«Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида». Автор проекта: Трунова Надежда Петровна учитель начальных классов МС(К)ОУ общеобразовательная школаVIIIвида г.Мичуринска.
«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.» «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.» Ш. Амонашвили
Актуальность. Игра является одним из средств формирования психологических образований, необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти, воображения. В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенствования, самореализации и социализации личности. Посредством игровой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут». Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Цель проекта:
Задачи проекта: Развитие психических процессов; Формирование приёмов умственных действий (анализ, сравнение, обобщение, классификация); Увеличение объёма внимания и памяти; Развитие любознательности, самостоятельности; Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться прочных знаний по математике? Вопрос учебной темы: Обучение учащихся посредством коррекционно-развивающих игр на уроке. Учебные предметы: Коррекционно-развивающие и познавательные игры математического содержания, стихотворные задачи, загадки, игра-путешествия, игра-сказка, игра-занятие, игра-развлечение.
Участники проекта:
Гипотеза: Если у ребёнка не будут сформированы психические процессы такие, как память, внимание, мышление, воображение, речь, то невозможно успешное обучение ребёнка в школе.
Проблемные вопросы: Какова роль игры в обучении математике ; Какой материал способствует коррекции и развитию познавательных процессов; Как повысить интерес обучающихся к урокам математики; Как могут повлиять коррекционные занятия на результат работы по развитию познавательной деятельности обучающихся.
Методы исследования: Текущие устные опросы; Викторины; Наблюдение; Самостоятельная работа.
Ход исследования: Изготовление дидактического материала; Подготовка к игре; Ход игры; Результаты игры;
Уровень качества знаний в 1 классе (на начало учебного года) до начала реализации проекта.
Уровень качества знаний в 1 классе (на конец учебного года) на конец реализации проекта.
Результаты исследования: При обучении детей математике посредством игровой коррекционно-развивающей деятельности происходит формирование высших процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Многообразие и широкий спектр развивающих, коррекционных и познавательных игр математического содержания помогают учащимся адаптироваться к современным реалиям жизни.
Выводы: Коррекционные приёмы обучения математике направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся; Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной. Применение дифференцированных заданий, учитывающих особенности слабоуспевающих детей, способствует преодолению недостатков их развития, позволяет восполнить пробелы в математических знаниях и заложить основу дальнейшего изучения курса математики.
Информационные источники: В.И. Кром «Активизация познавательной деятельности на уроках математики». Начальная школа №8, 1999г. И.А. Липина «Развитие логического мышления на уроках математики». Начальная школа №8, 1999г. С.И. Захаров «Математику учим в игре». Начальная школа №9, 2000г. Г.М. Капустина «Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №5, 2003г. Л.Н. Уфимцева «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта». Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта и развития №3, 2005г. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». М. Владос, 2004г. О.А. Каробанова «Игра в коррекции психического развития ребёнка». Москва, 1997г. М.Н. Перова «Дидактические игры и занимательные упражнения по математике». Москва, 1998г. Т.В. Розанова «Развитие мышления аномальных школьников на уроках математики». Дефектология №3, 1985г. |