§1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении  В отечественной педагогике учение рассматривается как процесс, главными компонентами которого являются знания и действия. Такое понимание процесса учения восходит еще к Я. А. Каменскому, который определил знания частично как чувственные представления, а главным образом - как понятия и их системы, описывающие объекты и явления в их общих внешних свойствах, связях, и объясняющие их сущность. И. Ф. Гербарт учение считал первой ступенью, следом за которым шло развитие, совершенствование общих познавательных процессов. Под учением, как и многие основатели психологии и педагогики, Л. С. Выготский понимал приобретение знаний, умений и навыков, а под развитием - приобретение общих качеств и способностей. Определение деятельности наиболее четко дал И. И. Ильясов: "Деятельность - обозначение процессов взаимодействия человека и общества с объектами действительности". Процесс учения рассматривался как процесс управления деятельностью, компонентами которого являются объекты воздействия, акты его преобразования, а также продукт, условия и средства преобразования. П. Я. Гальперин ввел теорию поэтапного формирования умственных действий. Предметом усвоения в процессе обучения при этом считается действие. Знания включаются во все компоненты действия. В. В. Давыдов трактует учение как овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно , от модели к объекту и обратно. Детализация структуры и состава знания и действия позволяет учесть все приведенные компоненты в содержании учебной программы, повышая тем самым эффективность компьютерного обучения.
  Основным в процессе обучения перечисленные теоретики считают усвоение знаний. Процесс усвоения знаний, согласно положениям Н. Ф. Талызиной и П. Я. Гальперина, осуществляется в шесть этапов:  1)  мотивация ;  2)  уяснение схемы ориентировочной основы действия;  3)  выполнение действия в материализованной форме (т.е. действия с объектами, представленными в виде знаков, схем, моделей);  4)  выполнение действия в громкой речи;  5)  выполнение действия в речи про себя;  6)  выполнение действия в умственной форме (оперируя образами и понятиями, без участия внешних знаков и форм). 
  Суммируя наиболее известные, кратко описанные выше теории, можно выделить следующие виды (этапы) деятельности, связанные с усвоением учебной информации при компьютерном обучении. 
  1. Эмпирическая деятельность как этап восприятия  - отражение фона, заполняющего поле экрана дисплея;  - концентрация внимания и отражение отдельных единичных объектов на фоне;  - отражение выделенных единичных объектов и конкретной ситуации;  - отражение конкретной ситуации в целом. 
  2. Эвристическая деятельность по распознаванию ситуации:  - абстрагирование от конкретности, в которой представлена ситуация, создание знаковой модели;  - поиск алгоритма преобразования модели для решения поставленной задачи, привлечение имеющихся знаний. 
  3. Репродуктивная деятельность по преобразованию модели и получению нового знания  
  - преобразование модели по избранному алгоритму; 
  - интерпретация результатов преобразования, оценка адекватности полученной модели имеющимся у обучаемого знаниям; 
  - оценка адекватности решения поставленной задаче. 
  Практическая деятельность, связанная с отработкой навыка:  - закрепление умения в привычных ситуациях;  - формирование умения в необычных ситуациях;  - формирование ассоциативных умений в необычных ситуациях. 
  Последний вид (этап) практической деятельности относится к воспитанию стратега, который для решения данной конкретной задачи будет использовать весь арсенал имеющихся знаний и умений, искать похожие ситуации, т.е. ассоциации. 
  Все виды деятельности, независимо от конкретного содержания, включают следующие компоненты: 
   потребности и мотивы, 
  задачи, 
  действия, 
  операции. 
    Особенности компьютера как инструмента человеческой деятельности, заключаются в обеспечении доступа к большим объемам информации и ее переработке, усилении познавательно-исследовательских возможностей человека, организации обмена информацией по содержанию выполняемой деятельности и создании новой человеко-машинной коммуникативной системы.  Компонентами учебной деятельности при компьютерном обучении являются: 
   постановка учебной задачи, 
  система учебных действий, 
  моделирование содержания объектов усвоения, 
  преобразование модели, 
  действия самооценки и контроля. 
    Учебную задачу ставит учитель. Поскольку компьютер не способен на эмоции, при постановке задачи, разъяснении методов ее решения и контроля путей решения учащегося, необходимо особое внимание уделять мотивации, имея, наряду с традиционным учебным планом (или сценарием программы) мотивационный план. Тактика мотивации, состоящая в подбадривании, похвале, вызове на соревнование и т.п., увязывается с решениями, создающими условия для стимуляции учебы. При компьютерном обучении необходимо определять мотивационное состояние обучаемого, реагировать с целью мотивации на действия рассеянных, менее уверенных или недовольных учащихся, а также поддерживать тонус уже мотивированных обучаемых. Структура мотивационной основы деятельности обучаемого отражает перечисленные компоненты учебной деятельности, представляя их как этапы обучения. 
  На первом - сосредоточении внимания на учебной ситуации - необходимо дать обучаемому информацию об актуальности и практической значимости темы, заинтересовать, развить стремление к получению нового знания. 
  На втором - конкретизировать вопросы, помогающие овладению способами рациональной учебной деятельности, развивающие теоретическое мышление. 
  На третьем этапе - выборе решения - необходимо создать индивидуальную установку на данную деятельность. 
  На четвертом последнем этапе, когда обучаемый нуждается в оценке и корректировке действий, ему необходимо предоставить возможность выбора вида помощи, выдавать эту помощь в доброжелательной форме, выдавать, в случае затруднений, дополнительные задачи, алгоритмические предписания по их решению и мотивационные указания. 
  Исследование показало, что наиболее эффективной формой компьютерного обучения является "учитель-компьютер-группа учащихся". Эффективна совместная деятельность, осуществляемая в педагогике сотрудничества. При использовании компьютера как средства обучения можно выделить следующие типы задач: уже имеющиеся дидактические задачи, в которых повышается эффективность их решения за счет использования справочных и экспертных систем в обучении; организация контроля и тренировки при сохранении традиционной формы обучения; новые дидактические задачи, например, имитация эксперимента; моделирование содержания объектов усвоения. 
  Итак компьютерное обучение – это обучение с использованием персонального компьютера или его элементов (проектор, доска, Интернет и т.д.). В зависимости от цели компьютерного обучения, выбираются те или иные технические средства. Можно полностью отказаться от учителя или тьютора и самостоятельно проходить обучение (дистанционное обучение), если нет возможности приходить в образовательное учреждение, но при этом должен учителем разрабатываться учебный курс который будет реализовываться, причем достигая хороший результат.
 
  |