Главная страница

«Формирование элементарных математических представлений». Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах Дидактические игры, упражнения, вопросы



Скачать 56.77 Kb.
Название«Формирование элементарных математических представлений». Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дата04.03.2016
Размер56.77 Kb.
ТипИнструкция

Итоговые задания.

«Формирование элементарных математических представлений».

1. Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1.Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».

Материал: кубики (по 6—7 шт.) разной величины и цвета.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

— Что ты видишь на столе?

—Сколько кубиков на столе всего?

— Чем отличаются кубики друг от друга?

— Посчитай кубики по порядку.

— Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.)

— Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)

— Покажи 3 красных и З зеленых кубика.

— Что можно о них сказать?

2.Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Сколько бабочек в верхнем ряду?

Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду).

Критерии оценки

1 балл — ребенок не справляется с заданиями даже при активной помощи педагога.

2 балла — ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

3 балла — ребенок считает до 5, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.
II. Уровень знаний об эталонах величины.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

  1. Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт).

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки». две дорожки разной длины, и ширины, теннисный шарик.

Содержание диагностического задания:

Инструкция

Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. Покажи длинную дорожку (короткую).

— Что можно сказать о ширине дорожек?

— Покажи широкую дорожку (узкую).

— Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Критерии оценки

1 балл — ребенок, сравнивая два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения, допускает ошибки в понятиях выше - ниже, длиннее — короче.

2 балла — ребенок сравнивает два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

3 балла — ребенок сравнивает два предмета по величине (больше — меньше, выше— ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) без приложения их друг к другу или наложения.

III. Уровень знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров— большие и маленькие.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.

2. Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».

Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и д.р).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами; тарелка — круг, квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь прямоугольник и др.

Критерии оценки

1 балл — ребенок различает и правильно называет только крут Не соотносит форму предметов с геометрическими фигурами.

2 балла — ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, не называет шар, куб. С помощью педагога называет “характерные отличия. Без помощи взрослого не может соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами.

З балла — ребенок различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знает их характерные отличия. Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами.

IV. Ориентировка в пространстве.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1.Дидактическая игра «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Содержание диагностического задания:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

Инструкция.

Расставь игрушки следующим образом: матрешку — впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч — слева, пирамидку справа.

2.Дидактяческай игра «Назови, что видишь».

Содержание диагностического задания:

По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

Критерии оценки

1 балл — ребенок не справляется с заданиями даже при помощи взрослого.

2 балла — ребенок после дополнительных инструкций справляется с заданиями. Не знает левую и правую руки.

3 балла — ребенок безошибочно определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе, различает право и лево. Справился с заданием, не сделал ни одной ошибки.

V. Ориентировка во времени.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Игровое упражнение «Когда это бывает».

Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

Содержание диагностического задания:

Инструкция.

Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку.

Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.

— Если сегодня вторник, какой день неделя был вчера? И т. п.

Критерии оценки

1 балл — ребенок не имеет представления о частях суток, ошибается при перечислении дней недели.

Не понимает значение слов: вчера, сегодня, завтра.

2 балларебенок правильно определяет части суток, затрудняется объяснить значение слов сегодня, завтра, вчера. Ошибается при перечислении дней недели.

3 балла — ребенок правильно определяет части суток. Может определить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Знает и называет правильно дни недели.

Высокий уровень — 13—15 баллов.

Средний уровень — 8—12 баллов.

Низкий уровень — 5 — 7баллов.
Диагностическая карта

по разделу «Формирование элементарных

математических представлений»


Ф. И. ребенка

Уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5


Уровень знаний об эталонах величины и их использовании.


Уровень знаний о геометрических фигурах

Ориентировка в пространстве.


Ориентировка во времени

Рекомендации для индивидуальной работы