§2. Применение ИКТ при обучении математике (изучение функций) Изучение функциональной линии в математике основной школы проходит в течение трех лет: 7, 8, 9 классы. За это время учащиеся знакомятся понятием зависимости, функциональной зависимости, видами функций, графиками и их свойствами
В курсе алгебры 7 класса впервые встречают понятие функции. Для наглядности, я использую мультимедийные презентации.
Для закрепления полученных знаний, учащимся предлагается работа на математических тренажерах, например:
Далее обучающиеся знакомятся с линейной функцией, ее графиком и свойствами. Для объяснения и закрепления знаний учащихся, в работе я также использую мультимедейные презентации и математические тренажеры. Также использую прикладное программное обеспечение операционной системы Линукс, где учащиеся самостоятельно строят графики функции.
Презентации очень помогают учащимся наглядно воспринимать информацию. Анализируя результаты обучения с использованием презентаций, качество обучения намного выше, чем, обучая без использования ИКТ. Также использование презентаций экономит время, что способствует большей работе на развитие практических навыков.
С математическими тренажерами учащимся очень нравится работать, они решают задачи на компьютере, не используя письменных принадлежностей. Все задания представлены в виде игры. Результат демонстрируется в анимированном виде, поэтому у учащихся развивается не только навык решения задач, но и они видят результат своей работы в моделированном виде и способствует повышению интереса к изучению предмета. Помимо изучения математического материала, у учащихся развивается навык работы с компьютером, таким образом осуществляются межпредметные связи (математика-информатика)
Для осуществления контроля знаний учащихся я использую в работе интерактивные тесты. Результат выполнения теста выводится на экран сразу, после введения ответов на вопросы. Это очень удобно и экономично во времени.
Заключение Анализируя опыт работы в практике применения ИКТ при обучении математике, считаю, что у учащихся повышается мотивация к обучению, результативность обучения растет, даже у детей с проблемами в обучении по состоянию здоровья.
Для меня применение ИКТ – это экономия времени на уроке, разнообразие дидактического и наглядного материала, осуществление дифференциации и индивидуализации в обучении контроле знаний учащихся.
В рамках подготовки к уроку также происходит меньше временных затрат. Посредством Интернет появляются возможности апробации передового педагогического опыта, современных педагогических и математических технологий.
Но несмотря на позитивные стороны применения ИКТ в обучении, нельзя забывать и о проблемах, которые возникают: утрата зрения педагогов и снижение зрения обучающихся, пропадает интерес к книги и письму у учащихся.
Библиографический список «Конструирование современного урока математики», С.Г.Манвелов, М., Просвещение, 2002 г.
Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988 г.
Андреев А.А. Обзор телекоммуникаций в образовании. Публикация в сети ИНТЕРНЕТ на сервере Центра информатизации Минобразования ИНФОРМИКА. https:// www.informika.ru / windows / inftecn / intertecn / listint / html
Андреев А.А. Применение телекоммуникаций в учебном процессе. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г.
Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.
Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.
Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., с. 55-63.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М:,1982
Бабанский Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва// Перспективы. Вопросы образования., №2, -1983.
Берлинер, Е.М. Microsoft Windows XP/ Е.М. Берлинер, И.Б. Глазырина, Б.Э.Глазырин.-М., 2004. – 509 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989 г.
Большой словарь иностранных слов/ Сост. А. Ю. Москвин. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф: ООО «Полис», 2003. – 816 с.
Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред С. А. Кузнецов./ СПб.: «Норинт», 2001. – 1536 с.
Бордовский, Г.А. Информатика в понятиях и терминах/ Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков. – М: Просвещение, 1991. – с. 235
Виленкин, Н.Я. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 304 с.: ил.
Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во «Институт практ.псих.» 1996, -255с.
Г. В. Карпов, Р. Д. Кейлина и др. Применение экранных пособий в начальной школе/ Г. В. Карпов, Р. Д. Кейлина, В.А. Романин.- государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР.-М., 1962.-200с.
Горвиц, Ю.М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков/ Ю.М. Горвин // Информатика и образование. – 2006. – № 2 – с. 123
Давыдов Н.А. Педагогика -М: ИЭП, 1997, -134с.
Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных технологий/ А.В. Дворецкая// Школьные технологии. – 2004. – № 3 – с. 201
Диск «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе», академия АЙТИ
Заварыкин, В.М. Вычислительная техника и программирование./ В.М Заварыкин, В.Г. Житомирский, М.П. Лапчик. - Свердловск, 1984. – 380 с.
Замятина, Е.Б. Введение в информатику/ Е.Б. Замятина, Л.Н. Лядова, Б.И. Мызникова, Н.В. Фролова. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2004. – с.252
Захаров, В.А. Информационное общество/ В.А. Захаров, М.Б. Игнатьев, Ю.Ф. Шейнин //Системы и средства информатики. –1999. - №9. – с. 4 – 7.
Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений/ И. Г. Захарова,– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996, 335с.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.;
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.;
Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования/ Коджаспирова Г. М., Петров К. В. – Учеб. пособие для учеников высш. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С.238.
Компьютер и образование. М: АПН СССР, 1991, 117с.
Красношлыкова, О.Г.// Проблемы развития профессионализма педагогов и их решение в рамках муниципальной методической службы. - Информатика и образование. - 2007. - №1. – С 100-103
Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.
Лебедева, И.Т. Миндоров. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2004. – с. 164
Лыскова, В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды/ В. Ю. Лыскова, - Тамбов, Издательство Стиль - 1997. – 380 с.
Мануйлов, В.Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point/ В.Г. Мануйлов// Информатика и образование. – 2005. – № 5 – с. 128
Материалы VIII-IX Международных Конференций "ПРИМЕHЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ" Фонд новых технологий в образовании "Байтик" г.Троицк Московской области, 1997-98г. Internet: https://bytic.troitsk.ru/russian/conf.html
Моисеева, М.В. Современное состояние и перспективы развития мультимедиа в образовании/ Моисеева М.В.// Школьные технологии. – 1998. – № 4 – с. 128
Основы дидактики. Под ред. Б.П.Есипова. _М.: 1967.
Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А Сластенина -М.: 1986.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат. – М: Издательский центр «Академия». – 1999. – с.224
Применение новых информационных технологий в образовательном процессе/ С.П. Новиков//Педагогика. –2003. - №9. с. 25 – 28.
Рейн, А. Г. Информатика/ А. Г. Рейн, А. И. Сенокосов, И. А. Юнерман. – М.: Просвещение, 2003.
Розов, Н.Х. // Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы/ Н.Х. Розов,– Информатика.-2005.- №6. – С 26-29
Розов, Н.Х. //Компьютер и учебный процесс/ Н.Х. Розов,– Математика. - 2002. - №7.
Рупакова, Л.О. Power Point на уроках математики в 5 классе/ Л.О. Рупакова// Информатика и образование. – 2007. – № 3 – с. 128
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г. К. Селевко,– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Семлинев, С.В. Мультимедийный учебник по истории/ Семлинев С.В.// Школьные технологии. – 2003. – № 6 – с. 187
Сычева, Е. И.,. Тестовые задания по математике 5-6 классы / Е. И. Сычева, А. В. Сычев.– М.: Школьная Пресса, 2006. – 95с.
Темербекова, А.А. Методика преподавания математики/А.А. Темербекова. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – с.176
Тимакова, Н.И. Использование мультимедиатехнологий на уроках русского языка и литературы/ Н.И. Тимакова// Информатика и образование. – 2007. - 432 с.
Трифонов В.В. Очерки о педагогическом мастерстве -М: ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1992, с.135.
Уваров А.Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.
Усенков, Д.Ю. Школьная доска обретает «разум»/ Д.Ю Усенков// Информатика и образование. – 2005. – № 12 – с. 96
Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы -М: ФиС, 1996, с.365.
|