Главная страница


«Чему и как учить до школы»



Скачать 81.83 Kb.
Название«Чему и как учить до школы»
Воспитатель МБДОУ «Ягодка»
Дата04.08.2016
Размер81.83 Kb.
ТипДокументы



Консультация для родителей на тему: «Чему и как учить до школы».

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ «Ягодка»

Г. Ноябрьск, мкр. Вынгапуровский

Шилец Татьяна Сергеевна

Хочу всё знать и уметь

Когда мы говорим об обучении, то, как правило, имеем в виду школьное обучение. Однако фактически обучение начинается с момента рождения и имеет целью приспособлениеребёнка к требованиям к жизни. Ни один вид на земле не зависит от своей способности к обучению в такой мере, как человек. В конечном счете, обучение - основной фактор выживания человека. По мнению специалистов, обучаемостъ ребёнка, то есть скорость продвижения в умственном развитии, существенно выше, чем взрослого, Э.Торндайк считает, что к трём годам жизни ребёнок проходит уже полпути своего умственного развития. Существует много данных и о том, что обучаемосгь школьников младших классов выше, чем старших.При этом обучение дошкольника происходит главным образом в ходе его общения со взрослыми, его исследовательской и игровой деятельности, то есть не в ситуации специально организованного педагогического процесса. А те сложности, которые могут обнаружиться в последнем, можно и нужно
прогнозировать ещё у дошкольника, рассматривая обучение какчастный случай поведения ребенка. Поведение же находится в зависимости от зрелости и уровня функционирования мозга ребенка. Так, поведение ребёнка в течение первых двух лет жизни определяется созреванием мозговых систем памяти. Только при ее достаточном развитии становится возможным направленное внимание, запечатление и воспроизведение фактов и слов. Дошкольник должен выучить язык, обучиться многочисленным играм и правилам поведения. Он должен овладеть своим телом как инструментом, в том числе научиться поддерживатъ равновесие. Ребёнку необходимо также научиться правильно,обращаться с различными объектами и умело пользоваться мнотчисленными инструментами.



Основные условия успешного обучения: 

  • сохранные, нормально функционирующиемозговые системы;



  • поддерживаемая и развиваемая семьёй и культурной


  • традицией потребность в обучении;





  • доступность средств и возможностей обучения.


Именно по этому мы рассматриваем подготовку ребёнка к школе не как избирательное формирование некоторых, необходимых навыков (умение считать, читать и т.д.), а в контекстеего биологического и социального развития.

Как начинать готовить ребёнка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки этих и подобных вопросов волнуют не только специалистов, но и родителей. Единого для всех рецепта нет и быть не может: с одним ребёнком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать. А
четвёртого учить по минуточкам сидеть и внимательно работать. Одно ясно: готовить ребёнка к школе, обучать можно буквально с рождения и все, чему вы научите ребенка, а
главное - чему он научится в раннем детстве сам, оплатится сторицей. Хотя существуют и другие мнения: одни считают, что нужно начинать готовить ребёнка к школе с трёх лет,
другие - за год до поступления в школу. Мы склонны считать, что весь период развития ребёнка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идёт подготовка к
школе. Но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребёнка, не требовать непосильного только потому, `что «другие дети уже умеют это», дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь, потом переходить к чему - то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможности ребенка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учиться, снижается интерес к новому, незнакомому, а значит, затрудняется процесс обучения.

Можно попробовать «нарисовать» суммарный «портрет» первоклассника, не готового к школе, и, отталкиваясь от этого, решить, чему и как учить до школы. Отберем для «портрета» самые характерные черты:

  • чрезмерная игривость;

  • недостаточная самостоятельность;

  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гипер – активность;

  • неумение общаться со сверстниками;

  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно – моторных координаций ( неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

  • недостаточное развитие произвольной памяти;

  • задержка речевого развития ( это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т.п.).

Как правило, эти «недостатки» ребёнка нс единичны, а встречаются в комплексе, что значительно осложняет адаптацию к школе и дальнейшее обучение. Не все родители считают, что подготовка к школе — их забота. Многие(особенноте‚ чьи дети ходят в детский сад) стремятся перепоручить все воспитателям детского сада и
нередко возмущаются плохой или недостаточной работой с детьми. Другие думают, что все придёт само собой - «вырастет» - «научится» - и не следует уделять подготовке к
школе специального внимания. Конечно, в детском саду ведется обязательная работа с детъми , но кто лучше знает своего ребёнка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и
терпение, необходимые в работе с малышом?

Пофантазируйте и обязательно найдёте то, что интереснее вашему ребёнку. 
Необходимые занятия ребёнок получает не только в процессе общения со сверстниками, но и в процессе активной деятельности. Не удивляйтесь, что он стремится разобрать 
новую машину, не очень ругайте его, если в порыве любознательности вдруг окажутся разобранными до винтика часы, не отмахивайтесь от желания вашей дочери пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением. Свойствами новых предметов
действий, путь познания.

Все дети любознательны, и их потребность в новом следует целенаправленно развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.

Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребёнка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина трибы: лисичку и сыроежку, подберёзовик и опенок, мухомор.
Разберитесь, что общего у них, в чём отличие. Попутно разберитесь, какие грибы съедобные, какие нет. Можно рассказать, как заготавливать трибы на зиму: сушить,
мариновать, солить. Можно рассказать, как готовят себе грибы на зиму белочка и ёжик. Это только один пример. Но важен принцип. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребёнке наблюдательность, творческое воображение.

Воображение ребёнка развивают книги, фильмы, спектакли. Дошкольнику доступны не только обобщения, классификация,но и понимание таких общих свойств действительности, как пространство и время (времена суток и времена года, возраст). Им доступен довольно сложный анализ, и умение делать выводы.

Четырехлетняя Анечка спрашивает:

- Сейчас морковка молодая, а потом будет зрелая?

- Да
-А потом состарится?

- Если будет долго лежать—сморщился, завянет, можно считать—состарится.

Анечка надолго задумывается, а потом делает неожиданный для мамы вывод:

- Все, как у людей : я - молоденькая, ты, мама, -зрелая, а бабушка – старенькая.

Ребенок в этом возрасте очень любопытен, ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Развитию логического мышления способствует решение тех задач, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, но вы можете стимулировать этот процесс вопросами типа : как? что? почему? а если бы? что, если?.. Ребенок учится при этом самостоятельно рассуждать, предполагать, делать выводы. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. Думаем, что в таком не следует делать вид, что вы очень хорошо знаете, как ответить на этот вопрос, но постарайтесь узнать и потом расскажете. Слово свое обязательно сдержите. Одним из источников знаний ( вы можете искать ответы на неясные вопросы вместе) является научно – популярная литература: энциклопедии, книги о природе, жизни растений и животных).

Важным источником знаний, механизмов развития, познавательной деятельности являются разного рода дидактические игры.

Познавательная деятельность дошкольника имеет свои отличия: ему уже важен не только конечный результат,но и сам процесс, ход деятельности, способ выполнения задачи. И это имеет большое значение,так как осознание деятельности и является начальной формой необходимой в дальнейшей учебной деятельности.