|
Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках математики Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках математики
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
(Л.Н. Толстой)
Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Поэтому развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, ее познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.
Постоянно растущий объем информации, ее многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнений тезис о невозможности знать и уметь все. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика.
Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация»– нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления». Специфика инноваций проявляется в следующем:
инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
Актуальность инновационной деятельности
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность детей;
- современные дети мало читают;
- характерна ограниченность общения со сверстниками;
- большинство детей не участвуют в деятельности детских организаций;
- сегодня дети более открыто выражают и отстаивают своё мнение.
В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока.
Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, необходимо включать детей в исследовательскую деятельность.
В целях достижения лучшего результата использовать разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия.
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Формы и методы
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный (работа по заданному учителем алогоритму);
эвристический;
методы самостоятельной работы учащихся;
метод дифференцированного обучения;
метод проектов.
Педагогические технологии и достигаемые результаты
1.Личностно-ориентированная технология обучения
Помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.
2. Технология уровневой дифференциации
Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.
3. Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний.
4. Тестовые технологии
Задания на тестовой основе использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.
5. Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий.
6. Игровые технологии
Игровые технологии на уроках математики - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр. 7. Компьютерные технологии
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.
Личностно ориентированное обучение
Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, что является условием его развития, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
Можно считать, что цель ЛОО состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией». Исходя из данной трактовки цели ЛОО, определяются его основные человекообразующие функции:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средством (механизмами) реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить человека к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой культуры. Механизмом реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, как переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие ее ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Соответственно, механизмами реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Содержание ЛОО включает в себя компоненты:
аксиологический (имеет целью введение учащегося в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностный ориентаций);
когнитивный (обеспечиваем учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);
деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей);
личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, самоопределения, формирования жизненной позиции).
Психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока
формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся:
инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений, выводов ученика;
создание ситуации выбора;
организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.
создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:
опора на субъективный личностный опыт ученика;
активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;
формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;
создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы;
ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):
развитие мотивационной сферы учащихся;
создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности, учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;
повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе;
знание и учет психофизиологический особенностей учащихся:
использование приемов внешней и внутренней дифференциации;
выбор методических приемов, типа урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития);
ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного смысла учения:
ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам;
обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации);
создание ситуации успеха;
помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;
создание ситуации нравственного выбора;
организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных способностей:
постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
поощрение творческой активности учащихся;
ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;
использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций и их моделей;
разнообразие используемых методов и приемов деятельности;
повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера;
формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуация успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат);
формирование стремления к успеху, а не к избеганию неудач;
создание ситуаций включенности учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества;
организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия:
приоритет диалогических форм учебной деятельности;
организация сотрудничества учителя и учеников;
организация сотрудничества учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ);
оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
доброжелательность в общении;
создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:
поощрение инициативы и активности учащихся;
акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;
использование вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров;
подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;
поощрение познавательной активности детей;
обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:
«считывание» учителем эмоциональной информации учеников и реагирование на нее;
обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;
открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;
возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы;
взаимность обратной связи;
заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников;
личностно ориентированная позиция педагога:
установка на ученика как субъект образовательного процесса как на личность, индивидуальность;
признание самобытности и уникальности каждого ученика;
безоценочная позиция – принятие учеников и ситуации как данности;
приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей;
доверительная позиция, склонность выражать собственное мнение;
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
Метод проектов
Метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, которая интегрирует проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.
В последние годы метод проектов находит все большее распространение не только за рубежом, но и в школах России. В большой степени это связано с требованиями, которые современное общество предъявляет к выпускникам и которые сформулированы в ФГОС нового поколения. Для выполнения этих требований учителям необходимо не только переосмысливать традиционные методы преподавания математики, но и овладевать новыми технологиями, перенимать опыт у учителей-новаторов.
Каждый учитель математики пытается ответить на вопрос: как создать такие условия, в которых, во-первых, решение задачи станет важно для учащихся, а во-вторых, учащиеся сумеют задачу решить, мобилизовав все свои знания и умения, сумеют самостоятельно добыть новые знания, овладеть ими и применить, если их будет недостаточно? Один из вариантов ответа на этот вопрос дает метод проектов.
О каких только проектах мы ни слышали: и бизнес-проект, и шоу-проект, и инвестиционный проект, и архитектурный, а вот теперь - и учебный проект. Приверженцы метода проектов утверждают, что проект – это и метод обучения, и форма организации учебного процесса, и особая философия образования. Причем эффективность проекта как метода обучения состоит в том, что помимо знаний, умений и навыков учащиеся приобретают опыт деятельности, а его уникальность – в ориентации на достижение целей самими учащимися. Универсальность проекта как формы организации учебного процесса заключается в том, что его можно применять и в учебное, и во внеурочное время. А философия проектов – это философия «цели и деятельности, результатов и достижений»: не только оснащение учащихся знанием теории наук и принципов морали, но и овладение умением поставить цель и добиться ее реализации, приобрести опыт работы в команде, взаимопомощи, умения выслушать товарища, принятия решения и готовности за него ответить.
Метод проектов – это способ достижения намеченного результата, который предусматривает технологическую проработку всего пути.
Технология – это «воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель».
Алгоритм технологии
Постановка учебной задачи
Подготовительный этап (мотивация)
Учебные действия
Информационный (планирование)
Деятельностный 3а) сбор материала 3б) оформление результатов
Презентационный (презентация проектов)
Самоконтроль и самооценка
Рефлексивный (оценка процесса и результата)
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта (М.Ю.Бухаркина).
Метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики (Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности//Учитель. 2000. №4, с.30.).
В методической литературе технологическая проработка учебного проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.
П1: проблема
Вопрос: Что является проблемой проекта?
Ответ: Любая глобальная проблема, любая проблема математики и практически любая реальная проблема обыденной жизни.
Вопрос: Кто формулирует проблему?
Ответ: Учитель или/и учащиеся.
Например, проблема, связанная с нежеланием носить школьную форму, возникла на классном часе в процессе обсуждения текущих вопросов жизни класса. Работать над проблемой «Образ и прообраз» учащимся предложил учитель с целью более глубокого и осмысленного их знакомства со свойствами функции в рамках изучения учебной темы. Проблема изображения пространственных фигур на плоскости заинтересовала ученицу, которая сформулировала тему проекта и осуществила его выполнение самостоятельно.
Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся. Роли учащихся и учителя изменяются по сравнению с классно-урочной системой: учащийся перестает играть роль просто исполнителя, а учитель из преподавателя превращается во вдохновителя, консультанта, координатора, человека, который побуждает интерес учащихся, способствует раскрытию их творческого и интеллектуального потенциала.
Учитель должен принимать во внимание возрастные возможности, личные потребности и индивидуальные особенности ребят в процессе выбора проблемы.
Вопрос: Каким требованиям должна удовлетворять проблема?
Ответ: Во-первых, быть значимой, важной, интересной для учащихся; во-вторых, представлять собой реальную задачу ( в широком смысле слова), решение которой не очевидно и которая в ходе решения предполагает не только использование имеющихся знаний, умений и навыков, но и, в случае необходимости, поиск и овладение новыми знаниями, умениями и навыками; в третьих, при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.
П 2: проектирование
«Проектирование – это целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект» (Википедия). Таким образом, с одной стороны, проектирование – это работа с тем, чего пока еще нет, с будущим, т.е. создание идеальной модели конечного продукта, а с другой – планирование реальных шагов, последовательное выполнение которых и позволит эту модель реализовать в действительности, получить планируемый конечный продукт.
Таким образом, этап проектирования распадается на две составляющие.
Первую составляющую проектирования называют подготовительным этапом. На этом этапе в процессе обсуждения учащиеся вместе с учителем определяют содержательную составляющую проекта и организационную форму его реализации.
С точки зрения содержательной составляющей проекта на этом этапе предполагается:
Сформулировать тему проекта, т.е. уточнить направление работы над проблемой, обозначенной в П1, так как по одной и той же проблеме можно сформулировать разные темы. Например, школьный устав предписывает учащимся ходить в школу в школьной форме, а на деле школьники зачастую не желают ее носить. В результате обсуждения проблемы, связанной с разрешением возникшего противоречия, учащимися на классном часе была сформулирована тема проекта: «Школьная форма:pro et contra». Обратим также внимание на то, как выглядит формулировка темы проекта. Сравните два названия: «Симметрия – это показатель гармонии или игра человеческого воображения?» и «Симметрия вокруг нас». Первое название интригует, поэтому и выполнять этот проект ребятам захочется больше.
Определить цели проекта (ясно и четко сформулированные и реально достижимые).
Обозначить конечный продукт (воплощение цели проекта). Например, в качестве конечного продукта проекта «Свойства функций в пословицах и поговорках» можно запланировать выступление с презентацией перед одноклассниками или стенгазету, или буклет, и т.д. В качестве конечного продукта проекта «Симметрия вокруг нас» - экскурсию по одному кварталу города (поселка) с иллюстрацией симметрии в архитектуре, скульптуре, природе и пр. В качестве конечного продукта проекта «Моя родословная» - генеалогическое древо, построенное на плакате.
Тип проекта.
Типы проектов по виду деятельности:
исследовательский (моделируется ситуация реального научного исследования);
практико-ориентированный (создается социально-значимый продукт, который в дальнейшем может быть использован его авторами и другими учащимися);
ролевой, игровой (формируются креативные способности, коммукативность);
творческий (формируются креативные способности);
информационный (формируются умения поиска, отбора, анализа информации).
Типы проектов по характеру контактов:
внутренний, региональный (внутришкольные, междисциплинарные, между школами и классами региона, страны);
международный (участники проекта из разных стран).
Типы проектов по характеру координации:
открытая, явная (учитель официально назначается координатором проекта);
скрытая (учитель – один из участников проекта наряду с учащимися),
типы проектов по срокам выполнения:
мини-проекты (один урок);
кратковременные (несколько уроков);
долговременные (от недели до года).
С точки зрения организации работы над проектом на этом этапе нужно:
определить возраст участников проекта. Принимать участие в работе над проектом могут учащиеся одного возраста или разного, одного или различных классов и т.д.;
определить количество участников проекта (проект может быть индивидуальным, парным или коллективным). В случае коллективного проекта необходимо сформировать группы и распределить в них обязанности между членами, например, группа историков, группа теоретиков, компьютерная группа и др. Кроме того, задача учителя – так сформировать группу, чтобы в ней был лидер и исполнители, чтобы был «генератор идей» и критик, аналитик и эрудит и, конечно, организовать атмосферу сотрудничества;
определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися: важно, чтобы учащиеся осознавали собственную ответственность за реализацию проекта, с одной стороны, и чувствовали уважительное отношение учителя, с другой. Задача учителя – помочь учащимся, если они нуждаются в его помощи, и дать возможность самостоятельно работать, если им по силам такая работа. При оказании помощи учащимся учителю нужно проявлять профессионализм и деликатность, определив, в какой мере (подсказка, консультация, руководство, партнерство) от него требуется эта помощь;
назначить сроки выполнения проекта и соблюдать их. Важно, чтобы учитель «держал руку на пульсе». Нередко учащиеся склонны отложить «на потом» выполнение работы, иногда им трудно правильно распределить время работы;
подготовить и ознакомить участников проекта с памяткой для учащихся. В памятке содержатся рекомендации по работе, перечень документации, которая должна быть представлена по окончании работы над проектом, бланки листа планирования, оценочного листа, листа продвижения по проекту (индивидуального и группового), график промежуточного оценивания, критерии оценивания проекта и др., а также полезные ссылки на веб-сайты.
Вторую составляющую проектирования называют этапом планирования. На этом этапе следует:
наметить путь (план), который надо проделать, чтобы добиться поставленной цели и получить заявленный конечный результат. Разбить этот путь на отдельные последовательные шаги (пункты плана – задачи), запланировать конкретные сроки выполнения каждого шага;
выявить имеющиеся и недостающие ресурсы;
определить способы работы над каждым шагом.
Не следует детализировать план на этом этапе. Скорее всего, в процессе работы эти пункты будут скорректированы и уточнены, т.к. заранее все предусмотреть невозможно.
Ниже в таблице приведены вопросы, последовательные ответы на которые помогут учащимся на этапе планирования.
Проблема проекта
| Почему?
| Цель проекта
| Зачем мы это делаем?
| Задачи
| Что мы делаем?
| Методы и способы
| Как мы делаем?
| Оценка имеющихся и недостающих ресурсов
| Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает?
| Сроки выполнения
| Когда мы делаем?
|
Примеры оформления планирования работы над проектом.
Пример 1.
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема проекта____________________________________________
Этапы работы
| Цель:______________________________________________________
Задачи:____________________________________________________
___________________________________________________________
Что знаем:__________________________________________________
___________________________________________________________
Что еще нужно найти:_________________________________________
___________________________________________________________
Что можно использовать:______________________________________
| Источник информации:
| Вид информации:
|
|
| Какую информацию и у кого мы можем получить:
| Координатор в группе:___________________________________
| Распределение обязанностей и план работы:
| Что делать:
| Ученик 1
| Ученик 2
| Ученик 3
| Ученик 4
| Срок выполнения
|
|
|
|
| Что сделано:
|
|
|
|
|
Пример 2.
№ п/п
| Содержание работы
| Срок выполнения
| Место и время проведения совместных обсуждений
| Ответственный
|
|
|
|
|
|
П3: поиск информации
Этот этап работы над проектом называют этапом реализации проекта.
Следуя разработанному плану в соответствии с графиком работы над проектом, учащиеся детализируют задачи, в случае необходимости вносят коррективы в план. Вполне вероятно, что по ходу реализации проекта возникнут трудности с поиском материалов, с их осмыслением, нельзя исключать возникновение проблем во взаимоотношениях ребят, а также - с соблюдением графика выполнения работы. Иногда учащиеся излишне увлекаются поиском информации, а бывает так, что активность некоторых учащихся снижается. От учителя требуется вовремя отслеживать такие моменты и принимать своевременные меры, помогая, корректируя, направляя, контролируя учащихся. Особенно важно поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта.
П4: продукт
Вопрос: Что является продуктом учебного проекта?
Ответ: Запланированный результат.
В какой форме будет представлен продукт проекта – зависит от фантазии тех, кто над этим продуктом работает. Приведем несколько примеров: продукт может быть мультимедийным (видеофильм, видеоролик, веб-сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, математическая викторина), руководством, альбомом или задачником.
П5: презентация
Этап представления и защиты проекта – это серьезное испытание для ребят. Для того чтобы показать «товар лицом», требуется специальная сложная для учащихся подготовительная работа: необходимо составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую надо произнести. Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта. Рекомендации к защите учебного проекта
Требования к структуре речи
Структура речи. Вступление, основная часть, заключение.
Во вступлении слушателей, прежде всего, необходимо познакомить с темой проекта и его авторами, указать имя докладчика. Далее нужно сообщить цели проекта, а также ответ на вопрос, достигнуты ли они в результате работы над проектом.
В основной части речи обосновывается необходимость задач, которые были поставлены и решены для достижения поставленной цели, приводятся аргументы в пользу оптимальности выбранных способов достижения цели. Упоминается вклад каждого участника проекта и дается оценка роли каждого участника проекта.
В заключении речи дается оценка результатов проекта, особенностей работы над ними, возможные перспективы продолжения работы над этим проектом или возникшие идеи о темах (проблемах) новых проектов, а также оценка личных достижений участников проекта.
Время, отведенное на речь, рекомендуется распределить следующим образом: 5-10% на вступление и заключение, остальное – на основную часть.
Требования к публичному выступлению (по А.В.Морозову)
Требования к речи
| Требования к форме речи
| Требования к поведению во время выступления
| Простота и ясность изложения (следует избегать уличных и слишком сложных выражений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов).
Последовательность и четкость объяснения.
Убедительность и логичность приводимых доводов.
Нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и, соответственно, подбирать аргументы).
| Отчетливое произношение.
Нормальный и средний темп.
Соразмерность силы голоса.
Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.
Богатый словарный запас речи. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений.
| Не зачитывайте текст, размещенный на слайдах.
Не становитесь спиной к аудитории.
Не заслоняйте собой экран.
Будьте эмоциональны.
Соблюдайте регламент.
|
Необходимо помнить, что слова – только часть информации, которую воспринимают слушатели. Остальное – тон и скорость речи, голос, интонации, позы, жесты, выражение лица и глаз. Слушателей нельзя перегружать информацией. Презентация должна быть легкой, краткой, убедительной.
Рекомендации по компьютерной презентации, сопровождающей защиту проекта
Создать качественную презентацию поможет знакомство с правилами, которые предъявляются к представлению информации и оформлению слайдов, например: https://comp-science.narod.ru/pr_prez.htm или https://rus.ums.rshu.ru/file1044.
Неверная подача способна испортить восприятие даже самой интересной и важной информации!
Рекомендуемая продолжительность показа слайда на экране – одна минута, поэтому легко рассчитать оптимальное количество слайдов, исходя из отведенного на выступление времени. Общепринятая размерность слайда составляет:
1 слайд
| 1 строка
| Одна идея
| Одна идея
| 5-6 строк
| 5-6 слов
|
На первом слайде презентации всегда представлена тема проекта, имена авторов проекта, имя докладчика и руководителя проекта.
Нужно помнить, что рисунки, диафильмы, фотографии, схемы, таблицы на слайдах предпочтительнее текста.
Прежде чем выступить публично, учащиеся в своей группе назначают дополнительное время и устраивают вместе с учителем предзащиту или репетицию защиты, на которой вносят, в случае необходимости, в подготовленное выступление коррективы. Такая работа позволит ребятам на защите проекта чувствовать себя более уверенно. Кроме того, помощь в подготовке к защите проекта окажет заранее подготовленная учителем памятка для учащихся, в которой содержатся в том числе инструкции по составлению плана, оформлению компьютерной презентации, по подготовке выступления.
Репетиция обычно получается на 20% короче выступления. репетировать нужно с секундомером.
Помимо выступления, учащиеся к защите проекта (в оговоренные сроки) должны подготовить и предоставить жюри для предварительного ознакомления документацию проекта (перечень, образцы бланков и советы по составлению содержатся в памятке для учащихся).
Организация процесса защиты проектов и их оценка
Важной составляющей этапа презентации является организация процесса защиты проектов и их оценка. Защиту проекта рекомендуется проводить в рамках конференции. В назначенном месте в условленное время собираются гости и члены жюри. Гостями могут стать представители администрации школы и учителя, родители и учащиеся. Желательно создать атмосферу праздника и доброжелательности. Обычно для выступления и ответов на вопросы учащемуся предоставляется 7-10 минут.
Оценивается в равной степени продукт учебного проекта, его представление, а также педагогическая составляющая (по проявлениям учащихся в процессе работы над проектом): формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия, самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
Промежуточное оценивание учащихся в процессе работы над проектом не менее важно, чем итоговое.
Необходимо выработать стратегию оценивания: параметры и критерии оценивания и вариант распределения баллов (сколько баллов и за что ставить, исходя из установленного максимального количества баллов). Количество параметров и их критерии должны соответствовать возрасту учащихся.
Пример оценки членами жюри представленной документации
№ документа
| Наличие (1 балл или 0 баллов)
| Качество
| Баллы (от 0 до 4)
| Высокое (3 балла)
| Среднее (2 балла)
| Удовл. (1 балл)
| Неудовл. (0 баллов)
|
| Документ 1
|
|
|
|
|
|
| Документ 2
|
|
|
|
|
|
|
Пример оценочного листа
Название проекта:
| Самооценка творческой группы
| Оценка педагога
| Оценка жюри
| Средний балл
| Достигнутый результат:
|
|
|
|
| Оформление:
|
|
|
|
| Защита:
| Представление
|
|
|
|
| Ответы на вопросы
|
|
|
|
| Процесс проектирования:
| Интеллектуальная активность
|
|
|
|
| Творчество
|
|
|
|
| Практическая деятельность
|
|
|
|
| Умение работать в команде
|
|
|
|
| Средняя итоговая оценка:
|
|
|
|
|
Чем детальнее описан каждый из оцениваемых параметров, тем понятнее будет оценка учащимся.
Примеры
Умение отвечать на вопросы
| Полнота
| Аргументированность
| Корректность в дискуссии
| Доброжелательность, контактность
|
Умение работать в команде
| Вклад в реализацию проекта
| Как спланирована работа группы
| Общение
| Конфликты
|
|
|
| Защита
| Процесс проектирования
|
| Достигнутый результат
(из 15 баллов)
| Оформление
(из 15 баллов)
| Представление
(из 15 баллов)
| Ответы на вопрос
(из 15 баллов)
| Интеллектуальная активность
(из 10 баллов)
| Творчество
(из 10 баллов)
| Практическая деятельность
(из 10 баллов)
| Умение работать в команде
(из 10 баллов)
| Самооценка
|
|
|
|
|
|
|
|
| Педагог
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коллеги по команде (классу)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка работы
| Оценка защиты
| Фамилия, имя
| Актуальность и новизна
предлагаемых решений, сложность
темы
| Объем разработок и количество
предлагаемых решений
| Реальность и практическая
ценность
| Уровень самостоятельности
| Качество оформления записки,
плакатов и др.
| Оценка рецензентом
| Качество доклада
| Проявление глубины и широты
знаний по излагаемой теме
| Проявление глубины и широты
знаний по данному предмету
| Ответы на вопросы преподавателя
| Ответы на вопросы учащихся
| Оценка творческих способностей
докладчика
| Субъективная оценка деловых
качеств докладчика
| Итоговая оценка (балл):
180-220 – отлично; 120-175 –
хорошо; 90-115 – удовл.; менее 80 –
неуд.
|
| 5, 10, 20
| 5, 10, 20
| 5, 10
| 10, 20
| 5, 10, 20
| 5, 10
| 5, 10, 20
| 5, 10, 20
| 5, 10, 20
| 5, 10
| 5, 10
| 5, 10, 20
| 5, 10, 20
|
|
Итоговая оценка не станет большой неожиданностью для авторов проекта, поскольку, во-первых, они знакомы с результатами промежуточного контроля, а во-вторых, критерии оценивания им известны с момента начала работы над проектом.
Шестое «П» учебного проекта
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом. С одной стороны, это инструмент обучения, а с другой, – пошаговая оценка достижений учащихся как ими самими, так и учителем.
Требования к перечню и виду документов, составляющих портфолио, содержатся в памятке для учащихся.
Пример портфолио
Паспорт проекта (основной документ):
Название проекта.
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины.
Тип проекта.
Цель проекта.
Задачи проекта.
Руководитель и консультанты проекта.
Возраст участников проекта.
Состав проектной группы (имена и фамилии участников).
Аннотация проекта (актуальность, личная значимость, практическое применение).
Предполагаемые продукты проекта.
Этапы работы над проектом (предполагаемая продолжительность, содержание работы, ответственные).
Необходимое оборудование и ресурсы.
Планы и графики выполнения этапов проекта.
Отчеты.
Рисунки, эскизы, чертежи, наброски проектного продукта.
Материалы к презентации.
Результаты экспертизы.
|
Необходимо помнить, что нельзя недооценивать сам процесс работы над проектом и о том, что качество портфолио позволяет судить о ходе работы над проектом даже после окончания работы над ним.
Итак, плюсы использования в школе метода проектов очевидны: ребята с удовольствием, поскольку это для них важно, участвуют в проектной деятельности, приобретая и знания, и опыт их применения, и умение общаться. И если учитель примет решение овладеть проектной технологией и применять ее в дальнейшей профессиональной деятельности, в выигрыше окажутся все: ученики и их родители, школа и сам учитель.
Тестовые технологии
Тестовые технологии
Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.
Преимущества тестирования:
-Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания.
- Тестирование ставит всех учащихся в равные условия.
- Тесты – это более объемный и точный инструмент.
Недостатки тестирования:
- Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, не позволяют судить о причинах этих пробелов.
- Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством
Примеры тестов. Тест по теме "Делимость чисел".
Задание: вставьте пропущенные слова, числа, фразы.
1. Делителем натурального числа а называют натуральное число, ______________________________________________________ .
2. Любое натуральное число имеет _________________________ кратных.
3. Наименьшим из кратных любого натурального числа является ______________________________________________________.
4. Число называется четным, если оно ______________________________.
5. Цифры ___________________________ называются нечетными.
6. Четное число, кратное 5, оканчивается цифрой _____________ .
7. Если в записи число ***252 вместо звездочек поставить цифру ______, то полученное число будет кратно 9. Степень с нулевым и натуральным показателем
«Квадратные корни»
Задание 1. Какое слово из указанных ниже пропущено в определении квадратного корня: квадратным корнем из числа а называется такое число b, ................. которого равен а ?
Ответ: Показатель Корень Квадрат Куб Проверочный тест по теме «Натуральные числа»
1.Число три миллиона двадцать тысяч три записывается:
а)320 003; б)3 023 000; в)3 002 003; г)3 020 003.
2.Расположи в порядке убывания 31 099, 310 001, 31 109.
а)310 001,31 109, 31 099;
б)310 001,31 099, 31 109;
в)31 109,31 099,310 001;
г)31 099,31 109,310 001.
3.Найди число, в котором 8 единиц второго класса.
а)888; б) 8 008; в)800 008; г)80 088.
4. Самое большое шестизначное число, записанное тройками и пятёрками, это:
а)553 533; б)533 553; в)555 333; г)535 353.
5. К какому числу надо прибавить единицу, чтобы получилось 190 000?
а)18 999; б)1 899; в)189 999; г)180 999. Игровые технологии
Учитель заботится о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использует это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса
Немаловажная роль здесь отводится игровой технологии на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Главная задача каждого преподавателя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении.
Игра – творчество, игра – труд.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.
Цели применения математических игр:
Развитие мышления;
Углубление теоретических знаний;
Самоопределение в мире увлечений и профессий;
Организация свободного времени;
Общение со сверстниками;
Воспитание сотрудничества и коллективизма;
Приобретение новых знаний, умений и навыков;
Формирование адекватной самооценки;
Развитие волевых качеств;
Контроль знаний;
Мотивация учебной деятельности и др.
Математические игры призваны решать следующие задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Математические игры выполняют различные функции
Виды математических игр
1.По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.
2.По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.
3.По реакции выделяют подвижные и тихие игры.
4.По темпу выделяют скоростные и качественные игры.
5.Наконец, различают игры одиночные и универсальные.
Интеллектуальный марафон
Когда произошли указанные исторические события? (Их даты кратны 9)
1.Сожжена на костре героиня французского народа Жанна д'Арк, возглавившая борьбу за освобождение Франции от английских захватчиков – 14*1 г.
2 Окончилась война Алой и Белой розы, т.е. двух ветвей английского королевского дома, которые в сражениях за корону уничтожили основных претендентов на престол – 148* г.
3.Определите дату исторического события: НОК (192; 256) – начало правления франкского короля Карла Великого, создавшего путем завоеваний огромную империю.
Я самый внимательный
15, 67, 38, 560, 435, 226, 1000, 539, 3255
Если число кратно 2, хлопаем в ладоши,
Если число кратно 5, пищим,
Если число кратно 10, топаем ногами,
Почему вы одновременно хлопали, пищали и топали ногами? Я самый внимательный
Прочитайте слово
1.Найти периметр прямоугольника со сторонами 7 и 11
А) 18; К) 36; О) 42;
2.Найти периметр квадрата со стороной 7:
В) 49; И) 14; Р) 28;
3.Найти периметр квадрата, если его периметр равен периметру прямоугольника со сторонами 6 и 8
У) 7; О) 14; М) 10;
4.Выполните действия: 25+2424:6.
П)47; Г)227; М)225.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий.
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто…» Сократ
Здоровье учащихся определяется исходным состоянием на старте школьного обучения, но важна и правильная организация учебной деятельности.
Обязательное условие – положительный эмоциональный настрой. Физкультминутки в 5-6 классах.
Возможны в виде игры. Можно попросить детей:
- улыбнуться как в день рождения, когда тебе дарят подарок;
- нахмуриться как учитель, когда плохо написали контрольную работу.
2) Физкультминутки могут вплетаться в канву урока.
- Ученики встают. Если учитель назвал правильную дробь - встают на носочки, поднимают руки вверх, если неправильную – руки опускают вниз, расслабляются.
- Ученики встают. Если учитель назвал положительное число, то дети поворачивают голову вправо, если отрицательную - влево.
- Устный счёт. Примеры заранее написаны на доске. Если учитель назвал верный ответ, то ученики должны встать, если неверный, то присесть на корточки.
- Устный счёт с закрытыми глазами. Учитель читает последовательно 5-6 примеров, ребята их решают. Готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания дети открывают глаза и сверяют ответы.
Упражнения для глаз:
- Вертикальные движения глаз.
- Горизонтальные движения глаз.
- Вращения глазами.
- Нарисовать глазами спираль. Физкультминутки в 7-9 классах.
Упражнения для глаз. Нарисовать ими следующие геометрические фигуры:
правильный треугольник;
окружность по часовой стрелке, а потом против;
прямоугольник;
параллелограмм;
трапецию;
- параллельные прямые
|
|
|