|  |   Арифметический способ решения задач на смеси и сплавы|  Арифметический способ решения задач на смеси и сплавы.  
       Задачи, которые мы будем решать, относятся к традиционным задачам математики. Они охватывают большой круг ситуаций: смешение товаров разной цены, жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Когда-то они имели исключительно практическое значение. В настоящее время эти задачи часто встречаются в тестах на выпускных экзаменах и на вступительных экзаменах в вузы. 
 Мы рассмотрим задачи на смешивание, которые можно решить не только алгебраически, то есть с помощью уравнения, но и арифметическим способом.
 
 Для успешной работы нам понадобится повторить основные понятия этой темы.
 
 Ход урока
 
 I. Фронтальная работа с классом.
 
 1. Сформулируйте определение концентрации.
 
 (Слайд 1)
 
 (Концентрация вещества в смеси – это часть, которую составляет масса вещества в смеси от массы смеси) Нахождение части от целого. В химии вы называли эту величину массовой долей вещества.
 
 Концентрация вещества может быть указана и числом и %.
 
 2. Объясните значение высказываний:
 
 (Слайд 2)
 
 а) Концентрация раствора 3 %;
 
 (В 100 г раствора содержится 3 г вещества).
 
 в) Молоко имеет 1,5 % жирности;
 
 (В100 г молока содержится 1,5 г жира).
 
 с) золотое кольцо имеет 583 пробу?
 
 (В1 г кольца содержит 583 миллиграмма золота).
 
 Сколько сахара содержится в 200 г 10%- го сахарного сиропа?
 
 Теперь давайте попробуем решить устно несколько задач.
 
 3. К одной части сахара прибавили 4 части воды. Какова концентрация полученного раствора?
 
 (1: 5 ·100 = 20 %)
 
 (Слайд 3)
 
 4. Килограмм соли растворили в 9 л воды. Какова концентрация раствора?
 
 (1 : 10 ·100 = 10%)
 
 (Слайд 4)
 
 II. Решение задач
 
 Конечно, вы понимаете, что не все задачи можно решить устно. Следующую задачу мы решим с вами с помощью уравнения.
 
 №1. В каких пропорциях нужно смешать раствор 50 % и 70 % кислоты, чтобы получить раствор 65 % кислоты?
 
 (Слайд 5)
 
 Для решения задачи я попрошу вас заполнить таблицу, которая находится у вас на столе.
 
       | 
 
 | Концентрация
 
 | Масса раствора ( г )
 
 | Масса кислоты ( г )
 
 |   | I раствор
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | II раствор
 
 | 
 
 | 
 
 
 | 
 
 |   | смесь
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |  (Слайд 6)
 
 Заполняем 1-й столбик. Здесь мы указываем концентрацию растворов.
 
 Заполняем 2-й столбик. Здесь мы указываем массу каждого раствора. Предположим, что первого раствора нужно взять х г, а второго у г. Считаем, что при смешении нет потерь массы, то есть масса смеси равна сумме масс смешиваемых растворов.
 
 Тогда масса смеси будет (х + у) г.
 
 Теперь заполним 3-й столбик. Найдем количество чистой кислоты в 1-ом растворе. Это 0,5х г, во втором растворе 0,7у г, а в смеси будет 0,65(х + у) г кислоты.
 
 По условию задачи составим и решим уравнение.
 
 (Слайд 7)
 
 0,65 (х + у) = 0,5 х + 0,7 у,
 
 65 х – 50 х = 70 у – 65 у,
 
 15 х = 5 у,
 
 3 х = 1 у,
 
 х : у = 1 : 3.
 
 Нужно взять: 1 часть раствора 50% кислоты и 3 части раствора 70% кислоты
 
 Ответ: 50% раствора кислоты -1 часть, 70% раствора кислоты - 3 части.
 
 А теперь я хочу предложить вам схему решения этой задачи арифметическим методом, который позволяет решить ее практически устно. Запишем концентрацию каждого раствора кислоты и концентрацию смеси так:
   
 
  
 Вычислим, на сколько концентрация первого раствора кислоты меньше, чем концентрация смеси и на сколько концентрация второго раствора кислоты больше, чем концентрация смеси и запишем результат по линиям:
 
 (Слайд 8)
 
 
  
 Таким образом, 5 частей нужно взять 50% раствора кислоты и 15 частей 70% раствора кислоты, то есть отношение взятых частей
  . Окончательно получаем: 50% раствора кислоты-1 часть, 70% раствора кислоты-3 части. Сравните полученные результаты. Делаем вывод: получили один и тот же ответ, но времени затратили гораздо меньше. 
 Вовсе не случайно в старые времена отношение масс смешиваемых вещей находили таким образом. Но вряд ли все ученики, получавшие правильные ответы описанным способом, понимали тогда смысл выполняемых действий.
 Докажем справедливость этого способа.
 
 В каких пропорциях нужно смешать растворы а % и b % кислот, чтобы получить раствор с % кислоты?
 
 Заполним вторую таблицу.
 
 (Слайд 9)
 
       | 
 
 | Концентрация
 
 | Масса раствора ( г )
 
 | Масса кислоты ( г )
 
 |   | I раствор
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |   | II раствор
 
 | 
 
 | 
 
 
 | 
 
 |   | смесь
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 
 |  Заполняем 1-й столбик. Здесь мы указываем концентрацию растворов.
 
 Заполняем 2-й столбик. Здесь мы указываем массу каждого раствора. Предположим, что первого раствора нужно взять х г, а второго у г. Считаем, что при смешении нет потерь массы, то есть масса смеси равна сумме масс смешиваемых растворов.
 Тогда масса смеси будет (х + у) г.
 
 Теперь заполним 3-й столбик. Найдем количество чистой кислоты в 1-м растворе. Это 0,01·ах г, во втором растворе 0,01·bу г, а в смеси будет 0,01·c(х + у) г кислоты.
 
 Составим и решим уравнение
 
 (Слайд 10)
 
 0,01·c(х + у) = 0,01·ах + 0,01·bу,
 
 cx +cy = ax + by
 
 х(с – а) = у(b – c),
 
 
  
 Заполним схему, учитывая, что а < c < b.
 
 
  
 Теперь понятно, почему эта схема давала правильные результаты.
 
 Давайте применим этот способ для решения задач.
 
 №2. В каких пропорциях нужно сплавить золото 375 пробы с золотом 750 пробы, чтобы получить золото 500 пробы?
 
 (Слайд 11)
 
 Итак составляем схему.
 
 (Слайд 12)
 
 
  
 Чтобы получить золото 500 пробы нужно взять: 2 части золота 375 пробы и 1 часть золота750 пробы.
 
 Решим следующую задачу.
 
 №3. Морская вода содержит 5 % соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5 %?
 
 (Слайд 13)
 
 (Слайд 14)
 
 
  
 
  Нужно взять 7 частей пресной воды и 3 части морской воды. По условию нам известно, что морской воды 30 кг и это 3 части нового раствора. Значит на одну часть приходится 10 кг. Следовательно 7частей пресной воды – это 70 кг. 
 Ответ: нужно добавить 70 кг пресной воды.
 
 А теперь я попрошу вас составить задачу на смешение и решить ее алгебраическим способом. (Самостоятельная работа). Какие это могут быть задачи? На смешение товаров разной цены, жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Запишите условие задачи, приведите схему решения и решите ее. Несколько лучших задач мы рассмотрим на доске.
 
 Подведем итог урока. Сегодня мы познакомились с алгебраическим способом решения задач на смешение. Конечно, не все задачи можно решить этим способом, но я думаю, что вам интересно было познакомиться с ним.
 | 
 |  |