Главная страница

Деление с остатком



Скачать 93.66 Kb.
НазваниеДеление с остатком
Дата27.02.2016
Размер93.66 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта урока

Предмет

Математика

Класс

5

Учитель

Петрова Нина Павловна

Базовый учебник

Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31- е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.

Тема урока

Деление с остатком

Номер урока

1

Цель

Формировать навыки выполнения деления с остатком; продолжить работу над текстовыми задачи

Задачи

Образовательные (формирование познавательных УУД): осуществлять поиск необходимой информации; формировать навыки деления с остатком и умение решать задачи на деления с остатком.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать свои достижения.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать уважение друг к другу, умение слушать, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие; точно и грамотно выражать свои мысли;

Тип урока

Изучение и первоначальное закрепление новых знаний и способов действий

Используемые технологии

Здоровьесберегающая, ИКТ, индивидуально-личностного обучения.

Планируемые результаты

Личностные: ясно и чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи; осознать значимость деления с остатком в практической жизни.

Познавательные: выполнять деления с остатком, решать задачи на деления с остатком.

Регулятивные: контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Делимое, делитель, неполное частное, остаток

Методы

По источникам знаний: словесный, наглядный;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный.

Виды деятельности

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Ресурсы

Учебник по математике; электронная презентация, выполненная в программе Power Point; листы самооценивания

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время в мин

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, все ваши правильные ответы должны быть оценены в карточке,

- Откройте тетради с отметкой, запишите дату, классная работа.


Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки, в тетрадях пишут дату, классная работа.

3

Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: умение ответственно относиться к учению

2. Актуализация знаний

- Устно решите примеры, в тетрадь запишите ответ и соответствующую букву.

Слайд №1 примеры и буквы

  1. 23⋅11 Е 7. 1313 ∶ 13 Н

  2. 6 ⋅ 10 И 8. 1236 ∶ 6 С

  3. 77 ∶ 11 О 9. 84 ∶ 6 Т

  4. 61 ∶ 61 А 10. 105 ∶ 5 К

  5. 400 ∶ 10 Л 11. 8 ⋅ 125 М

  6. 47 ⋅ 9 Д

- Проверьте ответы (самопроверка) и оцените свою работу.

Слайд2 ответы

- Заполнив таблицу, которая лежит у вас на столе, прочитайте тему урока.

Слайд № 3 тема урока

Учащиеся считают устно. В тетрадь записывают ответ и букву

  1. 253 Е 7. 101 Н

  2. 60 И 8. 206 С

  3. 7 О 9. 14 Т

  4. 1 А 10. 21 К

  5. 40 Л 11. 1000 М

  6. 423 Д

Проверяют ответы. Заполняют карточку

Заполняют таблицу. Читают тему урока.


5

Познавательные: умение использовать приёмы устного счёта.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вы впервые слышите о делении с остатком?

- Что вы знаете по этой теме?

- Определите цель урока,

задачи урока.

Учащиеся вспоминают, что они знают о делении с остатком из начальной школы. Формулируют цель урока и задачи урока.

5

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи урока.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Работа по теме урока

1. Слайд № 4

30 ∶ 5 47 ∶ 6 103 ∶ 10 131 ∶ 11

34 ∶ 5 42 ∶ 6 60 ∶ 7

- Прочитайте выражение.

- На какие две группы можно разделить выражения?

- Выпишите и решите те, в которых есть деление с остатком.

- Расскажите, как выполняется деление с остатком.

2. Слайд № 5

100 ∶ 8 79 ∶ 8 144 ∶ 8 115 ∶ 8 213 ∶8

- Сравните выражения. Что заметили?

- Выполните деления.

- Прочитайте, какие остатки получились при делении на 8.

- Какие остатки могут быть ещё при делении на 8?

- Сделайте вывод.

- Объясните, как сделать проверку деления с остатком.

- Проверим 1 и 2 примеры.

- Оцените свою работу, заполните карточку самооценивания


Отвечают на вопрос, выписывают примеры и выполняют деления с остатком.

34 ∶ 5 = 6 (ост.4) 103 ∶ 10 = 10 (ост.3)

47 ∶ 6 = 7 (ост. 5) 60 ∶ 7 = 8 (ост.4)

131 ∶ 11= 11 (ост.10)

Рассказывают, как выполняется деление с остатком.

Отвечают на вопрос. Выполняют деления.

100 ∶ 8 = 12 (ост.4) 115 ∶ 8 = 14 (ост. 3)

79 ∶ 8 = 9 (ост. 7) 213 ∶8 = 26 (ост. 5)

144 ∶ 8 = 18

Читают остатки, называют, какие могут быть ещё, делают вывод. (Остаток всегда меньше делителя). Объясняют, как сделать проверку деления с остатком.

12 ⋅ 8 +4 = 100

9 ⋅ 8 + 7 = 79

Заполняют карточку самооценивания

7

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выполнять деление с остатком, сравнивать, делать выводы;

Личностные: умение выражать свои мысли, аргументировать своё мнение; осознавать значимость деления с остатком в практической жизни.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.




3. С. 81 (работа по статье учебника)

- Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.


Читают статью учебника и отвечают на вопросы.








5.Физминутка

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки в бок вперед смотри – это три.

На четыре – поскакать.

Две руки к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть - это шесть

Выполняет вместе с учениками.

Выполняют вместе с учителем.


2




6. Решение задач

- Применим деления с остатком при решении жизненных задач.

1. С. 81 № 259(самостоятельно с последующим разбором у доски)

Слайд № 6

Алгоритм решения текстовой задачи

1. Внимательно прочитай задачу.

2. Определи объекты, о которых идёт речь в задаче и связь между ними.

3. Составь план решения задачи.

4. Реши задачу в соответствии с планом.

5. Ещё раз прочитай вопрос задачи, обдумай его и запиши правильный ответ.

2. С. 81 № 530 (работа в паре)

3. С. 82 № 531(самостоятельно)

- Выполнить самооценку и заполнить карту.


Читают задачу, определяют объекты, о которых идёт речь, записывают краткую запись условия задачи, составляют план решения, решают задачу.

Болванка одна 20 кг, всего их 10

Деталь одна 18 кг. Найти количество деталей и сколько чугуна останется?

План решения (записывают в тетрадь)

  1. Найти массу 10 болванок, т.е. всего чугуна.

  2. Найти количество деталей и

сколько чугуна останется.

Решение задачи.

  1. 20 ⋅ 10 = 200 (кг) всего чугуна

  2. 200 ∶ 18 = 11 (болванок) остаток 2 кг.

Ответ: 11 болванок, 2кг.

Решают №530(в паре)

200 ∶ 6 = 33 (пододеяльника) – 2м останется

Ответ: 33пододеяльника можно купить, останется 2 м полотна.

Решают № 531(самостоятельно)

  1. 41 ⋅ 12 = 492 (кг) чугуна потребуется для 41 детали

  2. 492 ∶ 16 = 30 (ост. 12) если взять 30 болванок, то не хватит 12 кг, значит, потребуется 31 болванка.

  3. 16 – 12 = 4 (кг) чугуна останется

Ответ: 31болванка, 4 кг

Заполняют карточку самооценивания


16

Познавательные: умение извлекать из математических текстов необходимую информацию, составлять план решения задачи.

Личностные: умение проявлять инициативу при выполнении заданий;

осознавать значимость деления с остатком в практической жизни.

Коммуникативные: умение строить в паре продуктивное взаимодействие.

7. Рефлексия

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли цели?

- Что было трудным на уроке?

- Какой остаток может быть при делении на 14?

- При делении на 350 получился остаток 353, правильно ли выполнено деление?

Отвечают на вопросы учителя

5

Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

8.Задание на дом

С. 84 № 550, № 552




2






423

253

40

253

101

60

253

206

77

206

14

1

14

21

77

1000

















































Карточка самооценивания

ФИ Дата

Устный счёт

6,7 – 1 балла

8-10 – 2 балла

11 – 3 баллов


Примеры

6,7 -1 балл

8, 9 – 2 балла

10 – 3 балла

Задачи

после разбора – 1б

с подсказ. – 2 б.

самост.- 3б.


Итог

5- 9 б –«3»

10 -12 б – «4»

13-15 б – «5»


529

530

531