|
07. 11. 2013г Кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели «Система подготовки к ЕГЭ учащихся 10 – 11 классов» Выступление на научно-практической
конференции краевых профессиональных
объединений педагогов учителя математики
МБОУ «СОШ №78» Щегловой Г.И.
07.11.2013г
Кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели ЕГЭ по математике – сложный и ответственный экзамен. Это четыре часа напряженной самостоятельной работы. Без мобильных телефонов, подсказок и шпаргалок. Многое решается в эти четыре часа. Конечно, экзамен по математике – не конечная цель, это еще не все испытания для выпускника, но, согласитесь, ЕГЭ – это некий пропускной пункт. И без преувеличения скажу: от результата ЕГЭ по математике зависит судьба выпускника на ближайшие несколько лет.
Что же должен знать и уметь учитель математики, в руках которого будущее выпускника?
Что должен знать и уметь учитель, в классе которого сидят дети, любящие и знающие математику и дети, равнодушные к ней? Ученики, имеющие мотивацию к учению и без оной?
Для решения этих вопросов надо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а его глубокого и осознанного понимания, развития скорости устных вычислений и преобразований, а также развития навыков решения простейших задач в «уме». Необходимо убеждать учеников в том, что лишь при наличии активной позиции, при изучении математики, при условии приобретения практических умений, навыков и их использования, можно рассчитывать на реальный успех.
Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно, - сказал когда-то Хуго Штейнхаус.
Позволю себе перефразировать великого: чтобы не заблудиться в лесу экзамена по математике и счастливо вернуться оттуда, учитель, прежде всего сам должен четко знать структуру и особенности ЕГЭ, представлять систему подготовки к экзамену, уметь организовать работу, нацелить своих учеников на результат. Ведь подготовка к ЕГЭ по математике – целое направление в работе учителя.
Я занимаюсь подготовкой к ЕГЭ с того момента, как этот экзамен появился. Каждый раз встречаюсь с одними и теми же проблемами, иллюзиями и ошибками, которые приходится исправлять. А можно избежать их, если следовать нескольким нехитрым правилам.
1. Начинайте как можно раньше. Известно: насыщенность программы не позволяет в полной мере готовиться к ЕГЭ на уроке. А потому в нашей школе давно введена практика подготовки выпускников на консультациях. Консультации по математике начинаю вести уже в 10 классе. Готовиться к экзамену мои ученики начинают с повторения теории, формул, алгоритмов, универсальных способов решения каждого задания части В. У каждого ученика имеется свой индивидуальный справочник с кратким изложением основных теоретических положений, куда вносятся индивидуальные дополнения.
Этот этап заканчивается зачетом.
2. Используйте открытый банк данных. Из огромного многообразия примеров заданий части В выбираем их прототипы и отрабатываем навыки решения. Учимся считать без калькулятора и обходиться без шпаргалок. Рассматриваем каждую консультацию как тренировку перед экзаменом. Постоянно проверям свои знания, используя зачетные, проверочные работы. Необходима отработанная техника решений! Каждый учащийся имеет папку
3. Делайте мониторинг знаний учащихся. На данном этапе анализируем практические зачетные работы учащихся, диагностируем умение решать задания части В, выявляем степень готовности учащихся к экзамену, разбираем типовые ошибки и основные затруднения. Становится ясно, кому из моих учеников требуются дополнительные консультации, индивидуальная помощь.
4. Тренируйтесь! И только теперь приступаем к решению КИМа в полном объеме. Терпеливо, день за днем вырабатываем навык самостоятельной работы. Ведь критерий успеха – когда мои ученики самостоятельно решают любые экзаменационные тесты. Мы занимаемся систематически, засекая время выполнения задания. Пишем диагностические работы, несколько раз сдаем пробный ЕГЭ - ребятам важно привыкнуть к новой форме экзамена, чтобы не ошибиться при оформлении, быть готовыми психологически.
Активно используем современные компьютерные технологии. Специальные онлайн-программы, учебные диски и виртуальные комнаты для занятий позволяют разнообразить занятия на консультациях, сделать подготовку более эффективной.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ 2014 года, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов, график проведения КДР.
Использование новых информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска) оказывают существенную помощь в моей работе. Использование мультимедийных презентаций при подготовке к ЕГЭ позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.
Важна психологическая подготовка учащихся, обучаю приему «спирального движения» по тесту; самоконтролю времени; оценке трудности заданий и разумному выбору; прикидке границ результатов.
И еще. Качество работы учителя измеряется только числом его успешных учеников, и ничем более. Какими бы интересными и увлекательными ни были уроки, а консультации частыми и насыщенными, если все это не приводит к конечной цели — успешной сдаче экзамена, все усилия потрачены зря. Мне кажется, путь, по которому я иду, верный, потому что он он дает неплохие результаты:
Год
| Количество учащихся
| На
2
| min
| max
| Средний балл по школе
| Средний балл по району
| 2009-2010
| 16
| 1
| 16
| 71
| 32,73
| 44, 57
| 2010-2011
| 22
| 0
| 24
| 68
| 41,05
| 46,9
| 2012-2013
| 23
| 0
| 28
| 68
| 46,3
| 43,2
|
Сложно подготовить обучающихся к ЕГЭ, это большой труд. Но не нужно этого бояться. Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете подготовить их к ЕГЭ по математике. А каждый обучающийся должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
И пока ругают или боятся ЕГЭ, я советую заниматься, не пасовать перед трудностями. Тогда результат будет хорош. Если учесть плюсы и особенности ЕГЭ, то он обязательно принесет вам успех. Я верю: кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели. Удачи! |
|
|