Главная страница

Информационно-коммуникационные технологии средство обучения математике в основной школе (на примере изучения функций)



НазваниеИнформационно-коммуникационные технологии средство обучения математике в основной школе (на примере изучения функций)
страница1/6
Вершинин Евгений Васильевич
Дата06.03.2016
Размер0.52 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6

Муниципальный этап конкурса «Учитель года России – 2011»


Методическая разработка
ТЕМА:

Информационно-коммуникационные технологии – средство обучения математике в основной школе (на примере изучения функций)
Выполнил:

Вершинин Евгений Васильевич, учитель математики муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №14 г. Рыбинска
Научный руководитель:

Мурина Ирина Николаевна, доцент кафедры ТиМОМ ГОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук

Рыбинск

2010
Содержание

Введение 12

Глава 1: Дидактические аспекты компьютерного обучения 15

§1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении 15

Глава 2. Практическое применение ИКТ в обучении математике основной школы. 20

§1. Технологии организации обучения школьников математике с использованием ИКТ 20

§2. Применение ИКТ при обучении математике (изучение функций) 38

Заключение 40

Библиографический список 41

Приложения 46

Приложение 1 «Исторический путь развития понятия «функция» 46

Приложение 2. Методика изучения линейной, квадратной и кубической функции в VII классе. 52

Приложение 3. Фрагмент урока «Вычисление значений функции по формуле» 62

Приложение 4. Фрагмент урока «Вычисление значений функции по формуле (контроль знаний)» 62

Приложение 5. Фрагмент урока «Алгоритм построения графика квадратичной функции» 63



Введение


Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоёмкость, становится сбор, обработка, продуцирование, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. В конце 90-х годов в образование входят мультимедийные компьютеры, такие программные продукты, как компьютерные энциклопедии, электронные книги, справочники по литературе, живописи, музыке. Это создает возможности гуманитаризации образования. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества. Существуют  различные возможности использования компьютеров в школе:

  • Организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных по школьникам, учителям, родителям и т.д.);

  • Подготовка учебных пособий.

  • Обучение пользователей ПК  для решения прикладных задач, обучения основам программирования,  дизайна, компьютерному моделированию.

  • Компьютерное обучение основам наук с помощью специально  разработанных программ. Недостатки – игнорирование принципа доступности.

  • Компьютерный контроль знаний учащихся. Главный недостаток – несоответствие предъявляемых  ученику требований  уровню его подготовки.  Это может создать «ситуацию неуспеха» и снизить мотивацию к учению.

  • Использование компьютера  для получения и работы с информацией из сети Интернет.

Учитель в информационном обществе перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает ее получение. Фундаментальной характеристикой развития  человеческой цивилизации является  получение, накопление, обработка и потребление информации. В информатизированном обществе без овладения начальной компьютерной грамотностью  и умения использовать, компьютерные средства для решения  определенных задач, немыслима реализация творческого потенциала человека в современной науке, культуре, производстве, деловых и иных сферах жизни.  Современное общество характеризуется, с одной стороны, нестабильностью, быстрой изменчивостью и трудной предсказуемостью, с другой, все большей «открытостью», взаимопроникновением накопленных знаний и опыта. 

Цель данной работы – обосновать необходимость применения информационно-коммуникационных технологий в обучении математике как одного из перспективных средств обучения, направленного на повышение результата.

Задачами данной работы являются:

  1. Изучение литературы по проблемам компьютеризации. Выявление ведущих тенденций, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве принципиальных основ компьютерного обучения.

  2. Изучение структуры учебной деятельности при компьютеризации обучения

  3. Изучение существующих компьютерных программных средств педагогического назначения.

  4. Изучение методик использования компьютеров на уроке

  5. Выявление возможных вариантов комплексного использования ПК в конкретных сферах педагогической деятельности.

В применении  новых информационных технологий в своей работе я выделяю следующие пути:

  1. Компьютер как средство для обучения математике, как инструмент поддержки предметных уроков и других видов занятий.

  2. Использование компьютера для выполнения учебных задач, и для реализации различных видов деятельности.

  3. Компьютер как средство развития ребенка.
  1   2   3   4   5   6