|
Декарт (Descartes), Рене французский математик, ученый и философ, считающийся основателем новоевропейской философии
Декарт (Descartes), Рене — французский математик, ученый и философ, считающийся основателем новоевропейской философии.В математике Декарт первым ввел понятие переменной и функции, предложил систему координат и способ записи математических формул, который используется до сих пор. В физике первым высказал идею эфира (посредника между удаленными телами), объяснил явление радуги — как простой, так и двойной. В физиологии первым высказал мысль о существовании рефлекса; изучал болевые каналы и свойства глаза. Огромное влияние оказала философия Декарта: он разработал метод решения научных задач, основанный на интуиции и дедукции.
--------------------------------------------
Рене Декарт
Рене Декарт (1596-1650) родился во Франции в дворянской семье. Учился в привилегированном учебном заведении — иезуитском Коллеже Ла Флеш. Принимал участие в 30-летней войне в качестве офицера. Долгое время прожил в Голландии, затем в Швеции. Главные философские труды «Рассуждения о методе», Метафизические размышления».
В математике ввел прямоугольную систему координат, переменную величину. В оптике открыл закон преломления света. В физиологии обратил внимание на важнейшее значение кровообращения. В философию внес радикальное методическое сомнение. Если из истины человек делает долг, то за него он ответственен, прежде всего, перед самим собой. Быть правдивым по отношению к самому себе есть основное условие всяческой правдивости. Большинство хвалится своей искренностью по отношению к другим, но живет в величайшем ослеплении относительно самого себя. Из всех обманов самообман — самый худший и наиболее часто встречающийся. Всякая мнимая истина и воображаемое познание состоят в интеллектуальном самообмане, который, в сушности, является моральным самообманом. В борьбе с самообманом в любой форме Декарт проявил себя как бесстрашный и величайший мыслитель.
В 1619-162 гг. Декарт пережил внутренний кризис, особенно во время зимнего стояния в Нейбурге. Озарение пришло 10 ноября 1619 г. Философия предстала перед ним как темный хаос. Математика же светила полной ясностью. Он захотел внести свет в этот хаос. Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и отчетливое мышление. Темные представления следует разлагать на составные части и постепенно прояснять их шаг за шагом.
Декарт поставил вопрос: как доказать, что все окружающее меня не сон? Для этого он ввел принцип корректности: если мое переживание тесно связано со всем ходом предшествующей жизни и вытекает из нее, то велика вероятность того, что данное переживание не сон.
Цель картезианского сомнения: будь правдив по отношению к самому себе, не позволяй себя убеждать, что ты таков, каким ты не являешься, что ты познал то, что тебе не вполне ясно, что ты веришь в то, в чем в сущности сомневаешься или должен бы сомневаться. Если демон меня обманывает, то становится ясно, что и я существую, так как того, кого нет, нельзя и обмануть. Значит, можно сомневаться во всем, кроме достоверности самого сомневающегося. Мыслю, следовательно, существую.
Я — последний принцип философии и радикальное новшество Декарта. Декарт впервые в европейской философии установил абстракцию субъекта как мыслящей вещи. Он также противопоставил субъект и объект. Сознание у Декарта тождественно разуму. Сознанием, с точки зрения Декарта, человек обладает не от рождения, а лишь после прохождения школы философского метода: его легко освоить, он может быть сообщен любому человеку, он всегда приводит к истине. В сфере познания Декарт был рационалистом, т.е. полагал, что истинное познание возможно лишь с помощью разума. Наилучшими методами познания представлялись те, которые основаны на разуме, т.е. дедукция и интеллектуальная интуиция.
Основная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрожденной во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.
Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по предположению Декарта, посредством особого органа – т. н. шишковидной железы. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по Декарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.
Декарт выстроил такую онтологическую триаду: Я-Бог-мир. Бог — это путь, который выводит субъекта в мир. Природа подвергалась Декартом такому обесцениванию, которого не испытывала во всей предшествовавшей истории. Ценно лишь то, что изготовлено руками человека. Декарт настаивал на том, что растения и животные суть машины, не имеющие внутреннего мира. Это имело в дальнейшем социокультурные следствия:
• отвергалось этическое сомнение по поводу опытов над животными (картезианская биология);
• отвергалась загадка чужой душевной жизни. Метод один, значит, и сознание у всех одинаково. Безумие есть социальная бесполезность. Безумец, по сути, — не человек. Его и жалеть нельзя (картезианская психология и психиатрия). «Иллюзия изготовимости». Стремление европейской науки создать «вторую природу», технический мир Прежнее понятие природы лишается своей эмоциональной окраски. Классическая наука и картезианская философия порождают идею машины, так как эксперимент есть машина в зародыше. Правила метода:
1. Никогда не принимать за истинное ничего, что не признается таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения- Включать в свои рассуждения только то, что представляется ему столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
2. Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
3. Располагать свои мысли в определенном порядке. Начинать с предметов простейших и легко познаваемых, восходить, как по ступеням до познания наиболее сложных. Допускать существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
4. Делать всюду полные перечни, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. |
|
|