|
Конспект урока алгебры в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений» Конспект урока алгебры в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений».
Учебник: Алгебра. 8 класс под ред. А.Г. Мордковича.
Тип урока: урок обобщающего повторения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;
Развивающие: формировать учебно–познавательные навыки по работе с дополнительным материалом, развивать логическое мышление, внимание;
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, взаимопомощь, умение общаться.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация. Ход урока:
Организационный момент.
Тема нашего урока «Решение квадратных уравнений». Сегодня на уроке мы с вами повторим и закрепим знания и умения решения квадратных уравнений. Каждый из вас должен уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения.
Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: “Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”.
Проверим, кто из вас порадовал бы Герберта Спенсера.
Актуализация знаний.
Прежде, чем мы приступим к работе, повторим, что вы знаете по этой теме?
Какие уравнения называются квадратными?
Является ли квадратным каждое из следующих уравнений: 5х²+8х-4=0, х²-6х+7=0, 7 х³+х²-8=0, 3х²+2х=0, 2х+3=0
Какие виды квадратных уравнений вам известны?
Составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а, в, с и укажите полные и неполные квадратные уравнения.
№
| а
| в
| с
| УРАВНЕНИЕ
| ПОЛНОЕ
| НЕПОЛНОЕ
| 1
| 2
| 0
| -18
|
|
|
| 2
| 1
| -5
| -84
|
|
|
| 3
| 3
| 2
| 0
|
|
|
| 4
| 1
| -4
| 4
|
|
|
| 5
| 3
| 0
| -12
|
|
|
|
Какое выражение называют дискриминантом?
Как по дискриминанту определить, сколько корней имеет уравнение?
Заполнить таблицу и сделать вывод о количестве корней квадратного уравнения.
Уравнение
| D=b² - 4ас
| Кол-во корней
| х² −14х +33=0
| D=
|
| х² - 5х + 6=0
| D=
|
| -х² −3х +1=0
| D=
|
| −х² +х+3=0
| D=
|
| 3х² +х=4
| D=
|
| -2х²+8х+2=0
| D=
|
|
Из истории квадратных уравнений.
Историческая справка с презентацией, подготовленная учащимися (одним учащимся или группой учащихся).
Представители различных цивилизаций: Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Греции, Древней Индии, Древнего Китая, Средневекового Востока, Европы овладели приемами решения квадратных уравнений.
Аль – Хорезми — арабский учёный, который в 825 г. написал книгу «Книга о восстановлении и противопоставлении». Это был первый в мире учебник алгебры. Он также дал шесть видов квадратных уравнений и для каждого из шести уравнений в словесной форме сформулировал особое правило его решения.
В алгебраическом трактате аль-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает шесть видов уравнений, выражая их следующим образом:
квадраты равны корням, то есть ах2 = bх;
квадраты равны числу, то есть ах2 = с;
корни равны числу, то есть ах = с;
квадраты и числа равны корням, то есть ах2 + с = bх;
квадраты и корни равны числу, то есть ах2 + bх = с;
корни и числа равны квадратам, то есть bх + с = ах2.
Трактат Аль-Хорезми является первой дошедшей до нас книгой, в которой систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы их решения. Трактаты Аль-Хорезми были в числе первых сочинений по математике переведены в Европе с арабского на латынь. До XVI в. алгебру в Европе называли искусством алгебры и макабалы.
В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг по поводу таких соревнований говорится следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары:
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая,
Нна поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам...
Стали прыгать, повисая...
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае? а) Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузначности корней квадратных уравнений.
Решение задачи Бхаскары:
(Решается учащимися в классе с помощью формул корней квадратного уравнения)
Пусть было x обезьянок, тогда на поляне забавлялось – .
Составим уравнение: + 12 = х
Х1=48; Х2=16 б) Затем учащимся предлагается решить самостоятельно еще одну задачу Бхаскары. Решают квадратное уравнение по теореме, обратной теореме Виета.
Решение задачи Бхаскары:
Сколько обезьян в стае, если квадрат пятой части, уменьшенной тремя, спрятался в пещере, и только одна осталась на виду, взобравшись на дерево?
Решение: задача сводиться к решению квадратного уравнения
и
В заключении Бхаскара делает такое замечание: «Так как есть число отрицательное, то годится только первое решение». Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2 + bх = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b и с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.
Практическая часть урока.
В школьном курсе математики подробно изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения, способ выделения квадрата двучлена, способ использования теоремы, обратной теореме Виета, графический способ.
Имеются и другие способы решения квадратных уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения.
Свойства коэффициентов квадратных уравнений:
1). Если а + в +с = 0 , то х1 = 1; х2 = с/а
2). Если а + с = в , то х1 = -1; х2 = - с/а Решите уравнения, используя эти свойства:
I вариант.
1) 14х2 – 17х + 3 = 0
2) х2 – 39х - 40 = 0
3)100х2 – 83х - 18 3= 0
| II вариант.
1) 13х2 – 18х + 5 = 0
2)х2 + 23х - 24 = 0
3)100 х2 + 97х - 197 = 0
| Ответы: 1вариант 1)1; 3/14. 2) -1;40. 3) -1;183/100.
2вариант 1)1:5/13. 2) 1; -24. 3) 1 -197/100.
Самостоятельная работа.
Урок подходит к концу. Сегодня мы повторили все необходимые математические понятия, формулы и способы решения квадратных уравнений. Итогом нашего урока будет небольшая самостоятельная работа.
Вариант 1
| Вариант 2
| Решить квадратные уравнения:
| Решить квадратные уравнения:
| При каких значениях уравнение не имеет корней.
Приведите пример.
| При каких значениях уравнение имеет два корня. Приведите пример.
| Тетради с решением учащиеся сдают на проверку.
Домашнее задание. §25, № 25.17(в,г), 25.20, 25.36
Решить старинную задачу: На вопрос о возрасте одна дама ответила , что ее возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696 , то получится одно и то же число.
Список литературы:
А.Г. Мордкович. Алгебра. 8 класс. – М. : Мнемозина, 2010
А.Г. Мордкович. Алгебра. 8 класс. Методическое пособие для учителя.
А.С. Конте. Алгебра: математические диктанты. 7 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2012
Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 8 класс. – М.: Просвещение, 2003.
|
|
|