрос использования интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов в начальной школе вообще и на уроках математики в частности на примере урока «Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс», показав преимущество проведения урока с использованием интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов по сравнению с традиционным уроком.

В современном обществе владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Оправданно считается, что человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль общения, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы и способам её решения, к организации своей деятельности. Только всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейшее развитие науки и техники, обратить их достижения на пользу общества. В этих условиях, без сомнения, должна измениться и активно меняется школа.

Начальная школа является первой ступенью фундамента, от которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, что накладывает на учителя начальных классов особую ответственность. Современный учитель должен владеть личностно- ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

«Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.

Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их использования в учебный процесс.

Первым шагом к использованию учителем интерактивного оборудования должно быть знание психофизиологических особенностей детей разного возраста, знание норм СанПин .

Следующим шагом может быть приобретение необходимой ИКТ- компетентности учителем и накопление дисков, программ, материалов различных интернет - ресурсов для использования на уроках (создание медиатеки).

Третьим шагом в этой работе должно являться обучение учащихся навыкам работы с мультимедийными программными средствами, умение работать на компьютере как одним из востребованных видов деятельности.

В настоящее время информационную технологию обучения все чаще связывают с деятельностным подходом в обучении, поэтому четвертым шагом может быть самостоятельное использование учащимися интернет - ресурсов и интерактивного оборудования в процессе обучения, создание собственных компьютерных «продуктов».

Использование учителем современных технологий обучения требует от него постоянного повышения профессионального уровня, овладения новыми технологиями образовательного процесса. Использование интерактивного оборудования - это не только большие возможности для процесса образования, но и огромный труд учителя по созданию, поиску, отбору и внедрению в план конкретного урока найденного материала. Созданные и собранные каждым учителем материалы могут войти в медиатеку школы, которая может быть доступна всем учителям.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Применение информационных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить его, сделать более интересным, запоминающимся.

Уроки с использованием интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов имеют ряд преимуществ перед традиционной формой урока:

  • мультимедийные средства обучения являются средствами нового поколения и объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводят процесс обучения на качественно новый уровень;

  • соответствуют тому способу восприятия информации, которыми отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции;

  • разработано огромное количество компьютерных наглядных материалов, их можно использовать большое количество раз в отличие от их бумажных аналогов;

  • учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией с помощью, например, интерактивной доски - выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. Работа ведётся на доске без потери визуального контакта с классом;

  • дети становятся активными участниками образовательного процесса, работа с интерактивным оборудованием помогает воплощать системно - деятельностный подход на практике, интерактивная доска является полем информационного обмена между учителем и учеником;

  • благодаря интерактивности и наглядности весь класс вовлекается в работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание учебного материала;

  • всю выполненную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками в случае необходимости пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе в виде видеозаписи;

  • к интерактивной доске может быть подключен микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера

Самыми часто используемыми видами работы при использовании интерактивного оборудования считаю видеоролики, мелодии, мультфильмы, тренажёры, в работе предпочитаю самостоятельно созданные презентации.

Интернет-ресурсы помогают держать двустороннюю связь «учитель-родители», на сайте ГШИС с 2012/13 учебного года учитель размещает планы уроков (это очень удобно родителям болеющих детей), домашнее задание, выставляет оценки в электронный журнал, может размещать сообщения, видит результаты своей работы в виде графиков.

Широко используются интернет-ресурсы на всех предметах в начальной школе - на уроках математики и русского языка, например, учитель имеет возможность использовать различные обучающие и развивающие программы, может применять уже готовые тренажёры, с помощью интерактивной доски демонстрировать репродукции картин при написании детьми изложений и сочинений, проводить словарные диктанты.

На уроках окружающего мира у учителя есть возможность знакомить детей с материалами презентаций на различные темы, с видеоматериалами, демонстрировать фотографии объектов природы, документальные фильмы, аудиозаписи.

На уроках литературного чтения, работая по УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова», при работе с пособием «Картинная галерея» имею возможность выводить репродукции картин на смарт - доску, знакомить ребят с портретами художников, писателей.

Современный учитель использует в своей работе многие известные образовательные технологии, такие, как технология проблемно-диалогического обучения, проектную технологию, здоровье - сберегающие технологии, личностно-ориентированные образовательные технологии, технологию педагогического сотрудничества, технологию развивающего обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологию портфолио, технологию интерактивного обучения и многие другие.

Являясь учителем начальных классов, в своей работе я использую многие технологии обучения на разных уроках в разных вариантах сочетания с использованием интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов.

На примере урока математики в 4-м классе на тему: «Построение треугольника по трём сторонам» можно проследить вариативность совместного использования разных открытых образовательных технологий, при подготовке и проведении урока было использовано интерактивное оборудование и Интернет- ресурсы.
Цель:

-научить строить треугольник по трём заданным сторонам, совершенствовать навыки само- и взаимоконтроля, способствовать развитию взаимопомощи.
Задачи:

– познакомить учащихся с новым способом построения треугольника с помощью циркуля;

– развивать умения находить площадь прямоугольника по заданной площади прямоугольного треугольника;

– совершенствовать умения и навыки решать неравенства разными способами;

– на основе сравнения устанавливать признаки различий конуса и пирамиды;

– закреплять умение изображать прямоугольники в удобном масштабе;

– развивать умение сравнивать и анализировать,
-развивать умение работать в тестовом режиме.
Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает:

  • повторение знаний учащихся устного счёта в пределах 1000; нахождения доли числа; порядка действий в выражениях со скобками; выполнения краткой записи задачи; умения строить треугольник разными способами;

  • формирование умения графически правильно выполнять чертёж треугольника по заданным сторонам;

  • ознакомление с понятием «построение треугольника с помощью циркуля по заданным 3-м сторонам»;

  • формирование умения правильно составлять план решения задачи с помощью краткой записи;

  • совершенствование навыка сравнивать и анализировать (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с алгоритмом действия);

  • совершенствование навыка самостоятельной работы;

  • формирование опыта работы с тестом.


Планируемые результаты
Личностные:

  • Сохранение интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

  • Ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;

  • Понимание причин успехов в учёбе;

  • Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:
Познавательные

Умение:

  • Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации на заданную тему;

  • пользоваться знаками, символы, схемами, символами, чертежами, приведёнными в учебной литературе;

  • находить в содружестве с одноклассниками различные способы решения учебной задачи;

  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  • проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом.



Регулятивные

Умение:

  • Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

  • контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.



Коммуникативные

Умение

  • Строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

  • контролировать действия партнёра;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.



Предметные:

  • Осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;

  • Выражать собственное мнение, обосновывать его;

  • Делать словесный отчёт о проделанной работе.


Организация образовательного пространства
Оборудование:


  • Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика:Учебник для 4 класса. Часть I. –2-е издание, исправленное. Самара.: Издательство «Учебная литература», Издательский дом « Фёдоров», 2007.-80 с.( Система Л.В. Занкова)

  • Лист-помощник для учащихся

  • Циркуль (для учащихся)

  • Линейка (для учащихся)

  • Циркуль (для учителя)

  • Линейка (для учителя)

  • Мультимедийный проектор (интерактивная доска)

  • Презентация



Межпредметные связи

  • Окружающий мир

  • Русский язык

  • История


Ресурсы

Персональный компьютер для учителя.

Выход в ресурсы сети Интернет на сайты:

  • https://rusedu.ru

  • https://pedsovet.su

  • https://ru.wikipedia.org



Формы работы

фронтальная (Ф)

индивидуальная (И)

парная (П)

групповая (Г)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Работа в предложенном варианте конспекта урока предполагает знание учителем основ психофизиологии и технологии личностно - ориентированного подхода к обучению, деление класса на учебные группы по уровню сложности выполняемых ими заданий:

Группа 1 – группа для выполнения повышенного уровня сложности.

Группа 2 – группа для выполнения заданий средней степени сложности.

Группа 3 – группа для выполнения заданий пониженного уровня сложности.
Этап I. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель:

  • актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;

  • мотивация учащихся к изучению темы.


Задания для повторения изученного материала
Форма работы: Ф, Г, И
Задание 1 –повторение тем «Счёт в пределах 1000», «Нахождение доли числа».
Группа 1- работает устно

Группа 2- работает, используя печатный текст задания 1

Группа 3 – работает в листе письменно

Учитель предлагает детям записать число, «Классная работа», делит класс на группы, устно объясняя каждой группе его задание.
Учитель проводит устный счёт на повторение тем: счёт в пределах 1000, нахождение доли числа согласно делению класса на группы (задание №1 листа-помощника).
Задание 2 –повторение темы «Порядок действий в выражениях со скобками»
Форма работы: Ф, Г, И
Группа 1-работает устно, читая выражение, каков порядок действий будет в выражении без скобок?

Группа 2- определяет вариант правильного ответа,

Группа 3- определяет письменно порядок действий, потом ставит галочку рядом с правильным ответом.
Учитель:

-Какова последовательность действий в выражении?

-Отметьте вариант правильного ответа галочкой.
Дети выполняют указания учителя соответственно делению на группы (задание 2 листа – помощника).
Задание 3-повторение темы «Решение задач на нахождение доли числа»
Форма работы: Ф, Г, И

Группа 1 работает устно

Группа 2 - пользуется текстом задачи

Группа 3- пользуется краткой записью, дополняя её

Учитель читает текст задачи.
Учитель:

-Что такое рубанок?
Учитель показывает на смарт - доске презентацию и рассказывает о рубанке, его использовании, внешнем виде и материалах, из которых рубанок изготавливался в момент его появления и в современном мире.
Дети знакомятся с материалами презентации:
Кадр №1:




Кадр №2:

Руба́нок (от нем. Raubank) — ручной деревообрабатывающий инструмент для строгания. Рубанки используются для придания поверхностям деревянных деталей нужной шероховатости, прямолинейности, плоскостности, формы, уменьшения размеров деталей, а также для создания в деталях протяжённых выемок различной формы.

Кадр №3:



Учитель:

-Для чего нужны отвертка и молоток?

Дети отвечают на поставленный учителем вопрос, учитель при необходимости корректирует ответы детей.

Учитель:

-Чем интересно 1-е предложение задачи? (осложнено однородными членами-дополнениями).

-В 1 предложении текста задачи определите падеж однородных членов.

Дети определяют падеж однородных дополнений (В.п.), доказывая свой ответ.

Дети решают задачу согласно делению на группы.
Результат обсуждается совместно.

Физкультминутка «Космос» для глаз

Форма работы: Ф

https://rusedu.ru/detail_13216.html
Учитель заранее закачивает файл с физкультминуткой на свой компьютер и во время её проведения выводит изображение на смарт – доску.
Дети выполняют движения глазами.
Учитель объявляет тему урока.
Этап II. Учебно-познавательная деятельность
Цель деятельности: познакомить учащихся с новым вариантом построения треугольника - по трём сторонам и повторить уже известные способы построения треугольников.
Задание 1 на актуализацию опорных знаний
Форма работы: Ф, И
Учитель предлагает детям выполнить проверочную работу: построить в тетради треугольники по известным углу и двум сторонам (задание 4 в листе-помощнике).

Дети самостоятельно выполняют задание учителя.

Учитель проверяет тетради у первых трёх учащихся (из 3-ей группы) на оценку.
Задание 2 на изучение новой темы - «Построение треугольника по трём сторонам»
Форма работы: И, Ф

Учитель знакомит детей с понятием «Алгоритм» и объясняет последовательность построения треугольника по трём заданным сторонам, используя треугольник и циркуль:

Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

Задание 3 на закрепление объяснённого материала и на повторение понятия «масштаб» и совершенствование навыка взаимопомощи

Учитель:

- Постройте треугольник со сторонами 4 дм, 6 дм, 8 дм.

-Каким понятием будем пользоваться? Где ещё используется это понятие?

Дети вспоминают, что масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.

Учитель:

-Какой масштаб удобен в данном изображении треугольника?(1:2 или 1:10)

Дети работают в тетради, пользуясь линейкой и циркулем.

Дети 2-ой и 3- ей групп используют инструкцию (алгоритм построения) на 2-й странице листа – помощника.

Учащиеся 1-ой группы при необходимости помогают своим соседям - учащимся 2- ой и 3- ей групп.
Физкультминутка

Форма работы: Ф

https://pedsovet.su/load/244-1-0-24338
Учитель заранее загружает презентацию для проведения физкультминутки на индивидуальный компьютер и выводит изображение через смарт - доску на экран.

Дети повторяют движения физкультминутки.
Этап III. Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Построение треугольника по трём сторонам» и добиваться совершенствования навыка самоконтроля.
Задание на определение степени понимания изучаемой темы и на совершенствование навыков взаимоконтроля.
Форма работы: Ф, П, И
Учитель предлагает учащимся обменяться тетрадями и записать соседу задание на построение треугольника по трём сторонам.
Дети выполняют задание учителя и в своей тетради с помощью инструментов производят построение треугольника по трём заданным сторонам, затем выполняют взаимопроверку.
Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: стимулировать интерес учащихся к выполнению заданий частично-поискового характера; научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.
Задание на представление результата своей деятельности
Форма работы: И, Ф
Детям предлагается подумать над вопросом:

-Какими могут быть стороны треугольника, если периметр его равен 15 см? 27 см? 8 см?

-Какими по виду будут являться названные вами треугольники?
Дети отвечают на поставленные учителем вопросы.
Этап V. Рефлексивная деятельность
Цель деятельности: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Форма работы: Ф
Для оценивания результата деятельности учащихся можно задать следующие вопросы:
Учитель:
-О чем шла речь на уроке?

-Что нового узнали?

-Поднимите руки, кто сегодня работал на «5»?

на «4»?

-А кто в следующий раз постарается работать на эти оценки?

-За активную работу на уроке могу похвалить…
-Запишите домашнее задание на завтра:

  • Повторить новый материал по №37 учебника;

  • выполнить п.8 №37 в тетради;

  • повторить понятия «периметр» и «площадь», №38.


Лист – помощник №1

1.Узнай задуманное число.

а) Число 180 больше задуманного числа на 50. Какое число задумано?____

б) Число 360 меньше задуманного числа на 40. Какое число задумано?_____

в) Найди одну восьмую часть от числа 24_____________________,

три восьмых части от этого числа_________________________, семь восьмых частей от числа 24__________________.
2.Какова последовательность действий в выражении 2×48+(100-60:4)? Отметь вариант правильного ответа галочкой:

1)умножение, сложение, вычитание, деление ___

2)сложение, вычитание, деление, умножение___

3)вычитание, деление, умножение, сложение___

4) деление, вычитание, умножение, сложение___

3.УСТНО

Для школьной мастерской купили рубанки, отвертки и молотки. Рубанков 36 штук, отвертки составляли третью часть числа рубанков, а молотков было в 4 раза больше, чем отверток.

При необходимости используй краткую запись:

Рубанки-36 шт.

Отвертки-1от

3

Молотки -? шт.,в 4 раза больше

Объясните, что обозначают выражения:

36 : 3 36 : 3 + 36 36 : 3 · 4 36 + 36 : 3 · 4.
4.Работа в тетради

Постройте треугольник по данным: А = 90, стороны 4 см и 5 см.

– Постройте треугольник по данным: А = 45, В = 60, сторона АВ = 6 см.

Лист- помощник №2

Тема урока: ПОСТРОЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКА ПО ТРЁМ СТОРОНАМ

(запись в тетради)

Алгоритм построения треугольника по трем заданным сторонам.

1. Отложим на прямой отрезок QF, равный одной из сторон треугольника.

2. Из точки Q проведем дугу, радиус которой равен второй стороне.

3. Из точки F проведем дугу, радиус которой равен третьей стороне треугольника, так, чтобы дуги пересеклись.

4. Точку пересечения R соединим отрезками с точками Q и F.

Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Сколько элементов надо знать, чтобы построить треугольник?

– С помощью каких инструментов можно построить треугольник по трем сторонам?
Используемая литература и сайты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.

  2. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова[Сост.НечаеваН.В., Бухалова С.В.].-Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.-224с.- (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).

  • Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 4 класса. Часть I. –2-е издание, исправленное. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом « Фёдоров», 2007.-80 с. (Система Л.В. Занкова)

  1. https://rusedu.ru/detail_13216.html

  2. https://pedsovet.su/load/244-1-0-24338

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%E1%E0%ED%EE%EA



Учителю необходимо понимать, что компьютер не заменяет учителя или учебник, но абсолютно изменяет характер педагогической деятельности. Нельзя выбросить все накопленное традиционной педагогикой, информационные технологии должны применяться не вместо, а вместе с традиционными методами работы. Органическая связь ИКТ с традиционными методами позволяет расширить возможности преподавателя, совершенствует организацию урока, повышает интерес учащихся к изучаемому материалу.