Главная страница

«Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»



Название«Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»
проекта
Дата09.03.2016
Размер445 b.
ТипДокументы


«Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида».

  • Автор проекта: Трунова Надежда Петровна учитель начальных классов МС(К)ОУ общеобразовательная школаVIIIвида г.Мичуринска.


«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.»

  • «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.»

  • Ш. Амонашвили



Актуальность.

  • Игра является одним из средств формирования психологических образований, необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти, воображения.

  • В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности.

  • Посредством игровой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут».

  • Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.



Цель проекта:



Задачи проекта:

  • Развитие психических процессов;

  • Формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, классификация);

  • Увеличение объёма внимания и памяти;

  • Развитие любознательности, самостоятельности;

  • Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.



Основной вопрос проекта:

  • Как с помощью игры добиться прочных знаний по математике?

  • Вопрос учебной темы:

  • Обучение учащихся посредством коррекционно-развивающих игр на уроке.

  • Учебные предметы:

  • Коррекционно-развивающие и познавательные игры математического содержания, стихотворные задачи, загадки, игра-путешествия, игра-сказка, игра-занятие, игра-развлечение.



Участники проекта:



Гипотеза:

  • Если у ребёнка не будут сформированы психические процессы такие, как память, внимание, мышление, воображение, речь, то невозможно успешное обучение ребёнка в школе.



Проблемные вопросы:

  • Какова роль игры в обучении математике ;

  • Какой материал способствует коррекции и развитию познавательных процессов;

  • Как повысить интерес обучающихся к урокам математики;

  • Как могут повлиять коррекционные занятия на результат работы по развитию познавательной деятельности обучающихся.



Методы исследования:

  • Текущие устные опросы;

  • Викторины;

  • Наблюдение;

  • Самостоятельная работа.



Ход исследования:

  • Изготовление дидактического материала;

  • Подготовка к игре;

  • Ход игры;

  • Результаты игры;



Уровень качества знаний в 1 классе (на начало учебного года) до начала реализации проекта.



Уровень качества знаний в 1 классе (на конец учебного года) на конец реализации проекта.



Результаты исследования:

  • При обучении детей математике посредством игровой коррекционно-развивающей деятельности происходит формирование высших процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

  • Многообразие и широкий спектр развивающих, коррекционных и познавательных игр математического содержания помогают учащимся адаптироваться к современным реалиям жизни.



Выводы:

  • Коррекционные приёмы обучения математике направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся;

  • Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной.

  • Применение дифференцированных заданий, учитывающих особенности слабоуспевающих детей, способствует преодолению недостатков их развития, позволяет восполнить пробелы в математических знаниях и заложить основу дальнейшего изучения курса математики.



Информационные источники:

  • В.И. Кром «Активизация познавательной деятельности на уроках математики». Начальная школа №8, 1999г.

  • И.А. Липина «Развитие логического мышления на уроках математики». Начальная школа №8, 1999г.

  • С.И. Захаров «Математику учим в игре». Начальная школа №9, 2000г.

  • Г.М. Капустина «Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №5, 2003г.

  • Л.Н. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №3, 2005г.

  • А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». М. Владос, 2004г.

  • О.А. Каробанова «Игра в коррекции психического развития ребёнка». Москва, 1997г.

  • М.Н. Перова «Дидактические игры и занимательные упражнения по математике». Москва, 1998г.

  • Т.В. Розанова «Развитие мышления аномальных школьников на уроках математики». Дефектология №3, 1985г.